Рабочая программа по музыке по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской 6 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет___музыка
Класс 6
Образовательная область______искусство
Срок реализации Рабочей программы ____2016-2017 учебный год
Учитель___Уразовская Ольга Анатольевна
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей технологии и искусства ____________________(О.А. Уразовская)
Председатель МС__________________________________(Н.Г. Лысенко)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ№13»____________________________(Е.А.Нижегородцева)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная рабочая программа по музыке для 6 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения общего образования и соответствует следующим нормативным документам:
Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 7 декабря 2010 г.);
Учебному плану МБОУ «СОШ № 13» на 2016-2017 учебный год;
Примерной государственной программе общего образования по музыке, утверждённой Министерством образования и науки РФ (2010 г.).
Приказу № 38 от 26 января 2016 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию, утвержденный Министерством образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г.;
Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 13».
Примерной государственной программе общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке утверждённой Министерством образования и науки РФ - «Музыка»,5 класс, авторов: Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, (сер. «Стандарты 2-го поколения»).- М., Просвещение, 2011.
Фундаментальному ядру содержания общего образования : проект/ Козлова. (сер. «Станд. 2-го поколения). - М., Просвещение, 2010
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Предметная область: искусство
1.Вид программы: данная Рабочая программа I вида
Цель изучения музыки в основной школе: формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира.
Задачи:
развитие творческого потенциала, художественного вкуса
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,
развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка
овладение художественно-практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, инструментальном музицировании, драматизации.
Предмет «Музыка» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных,
познавательных действий:
Личностное развитие учащихся заключается в реализации способности творческого освоения мира в различных формах и видах музыкальной деятельности, становлении ценностных ориентиров, проявлении эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления способствует познавательному развитию школьников.
Социальное развитие развитие учащихся происходит через приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к художественным ценностям различных народов мира.
Коммуникативное развитие учащихся происходит на основе умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Учебное продуктивное сотрудничество (ансамблевое пение и инструментальное музицирование), совместная деятельность, требующая умения «слышать другого», поиск решения творческих задач также создает благоприятные возможности для коммуникативного развития учащихся.
Познавательное развитие школьников формируется через ознакомление с музыкальной картиной мира, ее анализ и осмысление.
Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки участвует в формировании российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане, и изучается в 6 классах в объеме 35 часов в год .Тематическое распределение часов на ступень обучения:
№п/п Разделы,
темы Количество часов
Примерная или авторская программа Рабочая программа по классам
5 кл. 6 кл. 7 кл.
1 «Музыка и литература» 16 - -
2 «Музыка и изобразительное искусство » 19 - -
3 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» - 16 -
4 «Мир образов камерной и симфонической музыки» - 19 -
5 «Особенности драматургии сценической музыки» - - 16
6 «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» - - 19
Итого 35 35 35
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по предмету:
Компетенции: Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития.
Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
1.Личностными результатами изучения музыки являются:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
2.Метапредметными результатами изучения музыки являются:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
3.Предметными результатами изучения музыки являются:
1.В познавательной сфере:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры.
2.В ценностно-мотивационной сфере:
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
3.В эстетической сфере:
формирование художественно-образного мышления в процессе музыкального образования.
Воспитание нравственных идеалов через эстетическое воспитание и образование школьников.
Развитие творческого потенциала через соприкосновение с шедеврами музыкальной культуры.
4.В трудовой сфере:
Формирование уважения к труду на примере работы и творчества выдающихся деятелей искусства;
Развитие навыков трудовой и познавательной деятельности в процессе создания проектов;
Воспитание уважения к художественным ценностям с точки зрения затраченного труда на их создание;
5.В коммуникативной сфере:
Формирование интереса к культурным ценностям других народов;
Развитие интереса к национальным традициям народов мира.
Воспитание толерантности в процессе музыкально-эстетического образования.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
В результате обучения учащийся должен понимать (знать):
• характерные особенности музыкального языка
• логику развития музыкального образа
• жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
• специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;
• имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• стилистические особенности музыкального языка композиторов
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений
В результате обучения учащийся должен уметь:
• различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю
• владеть навыками музицирования: исполнение песен, ансамблевое музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/пКол-во часов Дата Тема урока Примечание
1 1 Образы вокальной и инструментальной музыки. 2 1 Лирические, эпические, драматические образы романсов. 3 1 Песня и романс – общее и различное. Два музыкальных посвящения 4 1 Жанры инструментальной музыки. 5 1 Инструментальный концерт. 6 1 Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Токката. Особенности жанра. 7 1 Образы и обычаи в творчестве композиторов. Полифония. Фуга. 8 1 Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения 9 1 Мир старинной песни. Хоральная прелюдия. 10 1 Народное искусство Древней Руси 11 1 Русская духовная музыка 12 1 В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» 13 1 Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва 14 1 «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха 15 1 Расширение и углубление знаний 16 1 Образы скорби и печали 17 1 Фортуна правит миром 18 1 Авторская песня: прошлое и настоящее 19 1 Джаз – искусство XX века 20 1 Вечные темы искусства и жизни 21 1 Могучее царство Ф. Шопена 22 1 Ночной пейзаж 23 1 Инструментальный концерт
24-26 3 Образы симфонической музыки 27 1 Симфоническое развитие музыкальных образов 28 1 Программная увертюра Бетховена «Эгмонт» 29 1 Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта» 30-33 3 Мир музыкального театра 34 1 Образы киномузыки 35 1 Обобщение темы «Музыкальная драматургия» КОНТРОЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ:
Входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование
Форма контроля:
самостоятельная работа;
устный опрос;
практическая работа,
тест
музыкальные викторины по итогам полугодия
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:
Творчество Г. Свиридова
Творчество А. Бородина
Оперное творчество Римского-Корсакова
Творчество И. Стравинского
Творчество Ф. Шуберта
Творческий проект «Король вальса – И. Штраус»
История рождения «вальса»
Творчество И. Дунаевского
Песни В. БаснераТворческая биография А. Даргомыжского
Творчество И. Баха
«Жизнь песни на войне», творческий проект
Творческий проект «Не ручей – море имя ему. Творчество И.С. Баха»
Творчество Георгия Свиридова
Творчество Сергея Прокофьева
Итоговый тест по музыке 6 класс
Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:а) романсб) операв) этюдг) балет
«Программная музыка» - этоа) танцевальные произведенияб) музыка, у которой есть названиев) инструментальная музыкаг) музыка к кинофильмам
Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:а) «Щелкунчик»б) «Любовь к трем апельсинам»в) «Лебединое озеро»г) «Спящая красавица»
«Аккорд» - это:а) название музыкального жанраб) созвучие из трех и более звуковв) обозначение ладаг) фамилия композитора
«Увертюра» - это:а) название музыкального инструментаб) название оперыв) оркестровое вступлениег) форма музыкального произведения
Композитор, написавший большое количество оперетт:а) С.С. Прокофьевб) Ф. Легарв) В.А. Моцартг) П.И. Чайковский
Автор, написавший около ста сказочных опер:а) В.А. Моцартб) Н.А. Римский-Корсаковв) П.И. Чайковскийг) И.С. Бах
Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:а) симфонияб) песняв) балетг) баллада
Слово, употребляемое в музыке и живописи:а) этюдб) фрескав) тембрг) оркестр
Жанр оперы «Борис Годунов»:а) эпическая сказкаб) историческая драмав) лирикаг) сатира
«Либретто» - это:а) пьеса для постановки на сценеб) название музыкального инструментав) название танцаг) обозначение темпа
На какой линейке пишется нота МИ:а) на первойб) на второйв) на третейг) на четвертойКакая опера написана П.И. Чайковским:а) «Иван Сусанин»б) «Борис Годунов»в) «Евгений Онегин»г) «Дон Жуан»
Автор оперы «Садко»:а) П.И. Чайковскийб) Н.А. Римский-Корсаковв) Г. Свиридовг) М.И. Глинка
Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:а) виолончельб) скрипкав) контрабасг) гобой
«Цикл» - это:а) несколько пьес под общим названиемб) форма музыкальных произведенийв) совместное исполнение произведенияг) вид музыкального сопровождения
Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:а) «Пер Гюнт»б) «Времена года»в) «Картинки с выставки»г) «Петя и волк»
Балет С.С. Прокофьева:а) «Щелкунчик»б) «Жар-птица»в) «Спящая красавица»г) «Ромео и Джульетта»
Какого номера нет в опере:а) арииб) дуэтев) ансамбляг) па-де-де
Автор Богатырской симфонии:а) А.П. Бородинб) П.И. Чайковскийв) М.И. Мусоргскийг) С.С. Прокофьев
Критерии оценок
Ошибки: 0-2 – «5», 3-5 – «4», 6-9 – «3», 10 и более – «2»
Ответы на итоговый тест 6 класс
в
б
б
б
в
б
б
в
а
б
а
а
в
б
г
а
в
г
г
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Методические пособия для учителя.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.
Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.
Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халазбурь, В. Попов. СПб., 2002.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст] / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.
3.Дополнительная литература для учителя.
Сборник нормативных документов. Искусство [Текст]. - М.: Дрофа, 2005.
Музыкальное образование в школе [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М.: Академия, 2001.
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос, 2002.
Челышева, Т. С. Спутник учителя музыки [Текст] / Т. С. Челышева. - М.: Просвещение, 1993.
Григорович, В. Б. Великие музыканты Западной Европы [Текст] / В. Б. Григорович. - М.: Просвещение, 1982.
Абдуллии, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе |Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983.
Аржаникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки [Текст] / Л. Г. Аржаникова. - М.: Просвещение, 1985.
Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.
Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.
Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй [Текст] / В. И. Петрушин. - М.: Просвещение, 2000.
Великович, Э. И. Великие музыкальные имена [Текст] / Э. И. Великович. - СПб.: Композитор, 1997.
Никитина, Л. Д. История русской музыки [Текст] / Л. Д. Никитина. М.: Академия, 1999.
Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки / Е. Л. Гурсвич. - М.: Академия, 1999.
Сомин, Д. К. Сто великих композиторов [Текст] / Д. К. Самин. - М.: Вече, 2000.
Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе [Текст] / Л. А. Рапацкая, Г. С. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Владос, 2003.
Кленов, А. С. Там, где музыка живет [Текст] / А. С. Кленов. М.: Педагогика, 1986.
Веселые уроки музыки [Текст] / авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.
Ригина, Г. С. Музыка [Текст]: книга для учителя / Г. С. Ригина. - М.: Учебная литература, 2000.
Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская - М.: Айрис-пресс, 2007.
4.Дополнительная литература для учащихся.
Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучев-ский, В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 1988.
Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
5.Интернет-ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music.