Исследовательская работа Место и роль язычества в современном русском языке

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Место и роль язычества в современном русском языке
(предметная область - языкознание)




Автор исследовательской работы:
Крыкина Анастасия Сергеевна,
ученица 10 б класса
МБОУ СОШ № 59 г. Брянска

Руководитель:
Кукатова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 59 г. Брянска




Брянск 2015
Содержание.
Введение. 3-4
1.Славянский языческий «Олимп» 5-9
2.Отражение имен славянских богов в словах
русского современного языка 10-14
3. Пословиц ,отразившие языческие верования и обряды 15
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 18-21















2

Введение.
Мифы – сказания о богах и героях –особенно интересны для нас тем, что показывают для нас древность народов , глубину их исторических корней . Древние славяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов , олицетворявших явления природы. Они делились на три ветви : восточные славяне, южные славяне и западные славяне. К восточным славянам относились русские , украинцы , белорусы .
Мифологический словарь утверждает, что славянская мифология – это « совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства до конца 1-го тысячелетия н.э.)»(1).У греков были Гомер и Гесиод, неплохо мы знаем и римскую мифологию, у индийцев- Махабхарата, у индейцев появилась «Песня о Гайавате», созданная Лонгфелло.
Славяне чувствуют себя обделенными , так как славянская мифология не была записана . Что осталось нам сегодня ? Редкие свидетельства летописей , отголоски языческих культов в сказках и народных песнях , записанных лишь в 19 веке.
Желание славян «быть как все» и иметь сою мифологию привело к возникновению различных художественных произведений и научных исследований , в которых писатели и ученые пытались воспроизвести славянский языческий пантеон ( например , «Велесова книга» Буса Кресеня).Порой это приводило к возникновению лжебожеств ( божеств , придуманных писателями и исследователями).
Так как же можно выявить имена подлинных славянских богов? На помощь может прийти современный русский язык, так как в некоторых словах сохранились отголоски имен богов и божеств .Особую роль тут играют топонимы ( названия мест) и гидронимы ( названия водных объектов) , а также другие слова ( предметы быта , названия природных явлений и т.д.).



3
В связи с этим цель нашей работы – выяснить , какие слова современного русского языка произошли от имен славянских богов , а также , в каких пословицах и поговорках отразились верования славян.
Объект нашего исследования – языческая славянская мифология ( верховные славянские боги ).
Исходя из цели нашей работы , мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить литературу по славянской мифологии.
2.Составить приблизительное генеалогическое древо славянских богов.
3.Выявить как можно больше слов современного русского языка 6 образованных от имен славянских богов.
4. Рассмотреть пословицы и поговорки русского народа .
Причина нашего обращения к данной теме заключается в её актуальности. Тема мало изучена и может представлять интерес для историков и филологов. Работа будет полезна учащимся , сможет расширить их кругозор , значительно углубит их знания в области этимологии русского языка.







4



1.Славянский языческий «Олимп».
Как уже говорилось во введении , древние славяне были язычниками , поклонялись своим божествам и богам .Поскольку мифологические славянские тексты не сохранились , реконструировать основные элементы славянской мифологии возможно на базе вторичных письменных , фольклорных и вещественных источников ( поучений , хроник, летописей и т.д.).
Учёные различают в славянской мифологии несколько уровней .Высший уровень характеризуется обобщенным типом функций богов . К нему относятся два праславянских бога – Перун и Велес, другие боги- Сварог , Дажьбог , богиня Макоша.
К более низкому уровню относятся божества , связанные с хозяйственными циклами –Род, Ярило, Хорс. Другие уровни характеризуются большей абстрагированностью – Лада, Леля , Доля , Лихо.
С началом славянской мифологии связываются и герои – Кий , Щек и Хорив. К низшей мифологии относят духов и тотемных животных (домовые , лешие , водяные , русалки , кикиморы , медведь , волк ).
Человек соотносится со всеми предыдущими уровнями .Связующими все уровни звеном является Мировое древо. Мир описывается системой двоичных противопоставлений ( доля- недоля, счастье-несчастье , чет-нечет, правый-левый , небо-земля , солнце-луна , старый-молодой , белый-черный , близкий-дальний и т.д. Рассмотрим вершину славянского «Олимпа».
Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог – отец ряда богов (Перун, Даждьбо , Огонь –Рарог- Семаргл, Стрибог): бог огненной стихии , творец , соотносимый с Гефестом орфической традициии и с ригведовским Тваштаром . По одной из мифологических версий , Сварог-сын Крота и внук Ситоврата , потому уже не может быть отцом всех богов. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой .Легенда рассказывает , что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи , научил выплавлять медь и железо .Кроме того , он установил законы , которые могли бы соблюдать люди . «Дид божий» Сварог , по древнему преданию , предаётся покою , предоставляя управление своим богам –детям и внукам –Сварожичам.

5
Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит ещё к 3 тысячелетию до н.э., когда воинственные индоевропейцы (арии) на боевых колесницах , обладавшие бронзовым оружием , подчиняли себе соседние племена . Перун был в большей степени богом- воином , чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно , что вплоть до 10 века – времени военных походов киевлян его культ не занимал центрального места , а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.
Культ Перуна , бога грозы , войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного , военного элемента общества .Перун , или как его ещё называли Перун-Сварожич , представлялся славянам вооруженным воином , мчащимся на золотой колеснице , запряженной крылатыми жеребцами , белыми и черными.
Возвышение культа Перуна , превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян – они побеждают хазар ,воюют на равных с Византией , подчиняют себе многие славянские племена .
Перуна называли «княжьим богом» , поскольку он был покровителем князей , символизировал их власть .Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев . Это бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с греками говорится , что князья – воители клялись Перуном , и только на втором месте в договорах фигурирует Велес.
Богом плодородия , связанным с Навью( нижним миром ) был Велес(Волос).Велес-сын небесной коровы и первобога Рода , один из самых древних индоарийских богов , сначала был покровителем охотников , затем скотоводства и богатства ; он приходил в мир под разными именами –Рудра и Шива(в разных временных рамках).Тот ,Гермес, Меркурий ,Луг, Велунд. Это имена одного бога из разных культур и разных времен ( все они , в том числе и Велес, боги мудрости и магического знания ).Это Велес благославляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины .Любимец Велеса – совершенный человек .Он может быть талантливым ученым , гениальным поэтом и певцом , непревзойденным мастером по части приготовления кушаний , лучшим садовником или лесничим , удачливым крестьянином , наконец, дельцом.
6
Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивались домашними животными , слово «скот» имело значение «деньги», «имущество» и так же было показателем богатства: слово «скотолюбие» означало корыстолюбие ; «скотник» -финансовый чиновник , стоящий между посадником и старостой ; «скотница» -казна. В Древней Руси Велес был покровителем купцов , которые в своих договорах часто клялись его именем .Язычники – славяне чтили обоих божественных противников – и Перуна , и Велеса. Только святилища Перуна устраивались на высоких местах , а святилища Велеса – в низинах.
Таким образом, вершина славянского «Олимпа» -Сварог- Перун-Велес.
Повелитель Нави, Тьмы –есть могучий властитель Чернобог , он же Кащей , Вий , Касьян. Велика власть Черного бога , стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти , сковать вечным холодом .Вечным оппонентом Чернобога является Белобог , воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с богом Тьмы ( с самим собой). Таким образом , Чернобог связан со смертью и миром мертвых , Кощей как раз и управляет этим миром и не случайно царство Пекельное именуют ещё и Кощным , а попросту – это один из уровней Нави.
Несколько столетий одним из почитаемых на Руси богов был Даждьбог(Дажьбог)- бог солнечного света , тепла , и плодородия вообще.Славяне называли его «Солнце-царь , сын Сварогов», символами этого бога были золото и серебро .Культ Даждьбога особенно расцвел в 11-12 вв., в эпоху государственной раздробленности , сосуществуя с христианством .Русские люди почитали Даждьбога как своего защитника , называя себя его внуками.Он был богом солнечного света , но отнюдь не самого светила.
Богами хозяйственного цикла , связанными с календарными обрядами , были Ярила и Хорс.
Ярила- сын ( или ипостась ) Велеса , он бог весеннего солнца , погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян также богом плодородия , размножения и физической любви. Его

7
представляли себе юным , красивым мужчиной , пылким влюбленным женихом. Ярила – так же и весеннее солнц . Язычники – славяне считали , что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть , а людская любовь –увеличивать плодородие полей.
Имя Хорс, имеющее индоиранские корни , означает «солнце» , «круг».Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо , не обладающее человеческим обликом и представляющееся просто золотым диском. Анализ известных сведений о Хорсе показывает , что в большинстве сочинений Хорс соседствует с небесными богами :Перуном и с Даждьбогом. Хорс –божество солнечного светила , но солнечного света и тепла , он представлял собою некое дополнение к образу Даждьбога – солнца , подателя земных благ.
Стрибог является верховным царем ветров .Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний , разрушителя злоумышлений. По другой версии , Стрибог или Стриба(га) –древнее верховное божество Пространства , а затем и просто властитель воздушной стихии, времени.
Главными женскими божествами древних славян были Макошь и Лада. Макошь –Богиня , прядущая Нити Судеб на Небе, а также покровительница женских рукоделий на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности , хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей ( в этом культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой ( которая также выступает в роли материнской , жизнезарождающей среды).Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богини Доля и Недоля .
Макошь( Яга)- единственное женское божество древнерусского пантеона , чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств.
Лада –богиня брака , изобилия , времени созревания урожая .Её культ прослеживался ( в частности , у поляков) вплоть до 15 века ; в древности был распространен у всех славян , а также у балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха ( белый цвет символизировал благо). Имя её повторялось в припевах песен : «Ой, Ладо!».Богинь-Рожаниц было две : Мать и Дочь. Ладу называли «матерью Лелевой».

8
Леля- дочь Лады. Богиня весны , первой зелени и первых цветов , юной женственности и нежности. Славяне считали , что именно Леля заботится о весенних всходах- будущем урожае. Особенно почитали Лелю молодые девушки , справляя в её честь весенний праздник –Ляльник ; выбирали самую красивую из подруг , надевали на её голову венок , усаживали не дерновую скамью ( символ прорастающей молодой зелени ) , водили хороводы и пели песни, прославляющие Лелю.
Марена (Мара)- богиня Зимы, мира мертвых и..плодородия земли. Следы её культа у славян прослеживается вплоть до недавнего времени : Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело – олицетворение зимней стужи , которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям , чтобы те дали богатый урожай.
Таким образом, славянский языческий пантеон выглядит приблизительно так:
Сварог-Макошь-Велес-Кащей
(боги- прародители)
Перун-Даждьбог-Стрибог-Лада
(повелители небесных стихий и человеческой жизни)
Ярило-Леля-Марена-Хорс
(боги хозяйственного цикла)








9
2.Отражение имён славянских богов в этимологии некоторых слов русского языка.

Имена славянских богов
Слова современного русского языка

Сварог
Имя бога происходит от ведического «svargas» - небо; так же в этом слове представлен и корень «var» -горение , жар. В связи с этим от имени этого славянского божества произошли все слова с корнем –вар-, -жар-
варить варенье
варежки жарить
отвар жаркое
заварка пожар
утварь Стожары
вареный
повар

Перун
По нашей версии , от слова Перун могли произойти слова с корнем –р-
отразить поразить перо
перья (и все производные от них)

Велес(Волос)
Имя Велеса восходит к древнейшему корню «вел» со значением «мёртвый». Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе , то этот корень подчиняет себе людей , то этот же корень означает могущество и встречается в словах с корнем –вла-.


10


власть
велеть
владеть
великий

Чернобог(Кощей)
Черный бог руководит чернотой во всех пространствах . До сих пор большинство проклятий связано с пожеланиями смерти или отправиться в то место , откуда вышел. Черный день , черная душа, черный ворон.Черный цвет у большинства народов – это цвет земли , символ принадлежности к подземному или смертному миру. Имя данного божества связано с конями –коч-, -кош-, -кощ-


кочерга (предполагалось , что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь).
кошевой
кощей
кошмар

Даждьбог
Имя этого бога происходит не от слова «дождь»( как иногда ошибочно думают), оно означает –«дающий Бог», «податель всех благ», поэтому с данным божеством возможно связать корень –да-.

давайте
дать
придать и т.д.

Ярило
Ярило-яростный –значит неукротимый , яровать- неистовать забываясь, ярун- глухарь во временя тока 6 не видящий и не слышащий ничего кроме подруги и

11
ревнивых соперников ,которых надо прогнать . Эти и ещё много родственных слов , и все они рассказывают о сильных эмоциях.

ярка яра(весна)
ярмо
яровая
ярость
доярка
ярина(овечья шерсть)
Красный Яр
Зелёный Яр

Хорс
Божество солнечного светила .С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец- ХОРовод ( движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины и катать зажженные колеса , поэтому слова с корнем –хор- мы можем соотнести с данным божеством.

хоромы
хоровод
хоромины
хорошо
хоругвь
хор
хоронить
похороны













12
Стрибог
Индоиранское «бог» в этом имени объединено со славянским «стръга»- распространять , простирать. Согласно восточно-славянской традиции , Стрибог является в образе гусляра , перебирающего струны , с луком за спиной , а на поясе –сагайдак со стрелами .Несомненна фонетическая связь со словами , имеющими корни –--стру-, -стре-, -стри-.

струя
струны
стрелы
стремя
стремительный
стриж

Марена(Мара, Морана, Марцана и т.д.)
От её имени произошли слова с корнями – мор-, -мар-, -мер-,-мур-.

мор мрачный
морока мерещиться
море умереть
кошмар смерть
мрак сумерки
мрачный смердеть
муравей
мурава
мерзость

Макошь
Б.А. Рыбаков выделяет в этом слове два корня –МА-КОШ-(5), то есть мать-судьба.

13
мокнуть куш
мокша мокрица
макушка макать
кошка мякиш


Лада
Имя Лада связано с корнем –-лад-.

ладить
налаживать и т.д.

Леля
От этого имени образовались слова с корнем –леле-. До сих пор принято называть девушек Лёля, Леля ( как отголосок древнего культа).

лелеять


















14
3.Пословицы и поговорки , отразившие языческие верования и обряды.
«Солнце днем работает , а ночью отдых берет»-анимистическое воззрение на солнце.
«Который бог замочи , тот и высушит»- многобожие.
«Молёный баран отлучился , ин гулящий прилучился»- намёк на жертвоприношение.
«Был бы лес , будет и леший»- почитание Велеса.
Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть , как на нечистую силу , на бесов , дьявола, сатану .Это отразилось в следующих пословицах:
«На печи сидел , кирпичам молился»-почитание домового.
«Венчали вокруг ели А черти пели»- брак без церковного обряда.
«Взял боженьку за ноженьку , да и об пол»-низвержение кумиров.
«Из дупла либо сыч , либо сова , либо сам сатана»- т.е. леший.
«Всякому черту вольно в своём болоте бродить»-т.е. водяной.
«В тихом омуте черти водятся»
«Сужена – ряжена не обойдешь и на коне не объедешь», «Земля треснет –черт вылезет»- вера в судьбу.








15
Заключение.
Объектом нашего исследования являлась славянская языческая мифология , а точнее , верховные славянские языческие боги . Мы ставили перед собой несколько задач , в частности , изучить , как можно больше материала по данной теме и выяснить , какие слова современного русского языка произошли от имён славянских богов . В ходе работы мы попытались выстроить иерархию славянских богов и их роль в жизни наших далёких предков .
Пользуясь этимологическим словарём и собственными наблюдениями , мы попытались выявить как можно больше слов современного русского языка , в происхождении которых видны отголоски имён древних языческих богов . В результате нашего исследования выяснилось , что таких слов в русском языке очень много . Тысячелетняя славянская языческая культура не ушла бесследно – она продолжает жить в нашем языке.
Также , изучая фольклор , удалось выявить пословицы и поговорки , в основе которых заложены языческие верования славян.
Тема нашего исследования является достаточно широкой , и её несомненно нужно продолжить ,в частности , интересны суффиксы –ащ-, -ящ-, приставка пра- , которые явно имеют языческие корни. Более детальное изучение данных словообразовательных морфем может явиться темой для самостоятельного исследования .
Мы считаем , что наша работа будет полезна и интересна как учащимся , так и педагогам , а также всем тем , кто интересуется родным языком , нашими корнями и русской культурой.



16

Список литературы:
1.Гаврилов Д., Ермаков С. Время богов и время людей .Основы славянского язычества.www.ukazka.ru
2.Гаврилов Д., Наговицын А. Языческие боги славян . М.: «Рефл-Бук,2002.
3.Ерёмина О.А. Божества славянского язычества .М.: «Портфель учителя»,2007.
4.Мифологический словарь (под. ред. Е.М. Мелетинского).м.: Советская энциклопедия ,1993
5.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян . М.: Просвещение ,1994
6. Шанский Н.Н. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа,2004
7.Этимологический словарь ( под ред. М.Фасмера) М.: Этимология , 1975
8.Язычество. Великие боги славян .festival 1 september.ru/artickles/581304








17
Приложение.












18