Статья на тему Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх


ЮЗВА Екатерина Вячеславовна
МБДОУ детский сад № 5 пгт Тымовское
СТАТЬЯ
Развитие межличностных взаимоотношений
старших дошкольников в подвижных играх
В  настоящее  время  многие  психологи  и  педагоги  признают  актуальность проблем,  связанных  с развитием  сферы  общения  детей дошкольников. 
Современная система образования выдвигает на первый план идею обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни. В этом процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое место занимают коммуникативные умения – личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации особенностями собеседника.
Как известно, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко [17], психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, были единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.
 В многочисленных исследованиях (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных.Факторами признания ребенка среди сверстников в дошкольном возрасте являются:
– его успешность в индивидуальной и совместной деятельности;
– особенности личностного поведения ребенка;
– оценка его успешности взрослыми.
В дошкольном возрасте, с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Подвижная игра является ведущим методом как физического, так и всестороннего воспитания. Она оказывает всесторонне воздействие на ребенка дошкольного возраста. Именно подвижная игра способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
– усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.)
Таким образом, основная стратегия организации игрового взаимодействия детей не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.
Перед нами была поставлена цель создать позитивные межличностные взаимоотношения через подвижные игры.
Для этого мы решили уточнить особенности социального статуса дошкольников и уровень их коммуникативных навыков. Выявить взаимосвязь межличностных взаимоотношений и подвижных игр у детей дошкольного возраста. Создать благоприятные условия для развития межличностных отношений при помощи подвижных игр.
На начальном этапе были проведены диагностики: 1) при помощи методики Я. Л. Коломинского «Выбор в действии» были получены следующие результаты:
1.«звезды» составили 15%
2.«предпочитаемые» 35%
3.«принятые» 35%
4.«не принятые» 15%.
Для наглядности представим полученные денные в виде диаграммы.
2)«Изучение коммуникативных умений» Райгородского показало, что:
50% детей показали низкий уровень развития коммуникативных умений. Такие дети не умеют договариваться, с трудом делят средства деятельности, плохо помогают друг другу. При неудачах партнера могут его обидно обозвать.
30% детей имеют средний уровень развития коммуникативных умений. Данные дети иногда договариваются, но чаще настаивают на своем, либо бьют партнера.
20% детей (из них 3 девочки - 15%) показали высокий уровень развития коммуникативных умений. Данные дети способны договориться, поделиться средствами деятельности, терпимы к неудачам своим и партнера.
Полученные результаты представлены на рис. 2.
А также эмпирическое исследование выявило, что принятие детей зависит от их коммуникативных навыков. Результаты показали, что у большинства детей плохо развиты коммуникативные навыки, дети не умеют договариваться и делиться, часто нетерпимы друг к другу.
Мы подобрали подвижные игры, направленные на взаимоотношения и общение детей между собой. В таких играх все дети участвуют с большим интересом и охотой. Но на начальных этапах наблюдались избирательные предпочтения партнеров по играм.  Всем детям по очереди мы предлагали главную роль, либо роль капитана в подвижной игре, тем самым давая ребенку понимать свою значимость и осознавать ту ответственность, которая ему предоставлена, а также это способствовало повышению статуса ребенка в глазах его сверстников. Далее детям предлагали самостоятельно выбрать игроков для своей команды, а также распределить роли. Здесь можно было увидеть, может ли ребенок уступить свою роль, место, поделится спортивными атрибутами. А также была составлена картотека игр, которая классифицировала их на: сюжетные, бессюжетные, командные, не командные и т.д. Был докуплен нехватающий инвентарь: скакалки, обручи, кегли, дротики.
Были задействованы родители в таких мероприятиях как: «А ну-ка мальчики», «А ну-ка девочки», «Кто быстрей?» (где учавствовали не только родители, но и дети), от которых все были в восторге. Были проведены консультации и родительские собрания на тему: «Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников».
После реализации нашей игровой программы, направленной на развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста, мы вновь применили те же методики для выявления динамики.
По результатам диагностики при помощи методики Я. Л. Коломинского «Выбор в действии» были получены следующие результаты: уровень благополучия взаимоотношений существенно возрос по сравнению с исследованием на констатирующем этапе. Также уменьшилось количество «звезд» на 5%.
Повторное изучение коммуникативных умений детей при помощи диагностики «Изучение коммуникативных умений» показало, что вдвое (на 25%) уменьшилось количество детей, которые затрудняются в обосновании выбора партнера по общению.
В подвижных играх дети учатся непосредственному взаимодействию между собой в дружеской и непринужденной атмосфере, и наше исследование это подтвердило.
Таким образом, наша работа по развитию межличностных взаимоотношений в подвижных играх была успешной.