Конспект по истории на тему Восточные славяне (6 класс)


Урок № ___ Дата______
(Слайд № 1) Тема. Восточные славяне
(Слайд № 2) Цели урока: дать представление учащимся о происхождении славян и территории их расселения, охарактеризовать быт, хозяйственные занятия и верования; выявлять причинно-следственные связи; воспитывать у учащихся интерес к изучению истории своей страны, народа.
Тип урока: комбинированный.
(Слайд № 3) Структура урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
IV. Мотивация учебной деятельности
V. Изучение нового материала
1. Происхождение и расселение восточных славян.
2. Занятия славян.
3. Быт и нравы.
4. Верования.
5. Управление.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тестирование
1. Когда на территории нашей страны появились древние люди?
а) Примерно 600 тыс. лет назад;
б) Примерно 700 тыс. лет назад;
в) Примерно 800 тыс. лет назад.
2. Где впервые на территории нашей страны появились древние люди?
а) На Северном Кавказе и в районе реки Кубань;
б) На территории нынешней Украины;
в) В Среднем и Нижнем Поволжье.
3. Какое занятие стало главным у древних людей, которые жили в суровых условиях последнего ледникового периода?
а) Земледелие;
б) Загонная (облавная) охота;
в) Скотоводство.
4. Как называются люди, которые производят различные изделия, орудия труда?
а) Старейшины;
б) Вожди;
в) Ремесленники.
5. Где обитали финно-угорские племена?
а) От Балтийского моря до Уральских гор;
б) От Балтийского до Чёрного морей;
в) В Северном Причерноморье.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Вопросы
1. Знакомо ли вам понятие «восточные славяне»? Кто они такие?
2. Имеет ли этот народ отношение к территории нашей страны? Какое?
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы познакомимся с восточными славянами.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Происхождение и расселение восточных славян.
Рассказ учителя
(Слайд № 4) Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Примерно во 2 тыс. до н.э. произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. В V в. до н.э. они разделились на балтов и славян. В V в. н.э. славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского морей. В ходе движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. (Слайд № 5) Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др. 
2. Занятия славян.
Работа с учебником (стр. 16–17)
Вопросы и задания
1. Назовите главное занятие славян.
2. Что такое подсечно-огневая система земледелия у славян? Сравните подсечно-огневую систему и переложную.
3. Какие сельскохозяйственные орудия труда использовали славяне?
4. Какие сельскохозяйственные культуры возделывали славяне?
5. Какие ремесла были у славян?
3. Быт и нравы.
Рассказ учителя
(Слайд № 6) Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Они состояли из 5–10 дворов. Славяне жили семьями в домах – полуземлянках площадью 10–20 м. Стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов. 
Работа с историческим документом (стр. 22)
4. Верования.
Работа с учебником (стр. 19–20)
Вопросы
1. Как возникли религиозные верования славян?
2. Почему верования древних славян называют язычеством?
3. Как в язычестве отразились занятия славян?
5. Управление.
(Слайд № 7) Задание
Работая с текстом пункта «Управление» § 2 составьте схему «Управление племенем восточных славян».
VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Исторический диктант
1) Предками русского, украинского и белорусского народа являлись ….
2) Основными занятиями этих племен были ….
3) В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда ….
4) По религиозным верованиям племена были ….
5) Изображения славянских богов назывались ….
6) Высшим органом власти у славян было ….
Коды ответов
Восточные славяне – 1
Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство – 2
Соху, борону и серп – 3
Язычниками – 4
Идолы – 5
Вече – 6
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Рефлексия
(Слайд № 8) Задание
Какое впечатление произвёл на вас урок? Поднимите красный квадратик, если вам было трудно, но интересно, жёлтый квадратик, если вам было легко и интересно, синий квадратик, если вам было трудно и неинтересно.
Выставление оценок
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(Слайд № 9) § 2 (читать). Ответить на задания рубрики «Проверяем свои знания».