Методические рекомендации Как играть с аутичным ребенком


ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение)

г. Тамбов, 2016

КАК ИГРАТЬ С АУТИЧНЫМ РЕБЁНКОМ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Учитель-дефектолог
Рассказова Наталия Владимировна
Воспитатель
Пчелинцева Марина Владимировна

Для детей-аутистов, как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Игровая деятельность формирует познавательные процессы, оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.
Нарушения развития ребенка, безусловно, сказываются на особенностях его игровой деятельности.
82550207645000
Рассмотрим некоторые особенности игровой деятельности при аутизме.
1. Аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом.
2. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов.
3. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием.
4. Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок увлечен и которые он имитирует.
5. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем.
Игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и их сенсорными свойствами или тем, как ими можно манипулировать, чем их культурным и символическим значением.
Вступая с малышом в игровые отношения, надо учитывать, что на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе. Поэтому, подбирая игры для аутиного ребенка, следует проводить их исходя только из реальных возможностей и необходимости.
Следует также помнить, что малыш будет играть с вами только в те игры, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, организуя игровую деятельность, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему партнеру по игре.

При развитии игровой деятельности важным является создание условий и правильная организация игрового пространства, помогающие ребенку понять значение материального и социального мира. 1
Какие же условия необходимы для создания игрового пространства?
- Важно обеспечить его привлекательность и удобство
- Создать возможность для социального взаимодействия и коммуникации между ребенком и его «партнером» по игре
Эти условия особенно важны, поскольку дети с расстройством аутистического спектра часто не мотивированы на социальную игру.
При организации игрового пространства необходимо следующее:
Желательно чтобы в игровой зоне был мягкий ковер, на котором ребенок сможет играть.
Шкаф с игрушками и играми. В игровом шкафу должны находиться только игровые предметы и игрушки, интересные для ребенка. Для каждого вида игрушек выделяется отдельная полка. Например, на одной полке располагаются мягкие игрушки, на другой – игрушечная посуда, на третьей – настольные игры и т.д.
Необходимо наличие отдельного, именно «игрового», стола. Желательно, чтобы расположение стола обеспечивало возможность нахождения партнеров по игре друг напротив друга. Для сокращения дистанции между «игроками» удобно использовать небольшой стол квадратной формы.
3553736-463800
Организуя игровую деятельность ребенка-аутиста, необходимо помнить:
Все дети легко отвлекаются на посторонние звуки и предметы. Это неизбежно, если ребенок занимается чем-то малоинтересным для него или если у него есть физические проблемы, мешающие концентрации внимания. Поэтому очень важно создать обстановку, не отвлекающую ребенка, а, напротив, настраивающую его на определенную игру.
Следует играть с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия для игры. Выберите время, когда вас не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что вам помешают.
Начиная играть с ребенком, выключите все источники постороннего шума. Ребенок должен сконцентрироваться на том, что вы ему говорите, а шум на заднем плане в таких случаях очень мешает.
Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам.
2
Закончив игру, не оставляйте игрушки перед глазами ребенка: уберите их в коробку или сумку, чтобы ребенок их не видел. В таком случае ему будет легче перейти от предыдущей игры к следующей.
Может быть, стоит играть с ребенком за столом – при этом ребенок видит меньше посторонних предметов и не может в любой момент вскочить и убежать. Можно создать ребенку «рабочий уголок» - стол, огороженный с трех сторон. 2
Если у ребенка физические проблемы, следует обдумать его положение и позу во время игры. Можно использовать самые различные возможности: специальную мебель, низкий стульчик и столик, высокий стул, обычный стул за обеденным столом. Все зависит от конкретных условий игры и конкретных нужд ребенка.
Хорошее освещение во время игры важно и для детей, и для взрослых. Когда вы играете или разговариваете с ребенком, стремитесь к тому, чтобы ваше лицо было хорошо освещено.
Во время игры садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия.

Первоначально следует выбирать такие виды и способы деятельности, в которых ребенок может достичь успеха.
33047331016000
Как же играть с аутичным
ребенком?

Ребенку будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами.
Например, если вы хотите научить ребенка играть с мячом, начните с того, чтобы помочь ему удержать мяч в руке. Когда ребенок уже справляется с этим самостоятельно, учите его катать, бросать мяч, сначала совместными действиями (метод «рука в руке»), затем самостоятельно. Будьте терпеливы, и ребенок начнет сам выполнять все, что от него требуется, сначало под вашим наблюдением, а затем самостоятельно.
Начиная играть, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности.
Например, если ребенок учится нанизывать бусины на нитку, начинайте не с мелких бусинок и тоненькой ниточки, а крупных массивных бусин и
3
прочного толстого шнурка. В начале обучения используйте предметы, которые легко ложатся в руку ребенка и которыми легко действовать. Слишком большие предметы, как и слишком маленькие, для ребенка неудобны.
Существуют две полезные методики, называемые «прямая» и «обратная последовательность».
«Прямая последовательность» означает, что вы поощряете ребенка выполнить первый шаг и заканчиваете действие сами; «обратная последовательность» - что ребенок заканчивает действие, которое начали вы.
Например, если ребенок учится строить башню из кубиков, пусть положит первый кубик, а вы продолжите строительство. В следующий раз ребенок может сам положить на нижний кубик еще один, а остальное достроите вы. Поощряйте его класть все больше кубиков, пока он не сумеет выстроить башню целиком. Чем больше вы облегчите задачу вначале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.
Предлагайте ребенку только такие задания, которые он в силах выполнить.
Если ребенку предлагаются задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре.
Дети-аутисты зачастую не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира. Для обучения приходится искать, чем их можно заинтересовать. Можно придумать мотивацию для вашего ребенка.
Например, класть предметы в коробку – очень важное умение, но не слишком-то увлекательное занятие. Но что если бросать в коробку мячики, которые из нее выпрыгивают, или игрушки, при ударе о дно коробки, издающие забавные звуки? Если эта игра развеселит ребенка, у него появится интерес.
Не бойтесь перехвалить ребенка!
Всякий раз, когда ребенок впервые хорошо выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалы: поощряйте его словесно, мимикой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. Если вашего ободрения и похвалы ребенку недостаточно, испробуйте более веские средства поощрения. Наиболее распространенное «вознаграждение» - различные лакомства, а также ласки и поцелуи. Кроме того, вы можете «награждать» ребенка возможностью поиграть в любимую игру или заняться любимым делом.

4
Важно помнить, что:
- если вы не хотите всю жизнь подкупать ребенка конфетами, следует постепенно снижать значение «награды» и добиваться, чтобы ребенок получал удовольствие от своего успеха;
- при раздаче «наград» необходимо соблюдать справедливость; нехорошо, если одному ребенку в группе достается больше сладостей (или родительского внимания в семье), чем другим;
- если в качестве «наград» вы используете сладости, не забывайте о здоровье ребенка и о его зубах.
Детям (как и взрослым) приедается то, что все время под рукой.
Часто случается, что у ребенка полная коробка игрушек, а поиграть не во что. Приобретите для ребенка много разнообразных игрушек (т.е. не одни только куклы или машинки), примерно половину из них держите в шкафу и раз в несколько месяцев заменяйте игрушки, к которым ваш ребенок привык, непривычными.
-4473447300
Что важно помнить, когда играешь
с ребенком -аутистом:
Когда играя с ребенком, вы ожидаете от него словесного ответа, улыбки или иной реакции, подождите столько, сколько подсказывает вам подсознание, а затем сосчитайте про себя до десяти. Не торопите ребенка. Будьте терпеливы.
Чтобы добиться от ребенка понимания и отклика, возможно, вам придется повторять то или иное слово или действие снова, снова и снова.
Вы можете почувствовать, что пытаетесь прошибить стену, но рано или поздно настойчивость принесет свои плоды.
Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, включите разные способы восприятия.
Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке. Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить действие (можете использовать метод «рука в руке» - взять руки ребенка в свои и помочь ему).
Навыки ребенка развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от всех остальных.
Например, чтобы положить предмет в коробку, ребенок должен овладеть
5
и физическими навыками – умение брать и отпускать предмет, и интеллектуальным навыком – способностью сопоставить размеры коробки и предмета.
Если вы попросите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хочет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда я сделаю». Ребенок должен почувствовать, что его игра – важное дело, которое необходимо закончить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-настоящему не нужен.
Слова «ребенок свободно владеет таким-то навыком» означают, что ребенок способен выполнять требуемое действие не только со своими игрушками, но и с незнакомыми предметами, не только дома с родителями, но и в незнакомой обстановке и перед посторонними людьми.
Если ребенок научился подбирать предметы по цвету, он должен продемонстрировать свое умение не только с тем набором предметов, на которых он тренировался, но и с незнакомыми вещами.
Дайте ребёнку как можно больше возможностей. Предоставляйте ему различные предметы для игры, побуждайте играть в различной обстановке. Пусть он научится экспериментировать и расширять познания об окружающем мире.
Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха, дискомфорта или одиночества и отстраненности от людей. Играя с ребенком, вы научите его радоваться. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости. Это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Галанова Т.В. / Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. / Средовый подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи: Сборник. – М.: Теревинф, 2006. – Вып.5.
Ихсанова С.В. / Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с РДА в процессе игры. – Армавир: Армавирский филиал ГОУ Краснодарского края ККИДППО, 2010.
Мустакас К. / Игровая терапия. – СПб.: Речь, 2003.
6
Ньюмен С. / Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. – М.: Теревинф, 2005. 
Стребелева Е.А., Мешиной Г.А. (под редакцией) / Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М.: Экзамен, 2004.
Хаустов А.В. / Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушение развития. – 2005. - №4.
Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. / Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Теревинф, 2006
Янушко Е. / Игры с аутичным ребенком. – М.: Теревинф, 2004.
7