Опыт проведения интегрированных уроков в начальной школе.

Опыт проведения интегрированных уроков в начальной школе.
Учительница МКОУ СОШ №1 с. Чегем – 2 Кишева Л.А.

Интеграция нужна и возможна в начальной школе. Во-первых, учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков. Во-вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить.
Начинать реализацию идей интеграции в начальной школе надо достаточно осторожно со знанием основ, составляющих начальное звено. Полезно при этом вспомнить высказывание Я. А.Коменского о том ,что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным для детей сведениям, которые входят в фонд общих знаний основанных на интересах детей. Школа, по мысли Я. А. Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждения экспериментирование.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения, которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь”стержнем”,”осью”этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т.е. ведущие идеи как бы “сшивают”узлы знаний в единую систему.
Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции? Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Необходимо, чтобы урок выглядел как единое целое, как мастерская одного цвета, а не был бы похож на одеяло, сшитое из лоскутков.
Интегративно – тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Привлечение произведений в художественной литературе к изучению различных предметов обогащает учебный процесс. Умело включенный в урок литературоведческий материал оживляет рассказ учителя, пробуждает интерес у учащихся.
Таким образом, образная, яркая речь художественных текстов, многогранное раскрытие процессов, основанные на взаимосвязи гуманитарных, естественно-научных и художественно эстетических знаний, способствуют формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
15