Рабочая программа Воспитателя средней группы (4-5 лет) с учетом ФГОС ДО составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой


Рабочая программа
Воспитателя средней группы (4-5 лет) с учетом ФГОС ДОсоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы ДО
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой

2016

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
1.1 Актуальность 3
1.2 Перечень нормативных документов 3
1.3 Цели и задачи программы 3
1.4 Характеристика возрастных особенностей детей 4
1.5 Планируемые результаты освоения программы 4-5
2. Организационный раздел 5
2.1 Режим 5-6
2.2 Учебный план 7
2.3 Расписание НОД 8
2.4 Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми 9-10
2.5 Двигательный режим 10
2.6 Система работы с родителями воспитанников 11-14
2.7 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда 15-17
3. Содержательный раздел 18-29
3.1 Комплексно-тематическое планирование 30-35
3.2 Перспективное планирование по всем областям 36
3.2 Литература 37-38
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Рабочая программа разработана на основе образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию.1.2 Программа разработана в соответствии с:
- приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) (далее - Стандарт);
-   Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
-  приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- образовательной программой учреждения.
Содержание программы отражает реальные условия дошкольного учреждения и группы, возрастные и индивидуальные особенности развития детей.
Режим работы – пятидневный, с 7.30до 18.00, с 10,5-часовым пребыванием детей в учреждении; выходные – суббота, воскресенье.
1.3 Цели и задачи
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства
Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
1.4 Характеристика возрастных особенностей детей
Возрастные особенности
4-5 лет - у детей совершенствуется способность классифицировать предметы, проводить операцию сериацию, находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (по размеру, цвету, форме),
- развивается знаково-символическая функция, активно осваивается операция счёта в пределах первого десятка, развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени,
- речь детей обретает интонационную выразительность, возникает ролевой диалог, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные события,
- сюжеты игр отражают собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов, мультфильмов, спектаклей и пр.
-формируется потребность в уважении со стороны взрослого, происходит дальнейшее развитие образа «Я» ребёнка его детализацией.
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.6 Система внутреннего мониторинга освоения ООП ДОМониторинг носит индивидуальный характер и проводится два раза в год (в октябре и апреле).
2. Организационный раздел
2.1 Режим дня
         
Теплый период Холодный период
Прием детей на воздухе, самостоятельная деятельность, игры 7.30 -8.10 Прием детей, самостоятельная деятельность, игры 7.30-8.20
Утренняя гимнастика на воздухе 8.10 -8.20 Утренняя гимнастика 8.20 – 8.30
Возвращение с прогулки, подготовка к завтраку, завтрак 8.20 – 8.45 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.45
Подготовка к занятию, прогулке 8.45 – 9.25 Самостоятельная деятельность, игры 8.45 – 9.00
Второй завтрак, выход на прогулку 9.25 – 9.40 Непосредственно-образовательная деятельность на прогулке 9.40 – 10.05 Непосредственно образовательная
деятельность 9.00 – 9.50 (среда – 10.15)
Прогулка 10.05 – 12.15 Подготовка к прогулке, прогулка 10.00 – 12.10
Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры 12.15-12.30 Возвращение с прогулки, игры 12.10 – 12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.05 Подготовка к обеду, обед 12.30 – 13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.05-15.00 Подготовка ко сну, дневной сон 13.00 – 15.00
Подъем, воздушные процедуры, самостоятельные игры 15.00-15.30 Подъем, воздушные процедуры 15. 00 –15.20
Подготовка к полднику, полдник 15.30-15.50 Подготовка к полднику, полдник 15.20 – 15.35
Чтение художественной литературы 15.50-16.05 Чтение художественной литературы 15.35 – 15.50
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 16.05-17.30 Самостоятельная деятельность детей, уход детей домой 15.50 – 17.30
2.2 Учебный план организации воспитательно-образовательного процесса
Образовательные
 области Виды организованной деятельности Количество занятий в неделю
Познавательное
развитие Инвариантная (базовая) часть
Познавательно-речевое развитие
Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы 1
ФЭМП 1
Речевое развитие Развитие речи 1
Социально-коммуникативное развитие Социально-личностное развитие
образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Художественное - эстетическое
развитие Художественно-эстетическое развитие
Рисование 0,75
Лепка/конструирование 0,5
Аппликация 0,5
Музыка 2
Физическое
 развитие Физическое развитие
Физическая культура в помещении/на прогулке 2
итого 8,75(87,5)
Приоритетные направления: Вариативная (модульная) часть
Познавательно-речевое
 развитие Математика и конструирование -
Занятия с логопедом -
Социально-личностное
развитие Психологические и игровые тренинги с педагогом-психологом -
 Областная программа «Ребёнок и дорога» -
Художественно-эстетическое
развитие Программа художественного воспитания, обучения и развития детей от 2 до 7 лет «Цветные ладошки» 0,25
Физическое
развитие Школа мяча 1
итого 1,25(12,5%)
Всего 10
2.3 Расписание НОД
понедельник вторник среда четверг пятница
1.Познавательная исследовательская деятельность (ознакомление с социальным миром, предметным окружением, с миром природы)
2. Художественно-эстетическое развитие (рисование)
3. Музыкальная деятельность
        Познавательно исследовательская деятельность (формирование элементарных математических представлений)
Физическая культура
Кружок «Разноцветные пальчики» (2ая половина дня)
1.Речевое развитие (развитие всех компонентов устной речи), коммуникативная деятельность (социализация, развитие общения, нравственное воспитание, формирование основ безопасности)
2.Художественно-эстетическое развитие (лепка)
3.Физическая культура (воздух)    Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность/аппликация)
Физическая культура Речевое развитие (чтение художественной литературы)
Музыкальная деятельность     
2.4 Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми
№ Виды Особенности организации
Медико-профилактические
Закаливание в соответствии с медицинскими показаниями
1. обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя) ежедневно
2. хождение по мокрым дорожкам после сна ежедневно
3. контрастное обливание ног ежедневно
4. сухое обтирание ежедневно
5. ходьба босиком ежедневно
6. облегченная одежда ежедневно
Профилактические мероприятия
1. витаминотерапия 2 раза в год (осень, весна)
2. витаминизация 3-х блюд ежедневно
3. употребление фитонцидов (лук, чеснок) Осенне-зимний период
4. полоскание рта после еды ежедневно
5. чесночные бусы ежедневно, по эпидпоказаниямМедицинские
1. мониторинг здоровья воспитанников В течение года
2. плановые медицинские осмотры 2 раза в год
3. антропометрические измерения 2 раза в год
4. профилактические прививки По возрасту
5. кварцеваниеПо эпидпоказаниям6. организация и контроль питания детей ежедневно
Физкультурно - оздоровительные
1. коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение) ежедневно
2. зрительная гимнастика ежедневно
3. пальчиковая гимнастика ежедневно
4. дыхательная гимнастика ежедневно
5. динамические паузы ежедневно
6. релаксация 2-3 раза в неделю
7. музыкотерапия ежедневно
Образовательные
1. привитие культурно-гигиенических навыков ежедневно
2.5 Двигательный режим
Формы организации Средняя группа
Организованная деятельность 6 час. в неделю
Утренняя гимнастика 6-8 минут
Упражнения после дневного сна 5- 10 минут
Дозированный бег 3-4 минуты
Подвижные игры не менее 2-4 раз в день
10-15 минут
Спортивные игры -
Спортивные упражнения Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю
8 - 15 минут
Физкультурные упражнения на прогулке Ежедневно с подгруппами
10 – 12 минут
Спортивные развлечения 1-2 раза в месяц
20 минут
Спортивные праздники 2 - 4 раза в год
20 минут
День здоровья Не реже одного раза в квартал
1 день в месяц
Неделя здоровья Не реже одного раза в квартал
Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно
6.Система работы с родителями воспитанников
Название мероприятия Ответственные
Сентябрь Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков и трудовое воспитание в средней группе детского сада »
Воспитатели
Памятка родителям: «Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения»
Воспитатели
Веселые старты «За здоровьем, всей семьей»
Инструктор фкСтенгазета «Наша жизнь в саду» (с фотографиями)
Воспитатели
Октябрь Консультация «Одеваем ребенка по погоде»
Воспитатели
Выставка поделок к конкурсу «Осенний букет»
Воспитатели
Рекомендации. Воспитываем уважительное отношение кприроде «Как научить ребенка любить и беречь природу» Воспитатели
Акция «Чистый двор»
воспитатели
Осенний утренник
Воспитатели
Муз.руководительНоябрь Консультация «Воспитание любви к природе в семье»
Воспитатели
Консультация «Роль сюжетной игры в развитии детей » Воспитатели
Выставка поделок ко Дню матери
Воспитатели
Консультация « Профилактика простудных заболеваний»
Мед.сестраФото – выставка «Моя любимая игрушка»
Воспитатели
Декабрь Конкурс творческих семейных работ «Новогодняя фантазия»
Воспитатели
Родительское собрание «Моя семья, что может быть дороже?»
Воспитатели
Консультация «Воспитание ребенка посредством театральной деятельности »
Воспитатели
«Праздник зимы» (совместно с родителями)
Воспитатели
Муз.руководительЯнварь Памятка для родителей:
- «Искусство наказывать и прощать»
-«Как правильно общаться с детьми» Воспитатели
Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке»
Воспитатели
Индивидуальные консультации по запросам родителей Воспитатели
Акция «Покорми птиц зимой»
Воспитатели
Февраль Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества «Наши замечательные папы и дедушки»
Воспитатели
Консультация «Роль движений в жизни ребенка»
Воспитатели
Совместное создание в группе огорода «Что посадим в огороде?»
Воспитатели
Март Индивидуальные консультации по запросам родителей Воспитатели
Утренник к 8 марта Воспитатели
Муз.руководительИзготовление кулинарной книги «Любимые рецепты обаяВоспитатели
Фотовыставка «Мы – мамины помощники»
Воспитатели
Апрель Акция «Посади цветок»
Воспитатели
Консультация «Прогулка и их ее значение для укрепления здоровья ребенка»
Воспитатели
Акция «Чистый двор»
Воспитатели
Май Подготовка коллективной работы «День победы»
Воспитатели
Консультация «Формирование культуры трапезы»
Воспитатели
Родительское собрание «Итоги воспитательно -образовательной работы за учебный год»
Воспитатели
Индивидуальные консультации по запросам родителей Воспитатели
2.7 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Направление развития Центр Основное предназначение Оснащение
Физическое развитие Физкультурный Расширение индивидуального и двигательного опыта в самостоятельной деятельности. Кольцеброс, дартс, флажки для зарядки  и подвижных игр, мешочки с крупой и песком, кегли, косички плетеные, ребристая доска, дуги для подлезания, мячи маленькие пластмассовые, мяч баскетбольный, мяч футбольный, скакалки, шарики теннисные, массажные коврики, ленточки на резинках, султанчики, погремушки для зарядки.
Познавательное развитие Природы Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности. Емкости для измерения, пересыпания (колбы и стаканчики), фартук и косынка, лейка, фигурки домашних и диких животных, насекомых, рыб, коллекция ракушек, библиотека познавательной природоведческой литературы, муляжи овощей и фруктов, глобус, настольно-печатные игры («ботаническое лото», «где мы растем», «животные и их детеныши», «собери грибы», «зоологическое лото»),Развивающих игр Расширение познавательного и сенсорного опыта детей. Мелкая мозаика, бусы для нанизывания, шнуровки, дидактическая черепаха, настольно-печатные игры («что к чему», «Цвета», «похожий - непохожий», «собери картинки», «что из чего сделано», «контуры», «ассоциации», «наряди мишек», логические блоки Дьенеша,Конструирования Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. Напольный деревянный и пластмассовый конструктор, «Уникуб», «Сложи узор», мягкий конструктор, «Геоконт», конструктор «Лего» - крупный и мелкий, металлический конструктор, кубики деревянные, консруктор «Ромашки», «Шестеренки», «Трубочки»
Речевое развитие Книжный уголок Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Детские книги (сказки, потешки, рассказы, загадки и др.), портреты писателей и поэтов, детские журналы, иллюстрации к произведениям
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевых игр Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Кукольный уголок – стол, табуретки, диван, два кресла, кухня с набором посуды, телефон, этажерка для телефона, куклы, коляски для кукол. Парикмахерская – трюмо с зеркалом, расчески, накидка, фото причесок, баночки и коробочки из-под кремов, фен. Магазин – баночки, бутылочки и коробочки из-под продуктов, касса, сумки для продуктов, деньги.Больница – бутылочки, баночки и коробочки из-под лекарств, одежда доктора и медсестры, шприц, тематический набор.
Безопасности Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности. Материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД, макет проезжей части, иллюстрации дорожных знаков, жезл, фуражка полицейского, настольно-печатные игры («дорожные знаки», «безопасность движения», «светофор», «мы спешим в школу»).
Патриотического воспитания Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта. Игра «Государственные символы России», иллюстрации с изображением города, страны, фото президента, государственный флаг страны, фотоальбомы города
Художественно-эстетическое развитие Театрализованный Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях. Маски сказочных персонажей и животных, овощей, куклы бибабо, настольный театр.
«Творческая мастерская» Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. Цветная бумага, цветной картон, крепированная бумага, бумажные салфетки, фольга, белая бумага, бархатная бумага, стразы, пайетки, бусины, природный материал (шишки, семена, сухие листья и др.), пластилин, раскраски, краски, кисти, фломастеры, трафареты, цветные карандаша, клей-карандаш, клей ПВА, ножницы.Музыкальный Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности. Пианино, барабан, металлофон – 2шт., погремушки, бубны, гитары, деревянные ложки, муз. Центр, аудиозаписи детских песен, звуков природы.
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.
Образовательная область «Физическое развитие»
Пояснительная записка
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных направления: «Здоровье» и «Физическая культура».
Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание направления «Физическая культура» нацелено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо продолжать начатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является интегрированная деятельность, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определённый уровень развития интегративных качеств ребёнка. Продолжительность - 20-25 минут.
В группе среднего дошкольного возраста проводятся три физкультурных мероприятия в неделю, одно из них - на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.
К концу пятого года дети могут:
-ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
-лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;
-принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;
-ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
-выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
-строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
-скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);
-ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;
-кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;
-ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
-придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
-выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планирует и организует инструктор по физической культуре во взаимосвязи с воспитателями, которые оказывают помощь, осуществляют страховку, следят за самочувствием детей, проводят индивидуальную работу.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:
- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности.
Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие:
- Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Пояснительная записка
Основной целью трудового воспитания в дошкольном возрасте является формирование положительного отношения к труду. Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:
-ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к его результатам;
-организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
К концу пятого года дети могут:
-бережно относиться к своей одежде, уметь приводить её в порядок;
-самостоятельно поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада;
-ухаживать за птицами и растениями в групповой комнате и на участке;
-самостоятельно убирать своё рабочее место после окончания занятий и выполнять обязанности дежурных по столовой.

Образовательное направление «Безопасность»
Пояснительная записка
Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ безопасности окружающего мира (экологического сознания).
Этот процесс происходит через решение следующих задач:
-формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;
-формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;
-приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;
-формирование знаний о Правилах дорожного движения.
К концу пятого года дети могут:
Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.
Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».

Образовательное направление «Социализация»
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательное направление «Познание»
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Пояснительная записка
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;
- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;
- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);
- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;
- расширение представлений о геометрических фигурах;
- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
В средней группе длительность занятия составляет 15-20 минут. В процессе обучения широко используются дидактические игры.
К концу пятого года дети могут:
-различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
-считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
-сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
-раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
-различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;-находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
-определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);-различать левую и правую руки;
-определять части суток.
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по методическим пособиям:
- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Образовательное направление «Познание»
Раздел: «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Пояснительная записка
Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизни и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Цель раздела - расширять представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);
- уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;
- формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;
- развитие интереса к миру природы;
- развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
- формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
- развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;
- формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
К концу пятого года дети могут:
-называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;
-проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;
-с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);
-составить рассказ о своем родном селе;
-рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);
-знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
-участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
-рассказывать о сезонных изменениях природы.
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в данном разделе планируется по методическим пособиям:
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011, а так же в соответствии перспективным планированием программы «Истоки», авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук для группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Образовательная область «Речевое развитие»
Пояснительная записка
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Целевым ориентиром направления «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
К концу пятого года дети могут:
-значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
-активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);
-осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
-осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
-подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
-рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
-активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:
- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Образовательное направление «Чтение художественной литературы»
Пояснительная записка
В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:
-формирование целостной картины мира;
-развитие литературной речи;
-приобщение к искусству слова.
Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.
Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).
К концу пятого года дети могут:
-высказать желание послушать определенное литературное произведение;
-с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
-назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;
-с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
-дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательное направление «Художественное творчество»
Разделы: «Рисование, аппликация, лепка»
Пояснительная записка
«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация»
Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
Основными задачами художественно-эстетического развития являются:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1.Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3.Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4.Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5.Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6.Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой,аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
К концу пятого года дети могут:
-выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
-изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
-передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
-украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкойросписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.В лепке
-создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
-правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
-аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
-подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
-составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Непосредственно образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:
- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
3.1.Комплексно-тематическое планирование
В группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, а так же в МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко» сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий.
Комплексно-тематическое планирование
Тема Развернутое содержание работы Варианты итоговых мероприятий
День знаний Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношений между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменении: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.)Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада.
Осень Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления, Праздник «Осень».
Выставка детского творчества.
Я в мире
Человек Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых.
Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любит). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственницам.
Открытый день здоровья.
Мой город, моя страна Знакомить с родным городом (по селком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.
Спортивный праздник.
Мамочка, милая мама моя… Новогодний праздник Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
Праздник «Новый год», Выставка
детского творчества.
Зима Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.
Праздник
«Зима».
Выставка
детского творчества.
День
защитника Отечества Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России, Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка
детского творчества.
8 марта Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.
Праздник "8 Марта", Выставка
детского творчества.
Весна
Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе.
Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.
Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. Праздник
«Весна».
Выставка
детского творчества.
День Победы Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны. Праздник, посвященный Дню Победы. Выставка
детского творчества.
Лето Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. Праздник «Лето»,
Спортивный праздник. Выставка
детского творчества.
3.2 Перспективное планирование по образовательным областям
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ№ Название
1 сентябрь Чтение  стихотворения «Почему так говорят» В. Товарков2 Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» (в обработке  К.Д. Ушинского)
3 Чтение «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка)
4 Чтение Е. Трутнева «Осень»
5 октябрь Чтение сказки «»Лисичка-сестричка и серый волк» (в обр. О.Капицы)
6 Чтение стихотворения «Осенняя песенка» А. Плещеева
7 Русская народная песенка-потешка «Заинька, войди в сад»,
8 Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (в обр. А.Толстого)
9 ноябрь Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»
10 Чтение Михаил Зощенко «Показательный ребенок»
11 Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (в обр. О.Капицы)
12 Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Лев и мышь», «Галка и кувшин»
13 декабрь Чтение Н.Абрамцева «Морозное окошко»
14 Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Зимние картинки»
15 Чтение стихотворений З.Орловой «Новый год», Е. Тараховской «Дед Мороз»
16 Чтение сказки «Девочка Снегурочка» В. Даль
17 январь Чтение сказки «Как у зайчонка зуб болел» Н. Абрамцева
18 Чтение рассказа К. Ушинский «Четыре желания»
19 Чтение стихотворения М. Пляцковский «Какие голоса у этой книжки»
20 февраль Чтение рассказа М. Горький «Про Иванушку-дурачка»
21 Чтение стихотворения З. Александровой «Таня пропала»
22 С. Михалков «Дядя Степа»
23 Чтение стихотворений Е. Шкловского «Ты не бойся, мама!», И. Гамазковой «В дозоре»
24 март Чтение стихотворений Е. Каргановой «Праздник бабушек и мам», И. Косякова «Все она»
25 Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота»
26 Чтение стихотворения М. Пляцковского «Веселый жилец»
27 Чтение сказки В. Даль «Война грибов с ягодами»
28 апрель В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
29 Чтение рассказа Н.Сладков «Весенняя баня»
30 Чтение стихотворения Б. Заходера «Ласточка»
31 Чтение рассказа В. Бианки «Подкидыш»
32 май Чтение стихотворения А. Усачёва «Что такое день победы»
33 Чтение рассказа Н.Сладков «Неслух»
34 Чтение потешек «Идет лисичка по мосту», «Тень-тень, потетень»
35 Чтение рассказа С. Георгиева «Бабушкин садик»
3.3 Литература
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 128 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.: цв. вкл.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.: цв. вкл.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.: цв. вкл.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа / авт.-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 303 с.
Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 188 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа / авт.-сост. Н.Н. Гладышева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 391 с.
Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 592 с.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.
Хрестоматия для средней группы /сост. М.В. Юдаева. – ООО «Самовар-книги», 2015. – 208 с.