Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии



Метод социометрии







 
 
Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”. Такие вопросы называются критериями выбора.
Порядок проведения исследования.
Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.
 Так, для школьников 4-5-6 классов можно предположить следующий вариант вопросов:
 1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?
2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
 3. Кто тебе больше всех нравится в классе?
 4. Кого бы ты хотел иметь соседом0?
 5.С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?
 6.Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки,
кому бы ты мог их подарить?
 Обработка полученных данных.
На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.
Образец матрицы
Знаком “+” обозначен выбор
№ Кого выбирают?
п/п Кто выбирает?
 
1
2
3
4

1 Карпухин
 
+
 
 

2 Павликова
 
 
+
 

3 Соболев
 
 
 
+

4 Орлов
 
 
+
 

Количество полученных выборов:
0
1
2
1

Количество взаимных выборов:
0
0
1
1

 Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе  таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации. она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.
Примечание: На данной карте не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.
В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором - получившие более половины или половину  максимального числа выборов; в третьем - менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.
На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками,
а девочки кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.
Треугольники или кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.
Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один-другого по 1-2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.
Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией
со стрелкой в сторону выбираемого ученика.

Рис. 1
Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимныйсплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)

Рис. 1
Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимныйсплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.)  
Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение
личности в группе в следующих категориях:
“Звезда” -  член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, “звезд” в группе немного - 1-2, реже - 3-4 человека.
“Предпочитаемый” - член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
“Оттесненный” - термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).“Изолированный” - лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его  помещают в IV зоне.
В дальнейшем следует выяснить следующее:
1. Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы членами группы?
2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?
Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезда” умеет устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало.
В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих
одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется
проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

















Сайт создан по технологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Рисунок 2Hђ Заголовок 115