Конспект урока по обучению грамоте на тему «Письмо строчной буквы а»


Тема урока: «Письмо строчной буквы а»
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите,
Все в порядок приведите.
Сегодня на уроке нам потребуется пропись, ручка, касса букв, черновик. Проверьте, все ли у вас на месте. Лишнее убираем с парт. Кто приготовился к уроку, поднимаем на меня глазки.
Сообщение темы урока. «Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать строчную букву а».
Сегодня к нам на урок пришел гость. Давайте же узнаем, как его зовут. Игра называется «Подскажи словечко»
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор………….(Айболит).
-Правильно!
-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. А кто знает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)
-Кто такой доктор Айболит?
-Молодцы! Он лечит больных зверей.
-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)
-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)
- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)
-Молодцы. На уроке чтения мы с вами изучили звук (а). А сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук.
-А каких зверей лечил Айболит? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. ( лиса, заяц, жираф)
-Очень хорошо!
- Скажите, какие фрукты, имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (апельсин, айва, абрикос, авокадо).-Правильно!
-Ребята, сегодня на уроке м ы познакомимся с буквой а. Какой звук обозначен этой буквой? Произносем хором « а- а- а- а».
– Какой он гласный или согласный? (гласный).
-Почему?
Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.
Разминка.
-А теперь вместе со мной повторяем:
Астра, азбука, айва
Начинается на А,
И кончаются на ААстра, азбука, айва.
-Очень хорошо!
«Доскажи словечки».
-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его….(арбуз)
-Правильно, арбуз.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль)
-Правильно , автомобиль.
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква…
-Молодцы! С заданием справились.
2. Чтение учителем стихотворения.
-А теперь слушайте стихотворение про букву А.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
-Ребята, буква А-самая первая в алфавите. А вы знаете почему? Сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Почему А первая?»
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. -Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а?- шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали гласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз , апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
-Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово?-не унималась Я.
- Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике . А всем известно , что адмирал должен быть всегда впереди!
-Так!-сказал твердый знак.
Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.
-Так почему же буква А первая в алфавите?
Изучение нового материала.
А теперь познакомимся с этой буквой.
-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.
– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.
Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Посмотрите на письменную букву а. (показать карточку). Из каких элементов она состоит? (малый овал, короткая наклонная с закруглением внизу).А сейчас вам покажу, как пишется строчная буква а. Ставлю ручку чуть ниже верхней линейки рабочей строки. Пишу малый овал, довожу ручку до верхней линейки рабочей строки и пишу короткую наклонную с закруглением внизу (образец на доске).
Письмо в воздухе. А теперь поднимите правую руку вверх и повторяйте за мной. ИИИ раз, ИИИ два, ИИИ… А теперь вы считайте, а я буду писать.
Пальчиковая гимнастика. Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз - большие
Это самый вкусный груз! все пальцы сжимаются и разжимаются.
В наших прописях на странице 10 посмотрим на строчную буку а и обведем ее обратной стороной ручки(сухим пером).
Обведем строчную букву а по серому цвету(стр. 10). Учитель ходит и исправляет ошибки: правильная посадка.
Открываем черновики и пробуем написать по 2 буквы а. (учитель исправляет ошибки). Дети дописывают строчку до конца.
Гимнастика для глаз.
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)Пропись, стр. 11, Дети обводят 1-2 строчки.
Посмотрите на доску как правильно пишутся соединения буквы а с буквами, которые мы уже изучили ( аг,ап,ар,ат). Обведите эти соединения у себя в прописи так же красиво, как и на доске.
4. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали( выпрямиться, ходьба на месте)
На носочках потянулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
5. На доске мы видим знакомые элементы букв. Кто мне сможет сказать, как они называются? (прямая наклонная, короткая наклонная с закруглением внизу, длинная наклонная, короткая наклонная с закруглением вверху и внизу, короткая наклонная с закруглением вверху, малый овал).
Какие буквы мы можем составить из этих элементов? (Г, П, Т, Р, И, А)
А теперь давайте напишем в наших прописях на странице 11 слова, состоящие из этих букв (пар, пара, игра, рота).
А сейчас я буду называть вам слова, если вы услышите звук а, то вы должны записать его в своих черновичках.
Слова: астра, стол, море, мята, арбуз, сирень, тетрадь, ромашка, рыба, ручка, снег, клевер. Сколько букв вы записали? (7).
6. Итог занятия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Оценивают себя с помощью смайликов.
Ножка, ножка и черта-
Получилась буква «А».
С этой буквой подружись
И скорей писать учись!