Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы


Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературыУчитель русского языка и литературывысшей квалификационной категории МБОУ оош № 19 г.НогинскаТиунова О.Н. Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.Т. Эдисон Ж. Пиаже Теория об этапах умственного развития ребенкаЛ.С. Выготский Теория о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенкаР. Пол и К. Поппер Теории об основах формирования и развития критического мышления Историческая справкаРазработана в США в конце 20-го века: Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.В России: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др. Базовые идеи технологии РКМЧПДети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. ?Что такое критическое мышление?Что такое критическое мышление?Что такое критическое мышление?Что такое критическое мышление?Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. ?Что такое образовательная технология развития критического мышления?Это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся.?Какова цель данной технологии?Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Задачи ТРКМЧП Стадии (фазы) технологии РКМЧПСтадия вызоваСтадия осмысленияСтадия рефлексии Приёмы работы по ТРКМЧППриемы восприятия информации:«Знаю – хочу узнать – узнал»; «Продвинутая лекция»;«Зигзаг». Приёмы работы по ТРКМЧППрогнозирование:«Верные – неверные утверждения»;Прогнозирование. Приёмы работы по ТРКМЧПРабота с текстом:«Чтение с остановками»;«Чтение с пометками «INSERT»;«Двойной дневник»;«Составление кластера». Приемы, развивающие умение задавать вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы»; «Мозаика»Ромашка «Блума»: - Простые вопросы- Уточняющие вопросы- Интерпретирующие вопросы- Оценочные вопросы- Творческие вопросы (прогноз)- Практические вопросыПриёмы работы по ТРКМЧП Приёмы работы по ТРКМЧПТворческая интерпретация информации:прием «Написание эссе», разновидность эссе – прием «Напишите письмо»; «Составление телеграммы»;«Стихотворение по алгоритму»;прием психорисунка;прием «Письмо по кругу». Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице.Модель урока в ТРКМЧПСтадияДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормы работы на урокеВозможные приёмы и методыВызоввызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация деятельности учащихся, мотивация к дальнейшей работе.Ученик вспоминает, что ему известно (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответИнформация выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах, в группах.составление списка известной информации;«древо предсказаний»;систематизация материала (кластеры, таблицы);верные и неверные утверждения;перепутанные логические цепочки;таблица З – Х - УОсмысление (реализация смысла)сохранение интереса к теме при работе с новой информацией;постепенное продвижение от старого к новому.Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально или в парах.Методы активного чтения:маркировка на полях (инсерт);ведение записей («двойной дневник», «бортовой журнал»);поиск ответов на вопросы.Рефлексиявозвращение к первоначальным записям и внесение изменений, дополнений;творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.Осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах и группах.заполнение кластеров, таблиц;возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;организация «круглых столов», дискуссий;написание творческих работ;исследование по отдельным вопросам и темам. Цели урока: Обучающая: формирование умения понимать смысл, не выраженный словами; создание условий для раскрытия смысла названия повести.Развивающая: развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал.Воспитательная: приобщение ребят к урокам нравственности, формирование умения видеть честь и бесчестие в людях.Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин «Капитанская дочка»Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин «Капитанская дочка»Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(фрагменты) Подготовительная работаОформление кабинета.2. Создание и заполнение карт индивидуального прочтения произведения. Стадия вызова«Верные – неверные утверждения» (индивидуальная, коллективная работа):- По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить, когда была написана «Капитанская дочка»?сразу после окончания Царскосельского лицея;после окончания войны с Наполеоном;в последние годы жизни. Стадия вызоваПрогнозирование (индивидуальная, коллективная работа):- Почему в конце произведения стоит конкретная дата – 19 октября 1836 года? «Двухчастный (двойной) дневник» (групповая работа) - По ходу изучения произведения вы фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах в своих картах индивидуального прочтения. Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи. Затем из всех представленных выбирается одна и представляется классу.Стадия вызова{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ЦитатыКомментарии Стадия вызоваПрием «Толстые и тонкие вопросы» (групповая работа)- Итак, мы узнали, что больше всего заинтересовало вас по ходу чтения повести. А сейчас давайте определим, хорошо ли вы помните содержание произведения. Я прошу придумать 1 толстый и 1 тонкий вопрос. В помощь – таблица:Тонкие вопросыТолстые вопросыКто...?Что...?Когда...?Как звать...?Было ли...?Верно ли ...?Мог ли..?Дайте три объяснения, почему...?Объясните, почему...?Почему, вы думаете...?В чём различие ...?Предположите, что будет, если ...?Согласны ли вы ...? Стадия осмысленияПрием «Составление ассоциативных цепочек»- Давайте попробуем вместе «расшифровать» заглавие. Запишем слова «капитанская» и «дочка».Запишем к каждому слову ассоциации.КапитанДочкачесть отечество долг служба (служение) присягасемья честьмать верностьлюбовь сочувствие понимание уважениепреданность
Стадия осмысления«Составление кластера» (индивидуальная, в парах).- А теперь составим кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами) и со словом «дочка».Проблема (проблемный вопрос)ВыводПричиныФакты, аргументы Стадия осмысления«Береги честь смолоду»П.ГринёвМ.Миронова


Стадия осмысления«Корзина идей»- Если вспомнить эпиграф к произведению и соотнести его с вашими кластерами, то можно утверждать, что главным действующим лицом повести является П.Гринёв. Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Стадия осмысленияПрием «Мудрые совы»(индивидуальная работа или в парах).ЗаданиеПрочитав следующие документы, сделайте вывод, что вызвало повышенное внимание Пушкина к вопросам морали (правила, нормы, определяющие поведение человека) почему он так горячо защищал благородство, прямодушие, верность в любви и т.д.? Для обоснования ответа выберите ключевые слова. Стадия рефлексииПрием «Создание обложки»Прием «Создание обложки»Прием «Создание обложки»- Придумайте свою обложку, учитывая те вопросы, которые обсуждались на этом уроке.Прием «Создание обложки»Приём «Создание обложки» Стадия рефлексииЭссе- «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин этим произведением? Сочинение – эссе «Послание Пушкина потомкам» СинквейнСтадия рефлексииЧтениеУвлекательное, изучающее.Размышляй! Удивляйся! Пиши!Учение без размышления бесполезно.Польза! Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо наполнить. Ф.Рабле Спасибо за внимание!