Технологический подход при проектировании рабочей программы учебной дисциплины



Государственное автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение новосибирской области
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКа

Тема: Технологический подход при проектировании рабочей программы учебной дисциплины

«Анатомия и физиология человека»

специальность 31.02.01 «Лечебное дело»



Выполнила:
Преподаватель высшей
квалификационной категории
ГАПОУ НСО
«Купинский медицинский техникум»
Андреева Н. М.










Купино, 2016 г.



Содержание
Пояснительная записка
3

13 LINK \l "_Список_нормативных_и_методических д" 14Список нормативных и методических документов, необходимых для разработки программы дисциплины15
5

13 LINK \l "_Алгоритм_проектирования_программы_у" 14Алгоритм проектирования программы учебной дисциплины15
6

Приложения


13 LINK \l "_Установка_взаимосвязи_УД_''Анатомия_1" 14Приложение 1. Установка взаимосвязи УД ''Анатомия и физиология человека'' с ПК И ОК15
9

13 LINK \l "_Междисциплинарные_связи_между_учебн" 14Приложение 2. Междисциплинарные связи между учебными дисциплинами и ПМ в ФГОС по специальности 060101 «Лечебное дело»15
10

13 LINK \l "_4.1._Выделение_разделов" 14Приложение 3. Проектирование содержания учебной дисциплины15
20

Приложение 4. Создание фонда практических занятий для УД
Приложение 5.Технологическая карта проектирования учебной дисциплины 28
22

13 LINK \l "_5._Определение_форм_и методов контр" 14Приложение 6. Информационная матрица для создания фонда оценочных средств (ФОС) 15
43



























Пояснительная записка

Центральной задачей российского образования является его модернизация. Это комплексное обновление всех звеньев и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения – это одна из составляющих этого обновления.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования 3-го поколения (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ.
Основная профессиональная образовательная программа– совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»)
При разработке ОПОП на основе ФГОС учитываются системность, целостность, идёт ориентация на единый интегрированный результат-качество подготовки выпускника по основным видам деятельности, формирование общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций в соответствии с квалификацией.
ФГОС ориентирован на единый интегрированный конечный результат обучения, с подбором содержания, методов, средств обучения, форм и методов контроля и оценки.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух направлениях:
-оценка уровня освоения дисциплин;
-оценка компетенций обучающихся.
Основная цель данной работы - технологический подход при проектировании программы учебной дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
- определение состава нормативных и методических документов необходимых для составления программы УД;
- составление алгоритма разработки примерной программы учебной дисциплины с поэтапным описанием каждого действия.
Проектируя рабочую программу учебной дисциплины ОП.03. Анатомия и физиология человека по специальности 31.02.01 Лечебное дело, проведен анализ требований ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Выделены и проанализированы общие и профессиональные компетенции из ФГОС. Установлены взаимосвязи УД Анатомия и физиология человека с ПК И ОК. Используя сквозную нумерацию, обозначены знания, необходимые для формирования умений. Требования соотнесены с профессиональными компетенциями, формируемыми в процессе освоения УД (Приложение 1).
Установлены междисциплинарные связи между учебными дисциплинами и ПМ в ФГОС по специальности (Приложение 2)
В технологической карте (Приложение 3, 4) выстроена логическая последовательность изучения теоретического материала (знать) и практических занятий (уметь).
Составлена информационная матрица для создания фонда оценочных средств (ФОС). (Приложение 5).
Выводы:
В процессе проектирования учебной дисциплины:
Учебный материал структурирован, названы разделы, определены темы, в которых отражены требования «знать».
Определена последовательность изучения разделов и тем.
Определены практические занятия, формулировка их наименований соответствует требованиям «уметь».
Данная примерная программа учебной дисциплины ОП.03. Анатомия и физиология человека по специальности 31.02.01 Лечебное дело предназначена для реализации требований ФГОС с учетом последующего обучения по профессиональным модулям СПО.


















Список нормативных и методических документов, необходимых для разработки программы дисциплины

ФГОС / выписка из ФГОС по дисциплине.
Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования.
Форма «Учебно-методическая карта дисциплины»/ тематический план/.
Форма «Обоснование для введения профессионального модуля, МДК, дисциплин и формирование дополнительных компетенций по специальности» (для дисциплин вариативной части).
Форма «Техническая экспертиза».
Форма «Содержательная экспертиза».
Примерные программы по дисциплине.




























Алгоритм проектирования программы учебной дисциплины

Этапы проектирования:
Анализ требований ФГОС по дисциплине
Установление внутри и междисциплинарных связей
Определение необходимого (минимального) объема времени, необходимого для изучения дисциплины и форм организации занятий
Проектирование содержания УД
Создание фонда оценочных средств
Определение форм и методов контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
Определение условий реализации программы дисциплины
При разработке программы дисциплины необходимо
учитывать и постоянно контролировать выполнение требований ФГОС

1 этап- Анализ требований ФГОС по дисциплине

Действия 1:
Выяснить место УД в структуре ОПОП, код и название УД в ФГОС (раздел VI, таблица 2,столбец 5)
Результат:
1) Заполнение титульного листа программы
2) Заполнение Паспорта программы пункт 1.1, 1.2
Действия 2:
Определить требования к результатам освоения УД (знать, уметь) по ФГОС (раздел VI, таблица 2, столбец 2)
Результат:
Заполнение пункта 1.3 Паспорта программы
Действия 3:
Определить рекомендуемое количество времени на изучение дисциплины (раздел VI, таблица 2, столбы 3,4) (если имеется рекомендуемое количество часов)
Результат:
Заполнение пункта 1.4 Паспорта программы

2 этап- Установление внутри и междисциплинарных связей
Действия 1:
Проанализировать внутрипредметные связи (знания и умения УД, с целью выявления их соответствия друг другу; ОК и ПК) (Приложение 1)
Результат:
При несоответствии требований сформировать недостающие требования
Действия 2:
Установить междисциплинарных связей (Приложение 2)
Результат:
Выявляется уровень знаний и умений
- заложенных в обеспечивающих дисциплинах
- необходимый для обеспечиваемых дисциплин.

3 этап - Определение минимального объема времени, необходимого для изучения дисциплины и форм организации занятий
Действия 1:
Определение объема максимальной, обязательной аудиторной и самостоятельной нагрузки
Результат:
Заполнение пункта 2.1 программы УД
Действия 2:
Определение форм организации аудиторных занятий
Результат:
Заполнение пункта 2.1 программы УД

4 этап - Проектирование содержания УД
Действия 1:
Формируем фонд практических занятий с учетом требований умений по ФГОС (раздел VI, таблица 2, столбец 2). (Приложение 3,4)
Название практического занятие должно отражать основные умения
Результат:
Заполнение пункта 2.2 программы УД (столбец 2 практическое занятие)
Действия 2:
Выделяем разделы УД, с учетом требований знаний по ФГОС (раздел VI, таблица 2, столбец 2). Название разделов должно отражать основные знания
Результат:
Заполнение пункта 2.2 программы УД (столбец 1 наименование разделов)
Действия 3:
Определяем наименование Тем, в которых формируется требование «Знать» с учётом последовательности их изучения (освоения)
Результат:
Заполнение пункта 2.2 программы УД (столбец 1 - наименование тем)
Действия 4:
Определяем по темам основные дидактические единицы, в которых
формируется требование «Знать»
Результат
Заполнение пункта 2.2 программы УД (столбец 2 – содержание учебной дисциплины)
Действия 5:
Планирование самостоятельной внеаудиторной работы (вида самостоятельной работы)
Результат:
Заполнение пункта 2.2 программы УД (столбец 2)
Действия 6:
Сопоставляем объем нагрузки запланированный в п.2.1 с нагрузкой
заложенной в пунктах 2.2 УД (столбец 3) и провести коррекцию
Результат:
Корректировка и дополнение пункта 2.1программы УД

5 этап – Создание фонда оценочных средств
Действия 1:
Заполняем информационную матрицу (Приложение 5)
Результат:
Определение требований к контролю и оценки результатов (по ФГОС)

6 этап - Определение форм и методов контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
Действия 1:
Определение результатов освоения учебной дисциплины (знать, уметь) по ФГОС (раздел VI, таблица 2, столбец 2)
Результат:
Заполнение пункта 4 (столбец 1) программы УД
Действия 2:
Определение форм и методов контроля и оценки освоения учебной дисциплины
Результат:
Заполнение пункта 4 (столбец 2) программы УД

7 этап - Определение условий реализации программы дисциплины
Действия 1:
Описание требований к минимальному материально-техническому оснащению:
- какие кабинеты, лаборатории, мастерские необходимы
- какие средства обучения необходимы
Результат:
Заполнение пункта 3.1 программы УД
Действия 2:
Описание требований к информационному обеспечению обучения
- основные источники
- дополнительные источники
- Интернет ресурсы
Результат:
Заполнение пункта 3.2 программы УД






Приложение 1
Установка взаимосвязи УД «Анатомия и физиология человека» с ПК И ОК



Требования к учебной дисциплине по ФГОС
Общие компетенции
Профессиональные модули



ПМ.1
ПМ.2
ПМ.3
ПМ.4
П.М.5


ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
ОК 12
ОК 13
ОК 14
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
ПК 3. 1
ПК 3. 2
ПК 3. 3
ПК 3. 4
ПК. 3.5
ПК 3..6
ПК 4 .1
ПК 4 .2
ПК 4 .3
ПК 4 .4
ПК 4 .5
ПК 4. 8
ПК 5. 1
ПК 5. 2
ПК 5. 3
ПК 5. 4
ПК 5. 5

Уметь: 1. Использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза
+++
++
+
++
+++
++
++
++
++
+
++
+
++
+++

+++
+++
+++
+++
+++
++
++
++
++
+
++
++
++
++
++
+++
++
++
++

++
++
+
+++
++
+
++
+
+
+
+
+

Знать:
2. Анатомию и физиологию человека
+++
++
+
++
+++
+
+
+
+
+
+
+
+
+
++
+++
+
+++
+++
+++
+++
+++
++
++
++
++
+
++
++
++
+
++
+++
++
++
++
++
+++
+++
+++
+++
+
+
+
+
+


+++ - ярко выражено, ++ - средне выражено, + - слабо выражено
Вывод и обоснование:
Анализ требований к умениям и знаниям показывает, что они соответствуют друг другу.
Требования к умениям и знаниям имеют ярко выраженные связи с ОК 1, ОК5, ОК11, ОК13, ПК 1.1, ПК1.2, ПК1.3, ПК1.4, ПК1.5, ПК2.4, ПК3.4, ПК4.3, ПК4. 4, ПК4.5, ПК4.8, что необходимо учитывать при планировании теоретических и практических занятий.
Требования к знаниям и умениям имеют слабо выраженные или не выраженные связи с ОК3, ОК10, ОК14, ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.3, ПК 5.4, ПК 5.5, Считаю необходимым продолжить изучение и исследование связей с ОК и ПК, указанный в ФГОС, через обсуждение с преподавателями, реализующими ПМ 02- ПМ 05.
Следовательно, УД «Анатомия и физиология человека» является базовой для данных ПК и ОК.
Приложение 2
Междисциплинарные связи между учебными дисциплинами и ПМ в ФГОС по специальности
31.02.01 Лечебное дело
Общепрофессиональные дисциплины
Профессиональные модули

ОП.
01
ОП.
02
ОП.
03
ОП.04
ОП.
05
ОП.
06
ОП.
07
ОП.
08
ОП.
09
ОП.
10
ПМ.
01
ПМ.
02
ПМ.
03
ПМ.
04
ПМ.
05
ПМ.
06

Здоро-
вый человек и его окруже-
ние
Психология
Анатом
ия и физиология человека
Фарма
кология
Генетика человека с основами медицин-
ской генетики
Гигиена и экология человека
Основы латинского языка с медицин
ской терминологией
Основы патоло
гии
Основы микробиологии и иммунологии
Безопасность жизнедеятельности


Диагностическая деятельно
сть
Лечебная деятельность
Неотлож-
ная медицин-
ская помощь на догоспитальном этапе
Профилак
тическая деятельно
сть
Медико-социальная деятельность
Организаци
онно-аналитическая деятельность

Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования
Требования

ОК1-14
ПК 1.1
ПК 5.1-5.3
ПК 5.6
ПК 5.10
ОК 1-14
ПК 1.2-1.6
ПК 2.3
ПК 2.5-2.7
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1
ПК 4.3-4.8
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1
ОК 1 - 14
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.6
ПК 3.1 – 3.66
ПК 4.1 ПК 44-4.5
ПК4.8.
ПК 5.1-5.5

ОК 1 - 14
ПК 2.3–2.4
ПК 2.6
ПК 3.2 - 3.4
ПК 3.8
ПК 4.7-4.8


ОК 1-14
ПК 2.2-2.4
ПК 3.1
ПК 5.3
ПК 5.10


ОК 1-14
ПК 1.4
ПК 5.1-5.3
ПК 5.6
ПК 5.8
ПК 5.9
ПК 7.4

ОК 1-14
ПК 1.1-1.6
ПК 1.7
ПК 2.1-2.6
ПК 2.7
ПК 3.1-3.8
ПК 4.5
ПК 4.9
ПК 5.1-5.6


ОК 1-14
ПК 1.1-1.6
ПК 2.2 - 2.5
ПК 3.1 – 3.2
ПК 4.1-4.8
ПК 5.1
ПК 5.3

ОК 1-14
ПК 1.2-1.4
ПК 2.1-2.3
ПК 3.1-3.2
ПК 3.6
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.5
ПК 4.7
ПК 4.8
ПК 6.4
ОК 1-14
ПК 1.1-1.6
ПК 2.1-2.7
ПК 3.1-3.6
ПК 3.8
ПК 4.1-4.8
ПК 5.1-5.5
ПК 6.1-6.2
ПК 6.4

ОК 1 - 14
ПК 1.1 – 1.77
ОК 1 - 14
ПК 2.1 - 2.8
ОК 1 - 14
ПК 3.1 - 3.8
ОК 1-14
ПК 4.1 - 4.9
ОК 1 - 14
ПК 5.1 -5.6
ОК 1 - 14
ПК 6.1-6.5











иметь практический опыт:
обследования пациента; интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза; заполнения истории болезни, амбулаторной карты пациента;
иметь практический опыт:
назначения лечения и определения тактики ведения пациента; выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий; организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста; оказания медицинских услуг в терапии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, хирургии, травматологии, онкологии, инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией, неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии, дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии;

иметь практический опыт:
проведения клинического обследования при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; определения тяжести состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома; проведения дифференциальной диагностики заболеваний; работы с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой; оказания посиндромной неотложной медицинской помощи; определения показаний к госпитализации и осуществления транспортировки пациента; оказания экстренной медицинской помощи при различных видах повреждений;
иметь практический опыт:
определения групп риска развития различных заболеваний; формирования диспансерных групп; проведения специфической и неспецифической профилактики; организации работы Школ здоровья, проведения занятий для пациентов с различными заболеваниями; проведения санитарно-гигиенического просвещения населения;
иметь практический опыт:
-реабилитации пациентов при различных заболеваниях и травмах в разных возрастных группах;
- обучения пациента и его окружение организации рационального питания, обеспечению безопасной среды, применению физической культуры;
осуществления психологической реабилитации;
-проведения комплексов лечебной физкультуры пациентам различных категорий;
-осуществления основных физиотерапевтических процедур по назначению врача;
-проведения экспертизы временной нетрудоспособности;

иметь практический опыт:
- работы с нормативно-правовыми документами;
- работы с прикладными информационными программами, используемыми в здравоохранении;
- работы в команде;
- ведения медицинской документации;


уметь:
оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи;



уметь:
использовать средства общения в психотерапевтических целях;
давать психологическую оценку личности; применять приёмы психологической саморегуляции;
уметь
Использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза;

уметь:
выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы; находить сведения о лекарственных препаратах в допустимых базах данных; ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; применять лекарственные средства по назначению врача; давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;

уметь:
проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;
проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;
проводить предварительную диагностику наследственных болезней;

уметь:
давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды; проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению здоровья населения, предупреждению болезней; проводить гигиеническое обучение и воспитание населения
уметь:
правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, и фармацевтические) термины;
объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;
уметь:
определять морфологию патологически изменённых тканей,органов;
уметь:
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований; проводить простейшие микробиологические исследования; дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам; осуществлять профилактику распространения инфекции;
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим
уметь:
планировать обследование пациента; осуществлять сбор анамнеза; применять различные методы обследования пациента; формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями; интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики; оформлять медицинскую документацию;
уметь:
проводить дифференциальную диагностику заболеваний; определять тактику ведения пациента; назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение; определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств; применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп; определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение; проводить лечебно-диагностические манипуляции; проводить контроль эффективности лечения; осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста;
уметь:
проводить обследование пациента при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; определять тяжесть состояния пациента; выделять ведущий синдром; проводить дифференциальную диагностику; работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой; оказывать посиндромную неотложную медицинскую помощь; оценивать эффективность оказания неотложной медицинской помощи; проводить сердечно-легочную реанимацию; контролировать основные параметры жизнедеятельности; осуществлять фармакотерапию на догоспитальном этапе; определять показания к госпитализации и осуществлять транспортировку пациента; осуществлять мониторинг на всех этапах догоспитальной помощи; организовывать работу команды по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам; обучать пациентов само- и взаимопомощи; организовывать и проводить медицинскую сортировку, первую медицинскую, доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях; пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты; оказывать экстренную медицинскую помощь при различных видах повреждений; оказывать экстренную медицинскую помощь при различных видах повреждений в чрезвычайных ситуациях;



уметь:
организовывать и проводить занятия в Школах здоровья для пациентов с различными заболеваниями; применять в практической деятельности нормы и принципы профессиональной этики; обучать пациента и его окружение сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья; организовывать и проводить профилактические осмотры населения разных возрастных групп и профессий; проводить санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды; обучать пациента и его окружение формированию здорового образа жизни; проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения различных возрастов; определять группы риска развития различных заболеваний; осуществлять скрининговую диагностику при проведении диспансеризации населения; организовывать диспансеризацию населения на закрепленном участке; осуществлять диспансерное наблюдение за пациентами; проводить специфическую и неспецифическую профилактику заболеваний; проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке; организовывать и поддерживать здоровьесберегающую среду; организовывать и проводить патронажную деятельность на закрепленном участке; проводить оздоровительные мероприятия по сохранению здоровья у здорового населения;
уметь:
проводить комплекс упражнений по лечебной физкультуре при различных заболеваниях;
проводить основные приемы массажа и лечебной физкультуры;
проводить физиотерапевтические процедуры;
определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
составлять программу индивидуальной реабилитации;
организовывать реабилитацию пациентов;
осуществлять паллиативную помощь пациентам;
проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска;
проводить экспертизу временной нетрудосособности;

уметь:
организовывать рабочее место;
рационально организовать деятельность персонала и соблюдать психологические и этические аспекты работы в команде;
анализировать эффективность своей деятельности;
внедрять новые формы работы;
использовать нормативно-правовую документацию, регламентирующую профессиональную деятельность;
вести утвержденную медицинскую документацию, в том числе с использованием информационных технологий;
пользоваться прикладным программным обеспечением в сфере профессиональной деятельности;
применять информационные технологии в профессиональной деятельности (АРМ -автоматизированное рабочее место);
применять методы медицинской статистики, анализировать показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;
-участвовать в защите прав субъектов лечебного процесса;


знать:
содержание понятий «здоровье», «качество жизни, «факторы риска болезни;
основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
периоды жизнедеятельности человека;
анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;
универсальные потребности человека в разные возрастные периоды; значение семьи в жизни человека;
знать:
основные задачи и методы психологии; психические процессы и состояния; структуру личности;
пути социальной адаптации и мотивации личности; основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
психология медицинского работника; этапы профессиональной адаптации; принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалтста; аспекты семейной психологии;
психологические основы ухода за умирающим; основы психосоматики; определение понятий: «психогигиена», «психопрофилактика» и «психотерапия»; особенности психических процессов у здорового и больного человека; структура личности; функции и средства общения; закономерности общения; приёмы психологической саморегуляции; основы делового общения; пути социальной адаптации и мотивации личности; аспекты семейной психологии
знать:
анатомию и физиологию человека
знать:
лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; основные лекарственные группыи фармакологические действия лекарств по группам; побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии; правила заполнения рецептурных бланков
знать:
биохимические и цитологические основы наследственности;
закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;
методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;
основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;
основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения;
цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию;
знать:
современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы; факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
основные положения гигиены; гигиенические принципы организации здорового образа жизни; методы, формы и средства гигиенического воспитания населения
знать:
элементы латинской грамматики и способы словообразования;
500 лексических единиц;
глоссарий по специальности
знать:
клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления; клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма; стадии лихорадки
знать:
роль микроорганизмов в жизни человека и общества; морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения; основные методы асептики и антисептики; основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний; факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;


знать:
топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды; биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии; основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе; определение заболеваний; общие принципы классификации заболеваний; этиологию заболеваний; патогенез и патологическую анатомию заболеваний; клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп; методы клинического, лабораторного, инструментального обследования
знать:
принципы лечения и ухода в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, травматологии, онкологии, инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией; неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии; дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии, при осложнениях заболеваний; фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов; показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп; особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп
знать:
этиологию и патогенез неотложных состояний; основные параметры жизнедеятельности; особенности диагностики неотложных состояний; алгоритм действия фельдшера при возникновении неотложных состояний на догоспитальном этапе в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи; принципы оказания неотложной медицинской помощи при терминальных состояниях на догоспитальном этапе; принципы фармакотерапии при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно-профилактическое учреждение; правила заполнения медицинской документации; принципы организации, задачи, силы и средства службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны; классификацию чрезвычайных ситуаций, основные поражающие факторы и медико-тактическую характеристику природных и техногенных катастроф; основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях; принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые при оказании неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе и в чрезвычайных ситуациях

знать:
роль фельдшера в сохранении здоровья человека и общества; факторы риска развития заболеваний в России и регионе; роль и значение диспансерного наблюдения, принципы организации групп диспансерного наблюдения; особенности организации диспансеризации и роль фельдшера в ее проведении; принципы диспансеризации при различных заболеваниях; группы диспансерного наблюдения при различной патологии; виды профилактики заболеваний; роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у населения разных возрастных групп и профессий; закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека; методику санитарно-гигиенического просвещения; значение иммунитета; принципы организации прививочной работы с учетом особенностей региона; пути формирования здорового образа жизни населения; роль фельдшера в организации и проведении патронажной деятельности; виды скрининговой диагностики при проведении диспансеризации населения; нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность в здравоохранении

знать:
основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения;
виды, формы и методы реабилитации;
основы социальной реабилитации;
принципы экспертизы временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;
группы инвалидности и основы освидетельствования стойкой утраты нетрудоспособности в МСЭ;
общее и специальное физиологическое воздействие физических упражнений и массажа на организм человека;
психологические основы реабилитации;
основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации;
общее и специальное физиологическое воздействие санаторно-курортного лечения на организм человека;
показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
особенности организации социальной помощи пожилым, престарелым людям и инвалидам; принципы медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из групп социального риска
знать:
основы современного менеджмента в здравоохранении;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
основные нормативные и правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность;
основные численные методы решения прикладных задач;
основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;
программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники;
компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации;
методы защиты информации;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ;
использование компьютерных технологий в здравоохранении;
демографические проблемы Российской Федерации, региона;
состояние здоровья населения Российской Федерации;
значение мониторинга;
медицинскую статистику;
виды медицинской документации, используемые в профессиональной деятельности;
принципы ведения учета и отчетности в деятельности фельдшера;
функциональные обязанности фельдшера и других работников структурного подразделения;
вопросы экономики, планирования, финансирования здравоохранения;
основы организации лечебно-профилактической помощи населению;
принципы организации оплаты труда медицинского персонала учреждений здравоохранения;
основные вопросы ценообразования, налогообложения и инвестиционной политики в здравоохранении;
основные вопросы финансирования здравоохранения, страховой медицины;
принципы организации медицинского страхования

Выводы:
- УД «Анатомия и физиология человека» является обеспечивающей для профессиональных модулей по специальности (ПМ. 01, ПМ. 02, ПМ. 03, ПМ. 04, ПМ. 05), а так же для УД, «Здоровый человек и его окружение», «Фармакология», «Основы патологии», следовательно, их изучение должно планироваться после изучения УД «Анатомия и физиология человека» или в параллели.
- Изучение дисциплин: «Генетика человека с основами медицинской генетики», «Психология», «Гигиена и экология человека» «Основы микробиологии и иммунологии», «Безопасность жизнедеятельности» может идти параллельно с дисциплиной “Анатомия и физиология человека”, так как нет явных связей между ними.
- УД «Анатомия и физиология человека» является обеспечиваемой УД «Латинский язык», следовательно, эта дисциплина должна предшествовать изучению УД «Анатомия и физиология человека».

Приложение 3

Проектирование содержания учебной дисциплины

Выделение практических занятий и разделов

Требование к учебной дисциплине
Практические занятия
Разделы

Уметь:
1.Использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза;
Например: Использование знаний о строении кости и видах соединения костей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Знать:
2. Анатомию и физиологию человека

Например: Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата человека
















Приложение 4
Создание фонда практических занятий для УД ОП.03. Анатомия и физиология человека


Требование ФГОС по учебной дисциплине «Уметь» и «Знать»
(сквозная нумерация)


Унифицированная
запись

Формулировка тем практических занятий и лабораторных работ с учётом требования «Уметь»
( в исключительных случаях «Знать»)


1
2
3


Уметь:
использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.




































































































































































































































































Знать: анатомию и физиологию человека.



Использование знаний анатомии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



























































































































































Использование знаний физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Использование знаний об органе и системе органов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №1)

Использование знаний о строении эпителиальной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №2)

Использование знаний о строении соединительной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №3)

Использование знаний о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №4)

Использование знаний о внутренней среде организма для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №5)

Использование знаний о строении кости и видах соединения костей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №7)

Использование знаний о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №8)

Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №9)

Использование знаний о строении костей верхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №10)

Использование знаний о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №11)

Использование знаний о строении и месторасположении мышц головы и шеи для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №13 )

Использование знаний о месторасположении и функциях мышц туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (пр. №14)

Использование знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №15)

Использование знаний о месторасположении и функциях мышц нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №16)

Использование знаний о строении полости рта для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №17)

Использование знаний о строении, топографии глотки, пищевода, желудка для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №19)


Использование знаний о строении, топографии печени и поджелудочной железы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №21)

Использование знаний о строении, топографии тонкого кишечника для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №22)

Использование знаний о строении толстого кишечника для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №23)

Использование знаний о строении, топографии дыхательной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №28)

Использование знаний о строении, топографии почек для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №30)

Использование знаний о строении, топографии мочевыводящих путей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №31)

Использование знаний о строении, топографии мужских половых органов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №33)

Использование знаний о строении, топографии женских половых органов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №34)

Использование знаний о строении, топографии эндокринных желёз для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №36)



Использование знаний о строении, топографии сердца для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №38)

Использование знаний о строении, топографии основных сосудов кругов кровообращения для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
(П.З. №40)

Использование знаний о строении, топографии лимфатической системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №42)

Использование знаний о строении, топографии органов кроветворения и иммунной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №43)

Использование знаний о строении, топографии спинного мозга для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №44 )

Использование знаний о строении, топографии ствола головного мозга для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №45)

Использование знаний о строении, топографии конечного мозга для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №46)

Использование знаний о строении, топографии, функциях черепных нервов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №47)

Использование знаний о строении, топографии, функциях спинномозговых нервов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №48)

Использование знаний о строении, топографии, функциях вегетативной нервной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №49)

Использование знаний о строении, топографии, функциях зрительного анализатора для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №52)

Использование знаний о строении, топографии, функциях слухового анализатора для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №53)

Использование знаний о строении и функциях кожи для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №54)


Использование знаний о свойствах крови для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З.. №6)

Использование знаний об основных физиологических свойствах мышц для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З.. №12)

Использование знаний о физиологических процессах, происходящих в полости рта для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №18)

Использование знаний о физиологических процессах, происходящих в желудке для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №20)

Использование знаний о физиологических процессах, происходящих в кишечнике для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №24)

Использование знаний об обмене белков, жиров и углеводов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №25)

Использование знаний о водном и минеральном обмене, значении витаминов для организма для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №26)

Использование знаний об энергетическом обмене, терморегуляции для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №27)

Использование знаний о физиологии дыхания для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №29)

Использование знаний о физиологии выделения для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №32)

Использование знаний о процессе репродукции для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №35)

Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №37)

Использование знаний о физиологических процессах, происходящих в сердце для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №39)

Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №41)

Использование знаний о физиологии нервно-мышечной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №50)

Использование знаний о высшей нервной деятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. (П.З. №51)











Приложение 5

Технологическая карта проектирования учебной дисциплины ОП.03. Анатомия и физиология человека
по специальности 31.02.01 Лечебное дело


Дидактически обоснованная последовательность формирования требований ФГОС «Уметь»
Курс, семестр, №практических занятий и лабораторных работ


Распределение требований «Знать» под требования «Уметь» с учетом вида учебных занятий (можно проставить номер требования «Знать»)

Наименование разделов (Тем) в которых формируется требование «Знать» с учётом последовательности их изучения (освоения)

Наименование контрольных работ по темам (разделам) с учётом реализуемого содержания и требований «Знать» и «Уметь»

Виды самостоятельной работы с учётом требований «Знать» и «Уметь»

1

2
3
4
5

I курс,
I семестр.



Практическое занятие №1
Использование знаний об органе и системе органов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Практическое занятие №2
Использование знаний о строении эпителиальной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Практическое занятие №3
Использование знаний о строении соединительной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Практическое занятие №4
Использование знаний о строении мышечной и нервной ткани для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.







Практическое занятие №5
Использование знаний о внутренней среде организма для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №6
Использование знаний о свойствах крови для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.














Практическое занятие №7

Использование знаний о строении кости и видах соединения костей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №8

Использование знаний о строении костей черепа для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Практическое занятие №9

Использование знаний о строении костей туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №10

Использование знаний о строении костей верхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №11

Использование знаний о строении костей нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №12

Использование знаний об основных физиологических свойствах мышц для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №13

Использование знаний о строении и месторасположении мышц головы и шеи для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.


Практическое занятие №14

Использование знаний о месторасположении и функциях мышц туловища для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.


Практическое занятие №15

Использование знаний о месторасположении и функциях мышц верхних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №16

Использование знаний о месторасположении и функциях мышц нижних конечностей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.








Практическое занятие №17

Использование знаний о строении, топографии полости рта для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №18

Использование знаний о физиологических процессах, происходящих в полости рта для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №19

Использование знаний о строении, топографии глотки, пищевода, желудка для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №20

Использование знаний о физиологических процессах, происходящих в желудке для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.




Практическое занятие №21

Использование знаний о строении, топографии печени и поджелудочной железы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №22

Использование знаний о строении, топографии тонкого кишечника для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.


Практическое занятие №23

Использование знаний о строении, топографии толстого кишечника для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №24

Использование знаний о физиологических процессах, происходящих в кишечнике для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №25

Использование знаний об обмене белков, жиров и углеводов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №26

Использование знаний о водном и минеральном обмене, значении витаминов для организма для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.


Практическое занятие №27

Использование знаний об энергетическом обмене, терморегуляции для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.





I курс,
II семестр.

Практическое занятие №28

Использование знаний о строении, топографии дыхательной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Практическое занятие №29

Использование знаний о физиологии дыхания для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.










Практическое занятие №30

Использование знаний о строении, топографии почек для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Практическое занятие №31

Использование знаний о строении, топографии мочевыводящих путей для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Практическое занятие №32

Использование знаний о физиологии выделения для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №33

Использование знаний о строении, топографии мужских половых органов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №34

Использование знаний о строении, топографии женских половых органов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.


Практическое занятие №35

Использование знаний о процессе репродукции для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.











Практическое занятие №36

Использование знаний о строении, топографии эндокринных желёз для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.






Практическое занятие №37

Использование знаний о гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.









Практическое занятие №38

Использование знаний о строении, топографии сердца для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.





Практическое занятие №39

Использование знаний о физиологических процессах, происходящих в сердце для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №40

Использование знаний о строении, топографии основных сосудов кругов кровообращения для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №41

Использование знаний о гемодинамики для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №42

Использование знаний о строении, топографии лимфатической системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №43

Использование знаний о строении, топографии органов кроветворения и иммунной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.




Практическое занятие №44

Использование знаний о строении, топографии спинного мозга для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №45

Использование знаний о строении, топографии ствола головного мозга для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.


Практическое занятие №46

Использование знаний о строении, топографии конечного мозга для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Практическое занятие №47

Использование знаний о строении, топографии, функциях черепных нервов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №48

Использование знаний о строении, топографии, функциях спинномозговых нервов для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №49

Использование знаний о строении, топографии, функциях вегетативной нервной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Практическое занятие №50

Использование знаний о физиологии нервно-мышечной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.



Практическое занятие №51

Использование знаний о высшей нервной деятельности для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.





Практическое занятие №52

Использование знаний о строении, топографии, функциях зрительного анализатора для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Практическое занятие №53

Использование знаний о строении, топографии, функциях слухового анализатора для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Практическое занятие №54

Использование знаний о строении и функциях кожи для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Анатомию и физиологию человека.


Раздел 1
Анатомия и физиология человека как науки. Понятие об органе и системах органов. Учение о тканях
Тема 1.1.
Анатомия и физиология человека как науки. Понятие об органе и системе органов.

Тема 1.2.
Учение о тканях. Эпителиальная ткань




Тема 1.3.
Соединительная ткань






Тема 1.4.
Мышечная и нервная ткани








Раздел 2.
Анатомо-физиологические особенности внутренней среды организма человека

Тема 2.1.
Внутренняя среда организма. Кровь: состав и функции


Тема 2.2.
Свойства крови











Раздел 3.
Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата человека

Тема 3.1.
Кость как орган. Соединения костей




Тема 3.2.
Скелет головы - череп











Тема 3.3.
Скелет туловища





Тема 3.4.
Скелет верхних конечностей






Тема 3.5.
Скелет нижних конечностей







Тема 3.6.
Мышца как орган. Мышцы головы и шеи














Тема 3.7.
Мышцы туловища






Тема 3.8.
Мышцы верхних и нижних конечностей
















Раздел 4.
Анатомия и физиология пищеварительной системы человека. Обмен веществ



Тема 4.1.
Общая характеристика пищеварительной системы. Полость рта и её органы. Пищеварение в полости рта










Тема 4.2.
Строение глотки, пищевода, желудка.
Пищеварение в желудке
















Тема 4.3.
Печень и поджелудочная железа, строение, функции



Тема 4.4.
Анатомия и физиология кишечника




















Тема 4.5.
Обмен веществ
в организме человека






























Раздел 5.
Анатомия и физиология дыхательной системы человека

Тема 5.1 Общие данные о строении дыхательной системы. Воздухоносные пути



Тема 5.2.
Дыхательная часть. Физиология дыхания







Раздел 6.
Анатомия и физиология мочеполового аппарата человека

Тема 6.1.
Мочевыделительная система. Анатомия и физиология почек, мочеточников, мочевого пузыря




















Тема 6.2.
Репродуктивная система. Мужские половые органы



Тема 6.3.
Женские половые органы. Процесс репродукции






















Раздел 7.
Анатомия и физиология эндокринной системы человека

Тема 7.1.
Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники их строение и функции






Тема 7.2.
Поджелудочная, вилочковая и половые железы их строение и функции. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности



Раздел 8.
Анатомия и физиология сердечно - сосудистой системы человека
Тема 8.1.
Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно - сосудистой системы
Тема 8.2.
Строение сердца








Тема 8.3.
Физиология сердца







Тема 8.4.
Артерии большого круга кровообращения





Тема 8.5.
Вены большого круга кровообращения



Тема 8.6.
Лимфатическая система человека





Тема 8.7.
Органы кроветворения и иммунной системы



Раздел 9.
Анатомия и физиология нервной системы человека

Тема 9.1.
Общие данные о строении и функциях нервной системы. Спинной мозг: строение и функции


Тема 9.2.
Головной мозг. Ствол мозга








Тема 9.3.
Головной мозг. Конечный мозг







Тема 9.4.
Периферическая нервная система





















Тема 9.5.
Физиология нервно-мышечной системы





Тема 9.6.
Высшая нервная деятельность






Раздел 10.
Анатомия и физиология анализаторов человека

Тема 10.1.
Общая характеристика анализаторов. Зрительный анализатор




Тема 10.2.
Слуховой, вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы

Тема 10.3.
Кожа






















































































































































































































































































Контрольная работа



























































- Подготовка к практическому занятию;
- составление схемы «строение тела человека»

- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка разновидностей эпителиальной ткани;
- Составление кроссвордов с использованием цитологических понятий.

- Подготовка к практическому занятию;
- Работа с учебными текстами;
- Составление сравнительной таблицы соединительной ткани.

- Подготовка к практическому занятию;
- Составление схем разновидностей тканей;
- Зарисовка разновидностей мышечной ткани.
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.





- Подготовка к практическому занятию;
- Заполнение словаря.


- Подготовка к практическому занятию;
- Подготовка сообщений на одну из предложенных тем: «История переливания крови», «Занимательно о группах крови», «Резус-конфликт при беременности».
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.






- Подготовка к практическому занятию;
- Работа с учебными текстами;
- Составление таблицы «Виды соединения костей».

- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка костей черепа;
- Составление таблицы «Соединений костей черепа».





- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка костей туловища;
- Заполнение словаря.


- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка костей верхних конечностей. - Составление таблицы описания суставов верхних конечностей.

- Подготовка к практическому занятию;
- Схематическое изображение типичных мест переломов конечностей;
- Составление таблицы описания суставов нижних конечностей.

- Подготовка к практическому занятию;
-Подготовка сообщений на одну из предложенных тем:
«Утомление мышц», «Профилактика мышечного утомления»

- Подготовка к практическому занятию;





- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка поверхностных мышц туловища.




- Подготовка к практическому занятию;
- Работа с учебными текстами;
- Зарисовка мышц верхних конечностей;
- Зарисовка мышц нижних конечностей.

- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.












- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка полости рта и её органов.



- Подготовка к практическому занятию;
- Работа с учебными текстами;
- Заполнение словаря.





- Подготовка к практическому занятию;
- Работа с учебными текстами;
- Зарисовка пищевода, глотки, желудка.




- Подготовка к практическому занятию;







- Подготовка к практическому занятию;
- Работа с учебными текстами;
- Зарисовка печени и поджелудочной железы.



- Подготовка к практическому занятию;
- Работа с учебными текстами;
- Зарисовка отделов кишечника.



- Подготовка к практическому занятию;
-Составление таблицы: «Пищеварительные ферменты, желудочно-кишечные гормоны и их роль»





- Подготовка к практическому занятию.





Подготовка электронных презентаций на одну из предложенных тем:
«Витамины», «Энергетический обмен», «Пластический обмен».

- Подготовка к практическому занятию.





- Подготовка к практическому занятию.
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.












- Подготовка к практическому занятию.
- Работа с учебными текстами;
- Зарисовка органов дыхательной системы.
- Подготовка к практическому занятию;
- Составление схемы основных этапов актов дыхания;
- Составление рекомендаций для улучшения процесса дыхания.
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.






- Подготовка к практическому занятию;
- Подготовка сообщений на тему: «Анатомия и физиология мочевой системы человека»;
- Зарисовка органов выделительной системы.


- Подготовка к практическому занятию.







- Подготовка к практическому занятию.




- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка мужских половых органов.



- Подготовка к практическому занятию;
-Подготовка сообщений по темам «Нарушение менструального цикла», «Внематочная беременность»;
- Зарисовка женских половых органов.

- Подготовка к практическому занятию;
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.











- Подготовка к практическому занятию;
- Подготовка электронных презентаций по темам: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет», «Базедова болезнь», «Акромегалия», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь».

- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка эндокринных желёз;
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.













- Подготовка к практическому занятию;
- Подготовка электронных презентаций на одну из предложенных тем: «Пересадка сердца», «Искусственные клапаны», «Шунтирование коронарных артерий», « Пороки сердца».

- Подготовка к практическому занятию;
- Заполнение словаря.






- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка основных артерий большого круга кровообращения.




- Подготовка к практическому занятию;
- Составление схемы большого круга кровообращения.


- Подготовка к практическому занятию;
- Подготовка сообщений по предложенным темам: « Учение об иммунитете», «Заболевания лимфатической системы».

- Подготовка к практическому занятию;
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.






- Подготовка к практическому занятию;
- Составление схем рефлекторных дуг;
- Заполнение словаря.


- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка ствола головного мозга.




- Подготовка к практическому занятию;
- Подготовка сообщений по предложенным темам: «Функции коры больших полушарий», « Функции базальных ядер»;
- Зарисовка головного мозга.


- Подготовка к практическому занятию;
- Составление сравнительной таблицы 12 пар черепных нервов.


- Подготовка к практическому занятию;
- Составление кроссвордов;





- Подготовка к практическому занятию;
- Заполнение словаря.







- Подготовка к практическому занятию;
- Подготовка сообщений по предложенным темам: «Сон и сновидения», «Гипноз», «Сигнальные системы», «Эмоции», «Память».

- Подготовка к практическому занятию;
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.








- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка органа зрения.




- Подготовка к практическому занятию;
- Зарисовка наружного, среднего и внутреннего уха.

- Заполнение словаря.
- Закончить работу в альбоме по данному разделу и подготовить к проверке.





Вывод (обоснование): Технологический подход при проектировании рабочей программы позволил создать фонд практических занятий, состоящий из 108 часов (54занятия). Созданный фонд практических заданий является основой для проектирования рабочей программы учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» в соответствии с требованиями ФГОС.

















Приложение 6
Информационная матрица для создания фонда оценочных средств (ФОС)
по дисциплине «Анатомия и физиология человека» специальность 31.02.01 Лечебное дело

методы контроля
формы, виды контроля
1
Устный контроль
2
письменный контроль
3
практический контроль
4
тестовый контроль
5
комбинируемый контроль
6
взаимоконтроль
7
самокотнроль
8
наблюдение
9
экзамен

формы промежуточной аттестации
КР - контрольная работа (текущий контроль)
 
 
 

+
 
 
 
 


З - зачет
 
 
 
 
 
 
 
 
 


ДЗ – дифференцированный зачет
 
 
 


 
 
 
 


Э – экзамен
 
 
 
 
 
 
 
 
 +


ПД – подготовка дипломной работы (проекта)
 
 
 
 
 
 
 
 
 


ЗД – защита дипломной работы (проекта)
 
 
 
 
 
 
 
 
 


МЭ – междисциплинарный экзамен
 
 
 
 
 
 
 
 
 

виды контроля
Входной

+
 
 +
 
 
 

 


Периодический
 
+
 
 +

 +
+
+



Фронтальный
+
 
 
 
 
 
 
 
 


Срезовый
 
 
 

 
 
 
 
 


Тематический
 
 
+

 

+
+



Заключительный
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Итоговый
 
 
 
 +
 +
 
 
 +



УД Анатомия и физиология человека











Уметь:
1. Использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Входной устный, индивидуальный опрос на практическом занятии
Письменное решение морфофункциональных и ситуационных задач на практическом занятии
Практический контроль на пр. занятии по разделу
Входной, периодический и итоговый тестовый контроль
Итоговый комбинированный
контроль
Взаимоконтроль при работе в парах, малых группах
Самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы
Наблюдение за деятельностью обучающихся на пр. занятиях
Решение комплексной задачи квазипрофессиональной направленности

Знать:
2. Анатомию и физиологию человека.
Входной устный, фронтальный опрос
Письменный контроль входной, периодический и срезовый

Входной и итоговый тестовый контроль
Итоговый комбинированный
Взаимоконтроль при работе в парах, малых группах
Самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы
Наблюдение за деятельностью обучающихся при выполнении самостоятельных работ
Устный контроль


Вывод: Проведенная работа по составлению ФОС позволяет охватить разнообразными видами и формами контроля и оценки все требования ФГОС и спроектировать комплексное задание на экзамен, который состоит из: устного вопроса и комплексной квазипрофессиональной направленности задачи.












_Список_нормативных_и_методических д_5._Определение_форм_и методов контр