Статья Преемственность между детским садом и школой


Преемственность между детским садом и школой, как важный этап в системе непрерывного инклюзивного образования
Мишина Наталья Анатольевна,
Директор, учитель химии и биологии МОУ СОШ № 1
Национальная доктрина образования в Российской Федерации четко определяет в основных целях и задачах непрерывность образования в течение всей жизни человека. Важнымзвеном в этой образовательной цепи является преемственность уровней и ступеней образования.
По определению профессора педагогических наук Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному считается наиболее сложным и уязвимым.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии детей: им предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для первоклассникабезболезненно, а тем более, если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья? И здесь большую помощь оказывает тесная связь детского сада и школы.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу ступеням развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к важнейшим приоритетамразвития образования России.
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе в рамках ФГОС начальной школы (готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития) и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированного нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности.
4. Сформированность их творческого воображения.
5. Развитие коммуникативных умений, то есть умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Для достижения этих выше перечисленных оснований для осуществления преемственности, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольное и школьное образование. Особенностью нашей школы является то, что вместе обучаются здоровые дети и дети с ОВЗ и в соответствии с этим мы выстраиваем работу по изучению опыта работы воспитателей в общеобразовательных и интегрированных группах дошкольных образовательных учреждений города. Так же тесно сотрудничаем с ЦМПС «Лабиринт», который организует психологическое сопровождение детей.
В МОУ СОШ № 1 70 % детей воспитываются в малообеспеченных семьях, социальный статус которых не позволяет дать детям платное дополнительное образование в «Школе будущего первоклассника» и в различных развивающих платных кружках, как это сейчас хорошо развито в нашем городе. Поэтому задача педагогов начальной школы осложнена тем, что дети, поступающие в 1 класс, менее подготовлены к восприятию программы. Как правило, эти дети приходят в школу из интегрированных групп дошкольного учреждения. Их багаж знаний ограничен тем, что смог дать воспитатель в детском саду. Для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в школьной среде мы предлагаем следующие формы работы:
I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, разработкой рекомендаций;
2. совместноепроведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада с участием руководителей учрежденийпо темам:
– задачи детского сада, семьи и школы по подготовке ребенка к школе;
- психологические особенности подготовки ребенка к школе;
- работа по профилактике семейного неблагополучия;
- здоровъесбережение, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей;
– адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.
4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требованияШколы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иобучении дошкольников;
5. организация различных мероприятий в детском саду и в школе по подготовке детей к школе с участием родителей. Эффективная форма такой деятельности «День открытых дверей», где родители и дошкольники могут познакомится с традициями школы,посетить музей школы, библиотеку, спортивный зал, посмотреть представление творческих коллективов школы– все это вызывает у детей желание пойти в школу, познать новый для них мир,придает уверенность в своих силах. Такое мероприятие мы планируем провести в апреле 2015 г.6. В нашей школе есть хорошая практика: учителя набирающие детей в 1 класс частые гости в детских садах микрорайона. Но в связи с тем, что в школе есть в каждой параллели с 2-9 класс классы коррекционного обучения, многие родители стараются отдать своих детей в другие школы. Хотя из опыта зарубежного образования мы все знаем, что дети с ОВЗ, дети-инвалиды обучаются в базовых классах и отношение между ними строятся по принципу толерантности. Считаю, что дошкольное образование должно придти к нам на помощь, т.к. именно они так же формируют мнение родительской общественности о школе. Дети в классы коррекционного обучения приходят к нам со всех школ города, начистую мы получаем информацию от педагога, у которого не сложились отношения с ребенком, а в адаптации этого ученика в школе могли помочь наблюдения воспитателей, дефектологов и логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Приоритетом работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволяет добиваться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников образовательных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда мы улучшим качество воспитания и обучения детей в школе и подготовку к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.
Одной из важных составляющих приемственности детского сада и школы является программа «Доступная среда». На сегодняшний день в нашей школе обучается 350 учащихся, из них 133 ребенка с ОВЗ, 23 ребенка-инвалида, 7 учащихся коррекционных классов надомного обучения. Часть из них были воспитанниками детских садов и реабилитационного центра. Благодаря медико-психологическому сопровождению г. Волжска специалистам дошкольных образовательных учреждении, коллективу школы и родителям - дети этой категории лучше адаптируются к условиям образовательной среды. На примере нашей школы просматриваются различные виды преемственности в образовательном пространстве.
Такое тесное сотрудничество ради детей, позволит добиться положительных результатов в работе.