Ответы на задания С , теоретический материал для подготовки к тестированию


Приложение №2
Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами
51.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов. 
Ответ: 1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес. 3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья. 
52.Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано? 
Ответ: 1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы. 
53.Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы? 
Ответ: 1)бластула обозначена буквой Г; 2)бластула формируется при дроблении зиготы; 3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы. 
54.Почему грибы выделяют в особое царство органического мира? 
Ответ: 1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу; 2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена; 3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов; стенка содержит хитин; 4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков. 
55.В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. 
Ответ: 1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных. 
56.Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака. 
Ответ: 1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, ненаследственной) изменчивости; 2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня). 
57.Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий. А Б 
Ответ: 1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша; 2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма; 3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов. 
58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей. 
Ответ: 1)бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов; 2)по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы; 3)высокая скорость размножения путем деления; 4)анаэробы и аэробы; 5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор. 
59.Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? 
Ответ: 1)содержанием кислорода; 2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно – воздушной среде); 3)степенью освещенности; 4)плотностью. 
60.В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты — ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма? 
Ответ: 1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод; 2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы. 
61.Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют? 
Ответ: 1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ, размножение, раздражимость, адаптация; 2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе; 3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности. 
61.Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех признаков. 
Ответ: 1)грибы — одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей — гифов; 2)грибы — гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты); 3)размножение грибов: спорами, частями грибницы — вегетативное размножение; почкованием у дрожжей; половое размножение некоторых грибов. 
62.Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин. 
Ответ: 1)непосредственно повреждают органы и ткани растений; 2)загрязняют почву, уменьшают плодородие; 3)понижают продуктивность растений. 
63.Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? 
Ответ: 1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше; 2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде. 
64.Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия. 
Ответ: 1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей замкнутая; 2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне; 3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд. 
65.К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2? Назовите других представителей этого типа. 
Ответ: 1)к типу Кишечнополостных; 2)1 – эктодерма, 2 – кишечная полость; 3)коралловые полипы, медузы. 
66.В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных? 
Ответ: 1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела; 2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды. 
67.Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому? 
Ответ: 1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности; 2)иРНК – копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме. 
68.В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков. 
Ответ: 1)у папоротников появились корни; 2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань; 3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком. 
69.Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него. 
Ответ: 1)зародышевый листок – энтодерма; 2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания); 3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции. 
70.Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров. 
Ответ: 1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 3)служат пищей для хищников; 4)удобряют почву. 
71.В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? 
Ответ: 1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены. 
72.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Согласно хромосомной теории наследственности: 1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза. 
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — место расположения гена — локус; 2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом; 3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере. 
73.Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин. 
Ответ: 1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные; 2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные; 3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения. 
74.Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена? 
Ответ: 1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла; 2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ; 3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ. 
75.В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено. 
Ответ: 1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба; 2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз. 
76.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом. 
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — мономерами белков являются аминокислоты; 2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК; 3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК. 
77.Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости? 
Ответ: 1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы; 2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой; 3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется); 4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика. 
78.Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий. 
Ответ: 1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым; 2)уменьшение челюстного аппарата; 3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти; 4)уменьшение надбровных дуг. 
79.Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости? 
Ответ: 1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы. 
80.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое. 
Ошибки допущены в предложениях: 1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная); 2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков; 3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным. 
81.Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека? 
Ответ: 1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена; 2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител; 3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма. 
82.Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира. 
Ответ: 1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму; 2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры). 
83.Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему. 
Ответ: 1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления; 2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови. 
84.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая. 
Ошибки допущены в предложениях: 1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных — по две пары); 2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые; 3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая. 
85.Каковы функции пищеварительной системы человека? 
Ответ: 1)механическая обработка пищи; 2)химическая обработка пищи; 3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков; 4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу. 
86.Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков. 
Ответ: 1)большим разнообразием популяций и видов; 2)широким расселением на земном шаре; 3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях. 
87.Почему пищу надо тщательно пережёвывать? 
Ответ: 1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает перевариваться; 2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается. 
88.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию. 
Ошибки допущены в предложениях: 1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться; 2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются; 3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство. 
89.Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду? 
Ответ: 1)летом у человека усиливается потоотделение; 2)с потом из организма выводятся минеральные соли; 3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма. 
90.Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? 
Ответ: 1)сходством строения систем органов; 2)наличием волосяного покрова; 3)развитием зародыша в матке; 4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве. 
91.Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека? 
Ответ: 1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне; 2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы. 
92.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна. 
Ошибки допущены в предложениях: 1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; 2)4 — популяция является структурной единицей вида; 3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы. 
93.Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль. 
Ответ: 1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения; 2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания; 3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания; 4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу. 
94.Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции. 
Ответ: 1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца. 
95.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит. 
Ответ: 1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза; 2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды); 3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом. 
96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного? 
Ответ: 1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета; 2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном. 
97.Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните. капилляр 
Ответ: 1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови); 2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением; 3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б). 
98.Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека? 
Ответ: гиподинамия приводит: 1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела; 2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма; 3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения. 
(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) 99.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях? 
Ответ: 1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки. 
100.С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. 
Ответ: 1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.