Урок-фрейм по теме Место придаточного предложения в СПП. Основные группы СПП по их значению


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Ржева Тверской области
Урок-фрейм по теме:
« Место придаточного предложения в СПП.
Основные группы СПП по их значению»
Разработал:
учитель высшей категории
МОУ «СОШ № 7»
г.РжеваИльчук Евгения Владимировна
2014 – 2015 уч.годХОД УРОКА
Целеполагание.
Учитель: Почему важно позитивно мыслить и оставаться жизнерадостным несмотря ни на что? (Слайд 2)
Человек состоит из того, что он мыслит и чем он живет. Мы стоим лишь того, чего стоят наши заботы и печали. Мысль материальна, о чем вы думаете, что говорите, то и притяните в свою жизнь. Вы скажете: «Жизнь трудна. Как можно думать хорошо, когда вокруг столько проблем?» Для того чтобы оставаться духовно и физически здоровыми и строить правильно свою жизнь, мы будем учиться мыслить позитивно и смотреть на жизнь другими глазами.
Сегодня у нас урок-фрейм. (Слайд 3)
Вспомните, что обозначает слово «фрейм»? (Фрейм от англ. – рама)
Сегодня мы раздвигаем рамки одной темы «Место придаточного в сложноподчинённом предложении. Основные группы СПП по их значению» и добавляем тему здорового образа жизни.
Цель нашего урока: повторить сведения о СПП, научиться определять место придаточного в СПП, определять к какой группе по значению относится то или иное предложение, повторить правописание гласных в корнях слов и, конечно же, усвоить, что здоровым и счастливым быть приятнее, чем больным и беспомощным.
Начнем с повторения орфографии, как вы писали в сочинении, что успешным человек станет только тогда, когда овладеет речью, а речь письменная и устная должна быть грамотной. Итак, оздоравливаем речь.
Задание.
Написать словосочетания, выделить корни с чередованием гласных – 1 учащийся; составить алгоритм правила по написанному – 2 учащийся.
Голос замирает,
касаться темы,
стереть написанное,
набирать номер телефона,
написать изложение,
постоянно придираться,
найти прилагательное,
не на что опереться,
блистательный ответ,
удачное сочетание.
Работа со словом. (Слайд 4)
Учитель: Как вы думаете, почему при встрече принято говорить ЗДРАВСТВУЙТЕ?
Действительно, самое дорогое, что есть у человека, – здоровье, любая мать желает своему ребенку, прежде всего, быть здоровым.
Историю происхождения слова ЗДОРОВЫЙ изучал Лебедев Алексей. (Слайд 5)
ЗДОРОВЫЙ – СЪДОРОВЪ – СЪДРАВЪ
СЪ – SЪ - SU(от индоевроп. ХОРОШИЙ) DROVO (ДЕРЕВО)
ХОРОШЕЕ ДЕРЕВО – в славян. ОГРОМНЫЙ КАК ДУБ
(Этимологический словарь. Фасмер)Подберите синонимы к слову. Какой словарь нам может помочь в случае затруднения?
Каково значение слова ЗДОРОВЬЕ? (Слайд 6)
- Как называются слова у которых несколько лексических значений?
Задание. Значение мы узнали, а теперь составьте сложные предложения со словом ЗДОРОВЬЕ: 1 ряд – ССП, 2 ряд – БСП, 3 ряд – СПП.
Фронтальный опрос.
Какие предложения называются сложными?
Чем отличаются ССП от СПП?
Какие предложения называются СПП?
Чем отличается главная часть СПП от придаточной?
Работа с текстом.
Прочитайте выразительно текст. (Приложение № 1)
Что такое здоровье
Древнегреческий поэт и философ Симонид писал: «Лучшее благо человека – это здоровье, а затем уже красота, честным путем приобретенное богатство и, наконец, возможность радоваться молодости в кругу друзей».
В такой лаконичной форме выражена программа поведения разумно мыслящих людей, отношение людей к своему здоровью оставляет желать лучшего. Прочтите внимательно строки, которые были написаны много лет назад, и наверняка они будут созвучны с сегодняшним нашим временем: «…Хотя все мы хорошо осознаем всю важность здоровья для нашего счастья и благосостояния, но большинство из нас не хочет взять на себя малейший труд или прибегнуть к незначительным жертвам ради поддержания своего здоровья. Громадное количество людей сознательно губит свое здоровье и обрекает себя на раннюю смерть, подготавливает себе старость, полную страдания».
Здоровье - такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней, но и наличие душевного равновесия.
Здоровые люди производительно работают. Они предрасположены к творчеству. Им свойственны общительность и чувство юмора. Здоровый человеческий организм обладает изумительной способностью извлекать новые резервы своей жизнедеятельности.
Определите стиль текста и тип речи. Какова основная мысль данного текста?
Задание. Сжать 1 и 2 абзацы текста, используя в своём варианте СПП. Первое предложение оформите как косвенную речь.
Задание. Выполните синтаксический разбор предложения 3 абзаца.
Здоровье - такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней, но и наличие душевного равновесия.
В какой последовательности расположены главное и придаточное предложения?
Прочитайте теорию учебника на стр. 41.
Работа в тетрадях. (Слайд 7)
Записи оформляются в виде зрительной таблицы: предложение - схема. Задача учащихся – расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.
Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь. (Томас Фуллер)
Когда болит голова, страдает все тело. (Сервантес)
Здоровье, которое не всегда считают драгоценностью, со временем все больше повышается в цене. (С.Н. Ломачева)
Учитель: Какие выводы можно сделать о местоположении придаточного в СПП?
Беседа по теме «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Учитель:
Как вы понимаете смысл последнего предложения?
Как видите, мыслители разных стран, разных эпох сходны были в одном: ЗДОРОВЬЕ НУЖНО БЕРЕЧЬ!
Хочу привести вам еще один афоризм «Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни». (Демокрит, философ, основатель АТОМИЗМА – учения о мелкозернистом строении материи).
Как вы понимает высказывание Демокрита? О каком образе жизни идет речь?
3) Конечно, о пагубных привычках: употреблении алкоголя, наркотиков, никотина.
Знаете ли вы, что ежегодно в третий четверг ноября Международный день отказа от курения. Тех, кто поддался этой пагубной привычке, убедительно прошу присоединиться к этой акции. А я предлагаю вашему вниманию информацию из истории курения, которую подготовил Васильев Дмитрий. (Слайд 8)
«Из истории курения
Курят люди, по-видимому, с очень давних времен, т.к. еще у Геродота есть сведения, что скифы и древние жители Африки сжигали какие-то растения и вдыхали получающийся при этом дым.
В странах Европы эта пагубная привычка прижилась не сразу.
В Англии, где табак появился в 1585 г., курение запрещалось под страхом тяжелых наказаний. Уличенных в этой привычке водили по улицам с петлей на шее, а упорных курильщиков иногда даже казнили, причем отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площадях.
В Италии папа Урбан VII за курение и нюхание табака отлучал от церкви.
В России табак впервые появился в начале 17 столетия, будучи привезенным англичанами. Курение жестоко преследовалось правительством. Враждебно к нему относились и духовенство, считая эту привычку «грехом». Большую роль играла опасность многочисленных пожаров, возникавших в связи с табакокурением.
Царь Михаил Романов к курению табака относился сурово: в 1634 г. После одного пожара, возникшего вследствие неосторожного курения. Михаил издал приказ, в котором угрожал, что курильщиков будут наказывать на первый раз 60-тью палочными ударами по подошвам, а второй раз будут обрезать нос.
Наказание за употребление табака введено в Уложение 1649 г. Сыном Михаила Алексеем Романовым. По Уложению, царь велит пытать всех, у кого будет найден табак, и бить их кнутом на козле до тех пор, пока не признается, откуда табак достал. Торговцам табака велено «пороть ноздри, резать носы» и ссылать в дальние города.
Петр Пе6рвый, который сам был курильщиков, получив эту привычку в Голландии, в 1697 г. Снял запрет на табак и разрешил свободное курение и продажу табака, введя пошлину и акциз в пользу казны. С тех пор употребление табака в нашей стране стало быстро распространяться».
Немного статистики, которую нашла для нас Соколова Софья. (Слайд 9)
«Сегодня более 40% населения Земли курит; в год от курения умирает 2500000 человек, то есть каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета - на 8-15 минут; за год курильщики выбрасывают в атмосферу 1642720 тонн ядовитых веществ.
В XX веке от табака погибли 100 000 000 человек.
В XXI веке никотиновая зависимость выйдет на первое место и уложит в могилу миллиард землян»
Учитель: Страшная статистика!
Работа над письменным высказыванием.
Напишите небольшое высказывание, выразив свое отношение к происходящему.
Есть ли выход из создавшейся ситуации?
Об этом продолжим разговор на круглом столе «Здоровым быть модно».
А что значит вести здоровый образ жизни?
Задание. (Слайд 10)
Продолжите предложения 1 и 2. Расставьте знаки препинания в последнем предложении. Начертите схемы предложений.
Здоровый образ жизни…
Чтобы быть духовно и физически здоровым, нужно…
Одним из способов укрепления здоровья является физкультура, которая…
Ученые говорят что систематическое использование средств физической культуры способствует повышению общей работоспособности приспособляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Задайте вопрос от главного к придаточному. Вы увидели, что придаточные, отвечают на те же вопросы, что и второстепенные члены предложения. Начертите схему «Группы СПП по значению». (Слайд 11)
Итоги урока.
Учитель: Итак, что мы узнали о СПП?
А о своем здоровье?
Закончить хотелось бы словами: (Слайд 12)
Самый лучший отдых – работа;
Самый лучший день – сегодня;
Самый большой дар – любовь;
Самое большое богатство- здоровье!
Будьте ЗДОРОВЫ!!!
Домашнее задание.
1.Стр. учебника 49, 52.
2. Работа по группам.
Подготовить информационный лист форматом А 3, содержание которого должно быть следующим:
1) Эпиграф - яркий афоризм по теме, оформленный как СПП.
2) Небольшой информационный текст о вреде какого-либо пагубного явления(курения, алкоголя, наркотиков и т.п.).
3) Высказывание каждого из участника группы о том, почему сегодня возникла мода «Быть здоровым», оформленная как СПП.