Преемственность между школой и детским садом — статья для методобъединения


Амелина О.В. - Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 1»
г.о. Самара
Преемственность между школой и детским садом
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Доктор психологических наукЛеонид Абрамович ВенгерПрограмма о преемственности детского сада и школы
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
Задачи преемственности детского сада и школы
Развитие любознательности
Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
Развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками).
Цель программы
Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Психологическая готовность включает в себя:
Личностно-социальную готовность
Интеллектуальную готовность
Мотивационную готовность
Эмоционально - волевую готовность.
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным;
Был тревожным и имел низкую самооценку;
Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.
Формы осуществления преемственности:
Работа с детьми
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Работа с педагогами
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Работа с родителями
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
анкетирование, тестирование родителей;
образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
визуальные средства общения;
заседания родительских клубов.
Целевые ориентиры программы
выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Ожидаемые результаты:
(портрет выпускника детского сада)
Деятельный и активный
КреативныйЛюбознательный
Инициативный
Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
Чувство собственного достоинства
Вывод:
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.