Экологический проект Из каждой почки — зеленые листочки


Проект «Из каждой почки - зелёные листочки»
Время реализации проекта:  весенний период – месяц март.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.
Участники проекта: дети старшеподготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель Левковская Елена Анатольевна
Направленность работы: исследовательская.
Проблема:
Тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались, что происходит с деревьями весной, что такое почки, и могут ли листочки там убраться, почему появляются листочки, как это происходит.
Цель проекта:
1.      Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.
2.      Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).
3.      Показать значение воды и тепла для распускания листьев на деревьях.
4.       Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, сравнивать, делать умозаключения.
5.      Привлечь родителей к проектной деятельности,  показать значимость исследований и наблюдений детей в природе  в развитии познавательных способностей, любознательности.
Программные задачи:
1.     Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.
2.     Обнаружить изменения в состоянии веток - почки на веточке (спят), показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
3.      Вызвать у детей познавательный интерес  к явлению распускания листьев на деревьях.
4.     Развивать способности анализировать изменения, происходящие с растениями, находящимися в домашних и обычных условиях природы.
5.      Развивать наблюдательность детей за природными  объектами, явлениями, с ними происходящими.
6.     Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло)
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход.
 
Перспективное планирование:
1. Наблюдение за деревьями: в группу внести несколько веточек клена, каштана и берёзы. Поставить в разные баночки с водой, несколько веток поставить без воды.
2. Определение, в каких условиях появляются листья из почек.
3. Просмотр презентации на тему: «Изменения в природе весной»
4. Рассматривание картинок «Деревья», на которых изображены деревья  и листья.
5. Сравнение темпов появления листьев на разных деревьях.
6.  Рассказ детей.
7. Вывод 
Этапы исследования
1 этап.  Постановка проблемной ситуации.
Наблюдение за почками деревьев и кустарников.
Цель: расширять знания детей о деревьях и кустарниках; сравнить, их почки. Способствовать повышению интереса к исследованию.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.
Я, раскрывая почки,
  В зеленые листочки
Деревья одеваю,    
    Посевы поливаю,
Движения полна,    
     Зовут меня... (весна).
О каком времени года говорится в загадке?
Перечислите признаки весны.
Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.
- Ребята, назовите части деревьев.
Что это за дерево?  Что произошло с почками?
Они маленькие или большие?
Предложить понюхать почки. Как они пахнут?
Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?
Во что скоро оденется лес?
- Хотите быстрее увидеть листочки этих деревьев. Как это можно сделать? Что нужно для того, чтобы листочки появились раньше. Давайте, возьмём несколько веточек в группу и посмотрим, что произойдёт.
Вывод. Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на клене длинные  острые, серые; у берёзы -совсем маленькие, черные; у каштана – крупные.
2 этап.  Проведение исследования в группе и дома.
1.     Поставили в воду веточки разных деревьев: клен, берёза, каштан. Создали условия для распускания первых листочков из почек на ветках. 
Целью данного опыта являются: обнаружить изменения в состоянии веток - почки на веточке (спят), показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
     Каждый день наблюдали, как почки увеличиваются и скоро появиться первые листочки.
2.     Прошла неделя: на веточках, которые принадлежат каштану - развернулись почки. На веточках берёзы  и клена почки ещё целы, но видим зелёные полосочки, почки немного увеличились в размере.
3.     Прошло две недели: на оставшихся веточках берёзы  и клена  - тоже вышли зеленые листочки. На  веточках каштана появились корни.
 
3. 3 этап. Вывод по исследовательской деятельности.
1. Беседа с детьми.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на наши веточки и на деревья на улице. Чем они отличаются? Как вы думаете, почему на наших веточках листочки появились быстее?
Дети сами сделали вывод, что для того, чтобы распустились листья, нужны тепло, свет и вода
Затем объясняю  детям, что одним из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому.
Дети с гордостью рассматривали и показывали друг другу веточки с листочками.