Исследовательская работа не тему:«Исследование межличностных взаимоотношений в системе педагог-ученик»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 3» г. Семенов.
Исследовательская работа
на тему: «Исследование межличностных взаимоотношений в системе педагог-ученик»
Выполнил:
Педагог - психолог
Смирнова М.В.
Семенов
2017 г.
Содержание
Стр.
Введение 3
1.Педагогическое общение как средство оптимизации взаимоотношений педагога с учеником-подростком 6
2.Психодиагностика в МБОУ «Школа №3» г. Семенова Нижегородской области 15
3.Удовлетворенность деятельностью педагога: оценка с позиции учащихся 18
4.Профессионализм педагога: экспертная оценка педагогического коллектива школы 22
5.Рекомендации по оптимизации взаимоотношений в системе «педагог-ученик» 27
6. Работа психолога для оптимизации взаимоотношений в системе «педагог - ученик»
7. Повторная диагностика и сравнение результатов учащихся
5 «А» класса 30
31
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложения 36
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования.
Психологическая служба школы – специализированное подразделение в системе образования, основной задачей которого является обеспечение полноценного психического и личностного развития детей и взрослых.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому работа педагога-психолога просто необходима для успешного становления и развития будущего поколения. Применение научных достижений психологии в практике образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации образовательно-воспитательного процесса школы.
Правильная организация образовательно-воспитательного процесса – это результат работы педагогического коллектива, который определяется не только объективными данными (возраст, образование, стаж работы педагогов), но и в значительной степени продуктивно организованным процессом педагогического общения.
Под педагогическим общением понимается совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и ученика.
Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что в педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Проблема эффективности общения в системе «педагог – ученик» занимает одно из центральных мест в деятельности школьного психолога, поэтому особое внимание должно уделяться работе с педагогическим коллективом, направленной на выявление психологических условий оптимального взаимодействия педагога с учеником-подростком.
Цель – изучение межличностных взаимоотношений в системе «педагог – ученик».
Объект исследования – организация работы психологической службы школы в ходе налаживания взаимоотношений в системе «педагог – ученик».
Предмет исследования – особенности взаимоотношений учителя истории и учеников класса, где педагог является классным руководителем.
Гипотеза исследования: подобранный комплекс методик, направленный на изучение взаимоотношений в системе «педагог-ученик», позволит выявить недостатки в отношении педагога с детьми и сформулировать программу оптимизации отношений педагога и учеников.
Для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
Изучить проблему педагогического общения учителя с обучающимися подросткового возраста в научной психолого-педагогической литературе;
Выявить оптимальные условия реализации педагогического общения педагогов и школьников-подростков;
Проанализировать результаты экспериментально-опытной работы по проблеме педагогического взаимодействия, проведенной с учащимися и педагогическим коллективом;
Составить рекомендации для педагогического коллектива по оптимизации взаимоотношений в системе «педагог-ученик».
Теоретико-методологические основы исследования. Процесс взаимоотношений учителя и учащихся давно изучается в аспекте педагогического общения (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.Я. Коломинский, Л.М. Митина, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов Л.И. Рувинский и др.). Можно выделить ряд исследователей, специально сосредотачивавшихся на проблемах педагогического общения с подростками (И.С. Кон, О.В. Кроповницкий, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн).
Методы исследования. В исследовании использовались теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) и эмпирические методы, а именно методы опроса (анкетирование – «Анкета для изучения удовлетворённости учеников среднего звена школьной жизнью», Анкета «Карта учительских достоинств»; тестирование – методика диагностики межличностных отношений Т. Лири).
Достоверность исследования обеспечивается использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных его предмету, цели и задачам; сочетанием количественного и качественного анализа, подтвержденного опытно-экспериментальной работой; количественной обработкой полученных данных.
Научная новизна данного исследования состоит в обобщении теоретического и практического опыта работы с педагогическим коллективом в рамках изменяющейся системы образования.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций для педагогов по созданию и поддержанию эффективных взаимоотношений в системе «педагог – ученик» в образовательном учреждении.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО
ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКОМ-ПОДРОСТКОМ
В последнее время значительный интерес у исследователей психолого-педагогического направления вызывает проблема педагогического общения. Ее изучение сосредоточено вокруг нескольких аспектов. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. Труды ряда известных психологов – А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.А. Кан-Калик [2, 13, 17], – посвящены анализу психологического аспекта педагогического общения. В качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективности педагогического общения. Выделяется особая группа исследований, в которых изучаются нормы педагогического общения. В частности, это исследования по педагогической этике и такту (В.С. Грехнев).
Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение – неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
По мнению А.А.Бодалева, педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемого, отражающие «нормативный статус» каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами [2].
Сущностью педагогического общения, по мнению В.С.Селиванова, является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Автор выделяет особенности педагогического общения. Педагогическое общение осуществляется главным образом ради воспитанника, и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника. Цель общения – не для себя, а для другого. Используя слово, тон голоса, мимику, воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношение, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности [23].
По мнению В.А.Сластенина, субъект-субъективные отношения в педагогическом общении являются важнейшим отличием педагогического общения от всех других видов. Другой особенностью педагогического общения является его воспитательный характер: оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач. Отношения строятся через общение. В этом одно из проявлений единства воспитания, обучения и развития [8].
Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса, и проходит в своем развитии следующие этапы: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка. В связи с этим В.А.Кан-Калик выделил следующие стадии (этапы) педагогического общения:
- моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап) – связан с планированием коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом;
- «коммуникативная атака» или организация непосредственного общения (начальный этап) во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом этой стадии является привлечение внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге. Этот момент следует рассматривать как важную текущую коммуникативную задачу;
- управление общением в педагогическом процессе – суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Управление общением складываются из модели общения, уточнения условий и структуры общения, осуществления непосредственного общения. Не редко на данной стадии возникают так называемые «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и учащихся;
- анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Четвертая стадия называется также стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Главное назначение этой стадии – диагностика и коррекция качества общения, учет ошибок в будущем [4].
А.В.Мудрик указывает, что в педагогическом процессе общение выполняет четыре функции: нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую.
Нормативная функция выражается в обеспечении освоения норм и формирования умений и навыков правильного поведения в ходе специально организованных учителем мероприятий (бесед, обсуждений, собраний), а также в обычной повседневной работе учителей.
Познавательная функция заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах. Она реализуется в ходе повседневной работы на уроках. Немаловажную роль в реализации этой функции играет общение школьников между собой. Для этого учителя специально организуют групповую работу учащихся на различных этапах урока, стимулируют совместную домашнюю работу при выполнении определенных заданий.
Эмоциональная функция выражается в обогащении спектра эмоциональных состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы [23].
Л.Д.Столяренко указывает на иные функции педагогического общения во взаимодействии субъектов педагогического процесса: организационную, коммуникативно-стимулирующую, эмоционально-корригирующую и контрольно-оценочную. Анализируя реальную работу учителей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одном и том же классе, она выделяет следующие уровни общения: высокий, характеризующийся теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием; средний, адекватный общепринятым нормам в общении; низкий, характеризующийся отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи [19].
Оптимальное педагогическое общение определяется А.А.Леонтьевым как «такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» [11].
Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя.
Характер взаимоотношений педагога с учащимися обусловлен, прежде всего, его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также в области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. Однако кроме знаний во взаимоотношениях с учащимися педагог проявляет свое отношение к миру, к людям, профессии [28].
Одной из самых сложных сторон педагогического взаимодействия является организация общения с учащимися подросткового возраста. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника [21].
Педагогическое общение с подростками требует от учителя развитой психологической культуры, сущность которой, согласно А.А. Бодалеву, сводится к следующим положениям: разбираться в людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние; выбирать по отношению к каждому такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.
Педагогическое общение с подростками требует от учителя также развитых коммуникативных умений. Мышление подростка становится более зрелым, последовательным, систематизированным и приобретает совершенно новое качество – критичность. Характерное для подростков стремление к самостоятельности выражается в противодействии влиянию взрослых при усиливающейся зависимости от влияния сверстников. Соответственно система взаимоотношений подростков с учителями усложняется по сравнению с младшими школьниками, на смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит дифференцированное отношение к ним. В отличие от младшего школьника, подросток не готов слепо опираться на авторитет учителя, наоборот, всячески отстаивает свое мнение, склонен спорить, возражать, подвергать сомнению сообщаемое учителем. В этой ситуации коммуникативные компетенции педагога должны служить развивающим фактором, а его речь – выступать образцом, эталоном.
Педагог, работающий со школьниками-подростками, должен обладать высокой компетентностью в своем предмете, потому что подростковый возраст является сензитивным для развития творческого мышления. Учитель должен быть готов постоянно предлагать учащимся проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи событий и явлений.
В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное развитие личности, однако система взглядов, оценок, моральных принципов еще не сформирована. Поэтому учитель должен обладать высокоразвитыми личностными качествами, иметь устойчивое мировоззрение, быть идейным человеком. Лишь тогда педагогическое общение будет мощным развивающим фактором. Школьник-подросток должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности. Для этого учитель должен строить общение с учениками как равноправный диалог, где учитель и его ученики должны достигнуть одной цели через взаимопонимание и взаимопомощь в реализации задач обучения и воспитания.
Важной предпосылкой эффективности педагогического общения со школьником-подростком является соблюдение социальной дистанции, особенно в доверительном общении, происходящем вне рамок учебного процесса. Уменьшение этой дистанции, которое иногда наблюдается у неопытных учителей и находит своё выражение в фамильярности отношений, как правило, ведёт к утрате авторитета. Чрезмерное увеличение социальной дистанции также приводит к отрицательным последствиям, затрудняет установление контакта между учителем и учащимися. Вместо симпатии и доверия к учителю появляется отчуждённость, общение становится конфликтным, возникает недопонимание.
В связи с этим особая роль в процессе педагогического общения с подростками принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Многочисленные исследования показывают, что школьники-подростки склонны оценивать учителей не столько по их профессиональным достоинствам, сколько в зависимости от их душевных качеств, способности сопереживать. Особое значение проявление эмпатии имеет в работе с «трудными» подростками, так как многие из них испытывают нехватку сочувствия, сопереживания [16].
Противоречия, возникающие между меняющимися личностными характеристиками школьников-подростков и неизменными формами педагогического общения с ними, способны привести к деформации взаимоотношений и отрицательно сказаться на качестве учебно-воспитательного процесса.
Ученые выделяют следующие трудности, которые нередко возникают у начинающих учителей в общении со школьниками-подростками:
неумение наладить контакт;
непонимание внутренней психологической позиции ученика;
сложности в управлении общением на уроке;
неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач;
слабо развитая профессионально-речевая культура, трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к материалу.
Оптимальным стилем взаимодействия педагога с учащимися является демократический, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и коллегиальности и постоянный, требовательный контроль, справедливую оценку результатов учения школьников.
Педагогическое общение с подростками – это творческий процесс, который вызывает к жизни множество непредсказуемых ситуаций взаимодействия. Педагог должен уметь управлять инициативой в общении. Если он умеет это делать, то и влияние будет более эффективным. Учитель должен знать, что как только он ограничивает взаимодействие с учащимися функциональными задачами и недостаточно активно воздействует на их личность, возникают сложности и перебои в общении.
Поэтому необходимым звеном в процессе взаимодействия педагога с учениками-подростками является психологическое обеспечение педагогического общения.
Психолог в силу специфики своей профессиональной деятельности является для педагогов носителем образцов делового общения, «результатистом». Результатист – это педагог, овладевший таким профессиональным поведением, которое является обучающим фактором, эталоном делового общения.
Общение для психолога – это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями и в определенных условиях практической деятельности. Для педагога общение с психологом создает благоприятное условие не только для получения необходимой информации об особенностях психической деятельности детей, но и для правильного понимания возрастной динамики их психического развития, внутреннего мира, без чего невозможно управление процессом воспитания, организация нравственно обоснованных форм воздействия на ум, чувства и волю школьника.
Психолог, работая с педагогом, знает, что психологический дефицит умений и навыков педагогического общения индивидуален и специфичен. Одни учителя испытывают коммуникативные затруднения в одних ситуациях, другие – в других. Становится очевидной целесообразность учета личных, особенных трудностей педагога в развитии (самосовершенствовании) своих коммуникативных способностей.
Если есть необходимость в дополнительной информации, то психолог может получить ее путем наблюдения, опроса, интервью. Дальнейший шаг на пути развития у учителей коммуникативных способностей состоит в том, чтобы разработать программу их психолого-педагогического совершенствования [23].
Выводы по разделу. Проблема педагогического общения является в настоящее время одной из наиболее сложных проблем современной школы.
Особая роль в процессе оптимизации взаимоотношений педагога с учениками-подростками принадлежит психологу, который является носителем образцов делового общения.
МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Исследование было спланировано с учетом практических запросов школы. А именно – у одного из преподавателей (учитель истории) существуют сложности в установлении взаимоотношений с учениками класса, в котором педагог является классным руководителем. Для помощи педагогу в решении этой задачи необходимо: изучить характер взаимоотношений учащихся 5 «А» класса и их классного руководителя; выявить уровень удовлетворенности учеников школьной жизнью; провести диагностику межличностных отношений в коллективе, исследовать особенности педагогического общения.
В работе принимали участие учащиеся двух 5-х классов – экспериментального 5 «А» класса, где учитель истории является классным руководителем и контрольного 5 «В» класса, где учитель преподает уроки истории – всего 39 учеников и педагогический коллектив школы в количестве 15 человек.
С целью исследования взаимоотношений педагога и школьников-подростков мной были выбраны 3 методики, одна из которых проводились с учащимися, а две другие с педагогическим коллективом.
«Анкета для изучения удовлетворенности учеников среднего звена школьной жизнью»
Цель проведения методики: выявить степень удовлетворенности учащихся среднего звена взаимоотношениями с классным руководителем.
Ход проведения. Школьникам предлагается ознакомиться с предложенными утверждениями. Используя ответы «да» или «нет», а в случае сомнения «трудно сказать», выразить личное мнение о деятельности педагога. Анкета содержит 18 утверждений. Время проведения 10-15 минут.
Подсчитать количество ответов «да», каждое из которых равняется 1 баллу. Максимальный балл – 18.
Испытуемые, давшие оценку 1–6 баллов, оценивают деятельность педагога на низком уровне, набравшие 7–12 баллов – на среднем уровне, от 13 до 18 баллов – на высоком уровне.
Анкета «Карта учительских достоинств»
Цель проведения методики: получить мнение педагогического коллектива о профессиональных качествах исследуемого педагога.
Ход проведения. Педагогам предлагается оценить деятельность коллеги, используя предложенные утверждения по 5-ти бальной системе. Анкета содержит 15 утверждений. Время проведения анкетирования 15-20 минут.
Суммировать все баллы. Максимальный балл – 75.
Педагоги, набравшие от 50 до 75 баллов – высоко оценивают профессионализм педагога, от 31 до 50 баллов – на среднем уровне, и от 1 до 30 – на низком уровне.
Тестирование по методике диагностики межличностных отношений разработанной Т. Лири
Цель проведения методики: Данная методика разработана Т. Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)». Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, педагогического коллектива) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, отдельного педагога. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.
Ход проведения. Тест-опросник методики представлен в виде 128 характеристик. Испытуемый должен на регистрационной сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя находит, оставляя незачеркнутыми остальные номера. На следующем этапе исследования испытуемый заполняет этот же опросник относительно своего идеала (идеальный человек тот, который...). Кроме того, данный тест был предложен педагогическому коллективу для получения представлений педагогов о личности диагностируемого учителя. Время проведения тестирования 30-40 минут.
После того как испытуемые заполнят сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8 вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется «ключ», с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров, каждый блок формирует один из 8 октантов методики. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждом блоке выносится на таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений.
Выводы по разделу: Выбор методик обусловлен проблемой взаимоотношений классного руководителя с учащимися 5 «А» класса. Выбранные методики оптимально соответствуют теме исследования и подходят для изучения особенностей эффективного взаимодействия в системе «педагог-ученик».
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА: ОЦЕНКА С ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
В данном разделе представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной с учениками 5 «А» класса с целью оценки удовлетворенности учеников своим классным руководителем и учителем математики, а также 5 «В» класса – учителем истории (классный руководитель 5 «А» класса). Данные, полученные в ходе проведения анкетирования представлены в Приложении 1.
Сравним полученные результаты по двум классам (табл. 1).
Таблица 1
Оценка удовлетворенности учеников 5 «А» и 5 «В» класса учителями
Уровень удовлетворенности 5 «А» класс 5 «В» класс
Учитель истории (классный руководитель 5 «А» класса)
Классный руководитель (учитель истории) Учитель математики Высокий уровень 38,0% 38,0% 50,0%
Средний уровень 48,0% 43,0% 50,0%
Низкий уровень 14,0% 19,0% 0%
В 5 «А» классе большинство учащихся (48%) оценивают уровень удовлетворенности классным руководителем как средний. 38% детей оценили, что деятельность педагога находится на высоком уровне, а 14% оценивают деятельность педагога на низком уровне. Аналогичные данные были получены в 5 «А» классе по результатам оценки учителя математики: большинство учащихся (43%) оценивают уровень удовлетворенности учителем математики как средний. 38% детей считают, что деятельность педагога находится на высоком уровне, и 19% оценивают деятельность педагога на низком уровне.
По результатам анкетирования проведенного в 5 «В» классе видно, что ученики оценивают деятельность педагога поровну на высоком и среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 5 «В» класса оценили деятельность учителя истории на более высоком уровне, чем учащиеся 5 «А» класса деятельность своего классного руководителя (учителя истории 5 «В» класса). Учащиеся 5 «А» класса оценивают деятельность своего классного руководителя на одном уровне с деятельностью учителя математики.
Если полученные результаты проанализировать качественно, отдельно по каждому вопросу, то можно выявить конкретно недостатки каждого учителя с точки зрения класса (табл. 2).
Таблица 2
Оценка удовлетворенности учеников 5 «А» и 5 «В» класса учителями (качественный анализ)
Вопрос 5 «А» класс 5 «В» класс
Процент отрицательных ответов при оценке классного руководителя Процент отрицательных ответов при оценке учителя математики Процент отрицательных ответов при оценке учителя истории (классный руководитель 5 «А» класса)
1.В школе я получаю признание и понимание от учителя. 28,6 % 38,1 % 5,6 %
2.Я ясно и полно понимаю новый материал, который объясняет учитель. 33,3 % 47,6 % 22,2 %
3.Учитель всегда уравновешен и дружелюбен. 42,6 % 33,3 % 16,7 %
4.Учитель интересуется моими увлечениями и внешкольным времяпровождением. 66,7 % 66,7 % 94,4 %
5.Учитель поощряет нас высказывать своё мнение и прислушивается к ним. 52,4 % 52,4 % 33,3 %
6.Учитель стремится развить мою самостоятельность и ответственность. 14,3 % 38,1 % 16,7 %
7.Я люблю уроки по этому предмету. 38,1 % 28,6 % 38,9 %
8.Учитель учит нас правильно общаться с родителями и с одноклассниками. 33,3 % 42,9 % 61,1 %
Продолжение таблицы 2
9.Я считаю, что учитель с уважением относится к каждому ученику в классе. 38,1 % 33,3 % 11,1 %
10.Учитель стремится развить в нас чувство милосердия и сочувствия к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. 14,3 % 38,1 % 44,4 %
11.Учитель относится ко мне с уважением, как к взрослому человеку. 71,4 % 47,6 % 50 %
12.Я считаю, что учитель, ставя отметки в журнале и дневнике, оценивает наши знания по предмету, а не поведение в школе. 33,3 % 33,3 % 16,7 %
13.На уроках учитель замечает моё старание и часто хвалит. 76,2 % 66,7 % 27,8 %
14.На уроках учитель использует интересные наглядные материалы: схемы, таблицы, раздаточный и иллюстративный материал, компьютерные программы. 9,5 % 14,3 % 5,6 %
15.Я доверяю учителю и могу поделиться с ним секретом и спросить совет. 47,6 % 42,9 % 50 %
16.Я считаю, что у нашего учителя нет «любимчиков» в классе. 52,4 % 38,1 % 38,9 %
17.Учитель справедлив в оценке знаний учеников. 23,8 % 14,3 % 11,1 %
18.Учитель объясняет трудную тему индивидуально после уроков тому, кто её не понял. 42,9 % 23,8 % 38,9 %
Рассмотрим утверждения, где отрицательный ответ учащихся составляет более 50%.
В 5 «А» классе дети отметили, что классный руководитель (учитель истории 5 «В» класса) не всегда дружелюбен, не интересуется увлечениями и внешкольными занятиями своих учеников, не поощряет учеников высказывать своё мнение и не прислушивается к ним. Кроме того, большинство учащихся считают, что учитель не замечает их стараний на уроке и не воспринимает как взрослых. Также из результатов видно, что больше половины учеников считают, что у учителя есть «любимчики» в классе. Оценивая учителя математики, большинство учеников также отмечают, что учитель не интересуется их увлечениями и внешкольным времяпровождением, не поощряет высказывать своё мнение и не замечает старание учеников на уроке. Однако учитель математики относится ко всем детям одинаково, с уважение, как к взрослым, никого не выделяет, у него нет «любимчиков» по мнению учащихся.
Можно отметить, что результаты анкетирования в 5 «В» классе могут быть субъективными и учитель математики не акцентирует внимание на внешкольной жизни учащихся, поскольку не является классным руководителем 5 «А» класса в отличие от учителя истории, который также уделяет по мнению учащихся этому вопросу минимум внимания.
По результатам качественного анализа данных, полученных в 5 «В» классе, ученики отметили следующие недостатки учителя истории: почти все учащиеся считают, что учитель не интересуется личными увлечениями и внешкольным времяпровождением учащихся, не делает акцент на то, как правильно общаться с родителями и одноклассниками. 50 % учеников считают, что не могут доверять тайны своему учителю истории, учитель не воспринимает учащихся как взрослых.
Выводы по разделу: По результатам анкетирования учеников среднего звена можно выявить конкретные недостатки педагога по мнению учащихся. Дети в обоих классах отметили, что классный руководитель (учитель истории) относится к ним не уважительно, не воспринимает как взрослых, мало уделяет внимания личным интересам детей и внешкольному времяпровождению, у учителя есть «любимчики».
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ
В данном разделе представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной с педагогическим коллективом с целью оценки профессионализма педагога, а также диагностики межличностных отношений. Данные, полученные в ходе проведения анкетирования и тестирования педагогов представлены в Приложении 2.
Таблица 3
Оценка педагогическим коллективом профессионализма учителя истории
Рейтинг: Число педагогов % от общего числа
Высокий 10 чел. 66,0%
Средний 4 чел. 27,0%
Низкий 1 чел. 7,0%
В данном педагогическом коллективе больше половины коллег – 66,0% считают, что деятельность оцениваемого педагога (учителя истории) находится на высоком уровне, 27% педагогов – на среднем уровне, и только 7% на низком уровне. Свою деятельность учитель истории оценивает на высоком уровне.
Проведем качественный анализ полученных данных, чтобы более детально оценить слабые стороны учителя истории с точки зрения педагогического коллектива.
По результатам проведенного качественного анализа можно отметить, что только незначительное количество педагогов высказали отрицательное мнение об учителе истории, т.е. в целом педагогический коллектив оценивает данного учителя как высококвалифицированного специалиста, профессионального педагога. Собственная оценка учителя во многом совпадает с оценкой педагогического коллектива. Недостатками учителя, по мнению педагогического коллектива, также как и по мнению учащихся, является невнимательное отношение к ученикам, педагог не замечает старания и успехи детей и не интересуется внешкольной жизнью своего класса. (Таблица 4)
Таблица № 4
Профессионализм учителя: экспертное оценивание коллегами
(качественная характеристика)
Вопрос Мнение педагогов об учителе (среднее значение) Собственная оценка учителя
1. Учитель много и с удовольствием работает в своем кабинете. 3,7 4
2.Создает и подбирает разные виды наглядности на уроке (технические, изобразительные) 3,9 4
3. Ребята с удовольствием ходят к учителю в кабинет общаться и заниматься внеклассной работой по предмету. 3,1 3
4. Они верят этому учителю и со своими проблемами, идеями, маленькими открытиями идут к нему. 3,3 2
5. Педагог умеет на уроке увлечь учащихся 3,6 3
6. Учитель очень точно и корректно ставит учебные задачи, внимательно и уважительно слушает и слышит ребят и справедливо выставляет оценки. 3,8 5
7. Учитель эффективно использует урочное время. 3,6 4
8. Учитель умеет замечать успех каждого ученика и развивать его. 3,4 4
9. Педагог умеет достаточно эмоционально реагировать на происходящее в классе и в душах учеников. 3,9 5
10. Настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться необходимого учебного эффекта. 3,8 4
11. Умеет использовать разные стили взаимодействия с учащимися и менять их в зависимости от ситуаций 3,5 4
Продолжение таблицы 4
12. Умеет держать педагогическое расстояние и вовремя сокращать его или наоборот увеличивать. 3,6 4
13.Умеет задавать творческую атмосферу на уроке. 3,8 4
14. Умеет постоянно быть твердым, но дружелюбным. 3,9 3
15.Умеет планировать свою работу. 4,0 5
Таблица 5
Оценка типа личности по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири
1 октант 2 октант 3 октант 4 октант 5 октант 6 октант 7 октант 8 октант Преобладающий октант
Я-реальное 5 8 5 4 5 5 7 5 2 окт.
Я-идеальное 9 6 6 6 2 2 4 8 1 окт.
Мнение педагогов (среднее значение) 7 5 5 3 6 7 8 7 7 окт.
Результаты, полученные по методике Т. Лири показали, что учитель истории оценивает структуру личности своего я – реального по 2 октанте – независимый-доминирующий стиль межличностных отношений – отличающийся независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию, а свое я – идеальное оценивает по 1 октанте – властный-лидирующий, характеризующийся нетерпимостью к критике и переоценкой собственных возможностей. У лиц с преобладающим стилем межличностных отношений по типу лидирующе-властного самооценка высокая, а реакция на мнение других – игнорирующая.
Коллеги оценивают личность данного педагога по 7 октанте: сотрудничающий – конвенциональный стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими.
Рисунок 1
Диагностика межличностных отношений по методике Т. Лири

Выводы по разделу: По результатам проведенной опытно-экспериментальной работы с педагогическим коллективом школы можно сделать вывод, что в целом педагогический коллектив оценивает учителя истории как высококвалифицированного специалиста, профессионального педагога, дружелюбную и стремящуюся к сотрудничеству личность. Сам педагог оценивает себя, в отличие от педагогического коллектива, как личность с преобладающим властно-лидирующим или независимо-доминирующим стилем межличностного поведения, при этом выявляется полная удовлетворенность собой (самодостаточность), завышенная самооценка и критическое отношение к мнению окружающих, что затрудняет процесс взаимодействия данного педагога с окружающими.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-УЧЕНИК»
С целью превращения педагогического общения в средство оптимизации взаимоотношений классного руководителя и школьников-подростков мною в результате проведенной опытно-экспериментальной работы были разработаны следующие рекомендации:
Для поднятия авторитета классному руководителю необходимо проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы. Сила воспитательного воздействия классного руководителя на учащихся во многом зависит от его морального авторитета. Личность воспитателя, его моральный облик оказывают решающее влияние на формирование сознания и на поведение школьников. Это влияние по своему значению ни с чем ни сравнимо и ничем не заменимо. Авторитет завоевывается, формируется в результате упорного труда, примерного поведения, ответственного отношения к порученному делу.
Обратиться к школьному психологу за помощью для изучения личностных особенностей каждого ученика, чтобы пересмотреть свое отношение к детям. Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него учителя. На стадии среднего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации педагогического общения.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что для успешного взаимодействия педагога и учащихся необходимо наличие у педагога следующих педагогических качеств и способностей:
интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, хорошо развитые коммуникативные качества;
гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей;
хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
творческий подход, артистичность, организаторские способности;
способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.).
умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами;
терпение, настойчивость, выдержка, эмоциональная устойчивость.
Основная тактика педагога: подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном и доброжелательном тоне общения. Не следует выяснять отношения во время конфликта. Лучше обсудить проблему позже в спокойной обстановке.
Успешное протекание учебно-воспитательного процесса зависит от высокого уровня профессионализма педагога и и хорошо сформированном педагогическом общении. С целью повышения профессионализма общения учителя с детьми, педагогу необходимо:
развивать способность адекватно воспринимать подростков в ситуации педагогического общения;
овладевать методиками самодиагностики коммуникативной культуры и анализа коммуникативных умений и навыков учащихся;
приобретать навыки психологической и этической защиты от манипулирования в педагогическом общении;
подбирать адекватную социальную дистанцию в общении с подростками;
знать закономерности возрастного развития и учитывать закономерности педагогического общения с учащимися подросткового возраста;
сформировать достаточный уровень развития психологической культуры и коммуникативных умений;
быть высококомпетентным профессионалом в своей предметной области;
выстраивать общение с подростками в форме равноправного диалога;
проявлять гуманистическое отношение и эмпатию к каждому подростку;
использовать приемы эффективного поощрения учащихся.
Очень важно, чтобы классный руководитель старался уделять должное внимание личным интересам и внешкольному времяпровождению учащихся. С этой целью педагогу необходимо разработать план мероприятий, проводимых во внеурочное время, тем самым активизировать потребность деятельности.
Желательно чаще общаться с подростками, обращая внимание на социальное развитие интеллекта.
РАБОТА ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИИЙ В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-УЧЕНИК»
Работа проведенная с учащимися
«Жить без конфликтов» классный час
«Найди клад» тренинг общения
Классный час: «Вежливость города берет!»
Лекторий: «Как соблюдать права и выполнять обязанности?»
Работа проведенная с родителями
Родительское собрание «Как помочь пятикласснику в адаптации?»
Родительское собрание с элементами тренинга «Умеем ли мы любить своего ребенка»
Мероприятия проведенные со всеми участниками образовательного процесса
Проект социальной направленности реализованный с обучающимся под руководством педагога-психолога
  тема: «Трудовой десант»
Цель: сплочение учащихся, родителей и классного руководителя в оформлении класса, тем самым прививая подросткам трудолюбие и эстетический вкус, умение работать в коллективе.
Проект социальной направленности реализованный с обучающимся под руководством педагога-психолога
тема: «Школьная форма – это модно или красиво?»
Цель: формирование положительных взглядов у подростков на соблюдение школьной формы и создание идеального образа школьной формы глазами учащихся 7-9 классов
Выезд на лыжах учащихся, родителей и классного руководителя
с целью пропаганды «здорового образа жизни»
ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ 5 «А» КЛАССА
В данном разделе представлены повторные результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной с учениками 5 «А» класса с целью установления динамики оптимизации взаимоотношений учащихся и классного руководителя. Данные, полученные в ходе проведения анкетирования представлены в Приложении 3.
Рассмотрим полученные результаты по 5 «А» классу (табл. 6).
Таблица 6
Оценка удовлетворенности учеников 5 «А»
класса учителем
Уровень удовлетворенности 5 «А» класс
Классный руководитель (учитель истории)
Высокий уровень 57,0%
Средний уровень 43,0%
Низкий уровень 0%
Сравним результаты удовлетворенности учеников 5 «А» класса классным руководителем в начале и в конце исследования (рис.2).
Рисунок 2

Выводы по разделу: По результатам повторного анкетирования учеников среднего звена видно, что работа проведенная с детьми, родителями и классным руководителем помогла оптимизировать взаимоотношения в системе «педагог-ученик». Рекомендации данные педагогу помогли пересмотреть отношение к себе и своим ученикам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс общения педагога с учениками занимает ведущее место в их взаимодействии. В процессе педагогического общения реализуется не только функция обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные педагогические задачи.
Педагогическое общение находит свое выражение в умениях педагога передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием. Общение – это неотъемлемый элемент труда педагога. Особая роль в организации эффективного педагогического общения педагога с учениками-подростками принадлежит психологу, который является для педагогов носителем образцов делового общения.
В данной работе мною была рассмотрена проблема взаимодействия классного руководителя (учителя истории) со своими учениками.
Подобранный в ходе работы комплекс методик, направленный на изучение взаимоотношений в системе «педагог-ученик», позволил выявить конкретные недостатки в отношениях педагога с детьми и разработать программу оптимизации отношений педагога и учеников, т.е. обозначенная во введении данной работы гипотеза подтвердилась.
Соблюдение педагогом предложенных рекомендаций позволит устранить сложности в установлении взаимоотношений с учениками класса, в котором педагог является классным руководителем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. – М.:Юрайт, 2010. 816 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: МПА, 2000. 325 с.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник. – СПб.: Питер, 2010. 384 с.
Вердерберг Р. Психология общения. Полный курс. – СПб.: Питер, 2007. 276 с.
Ермаков П.Н. Психология личности: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. 653 с.
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: Форум Инфра, 2006. 423 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2009. 384с.
Ильин, Е.П. Психология общения. – СПб.: Питер, 2009. 576 с.
Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие. – Москва : Академия, 2002. – 192 с. 
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: Изд-во БГУ, 2001. 268 с.
Материалы сайта http://modernlib.ru/books/a_a_leontev/
Манникова Е.Н. Психология личности: Учебное пособие – изд. 2-е. М.: Дашков и К, 2009. 220 с.
Материалы сайта www.gigabaza.ru.
Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Юрайт, 2010. 640 с.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М: ТЦ «Сфера», 2000. 448 с.
Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.
Подымова Л.С., Духова Л.И. Практикум по психологии общения. – Курск: РОСИ, 2006. 210 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В, Розум С.И. Педагогика и психология. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. 312 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 720 с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2006. 364 с.
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед . учеб .завед. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. 523 с.
Столяренко Л.Д. Педагогическое общение: Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 544 с.
Столяренко, Л.Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2007. 592 с.
Приложение 1
Данные опытно-экспериментальной работы, проведенной с учениками среднего звена
Таблица 1
Оценка удовлетворенности учеников 5 «А» класса классным руководителем
Номер испытуемого Количество баллов Рейтинг
1. 3 Низкий
2. 16 Высокий
3. 10 Средний
4. 8 Средний
5. 11 Средний
6. 9 Средний
7. 15 Высокий
8. 13 Высокий
9. 8 Средний
10. 12 Средний
11. 13 Высокий
12. 14 Высокий
13. 10 Средний
14. 11 Средний
15. 15 Высокий
16. 16 Высокий
17. 12 Средний
18. 15 Высокий
19. 5 Низкий
20. 12 Средний
21. 0 Низкий
Уровень удовлетворенности: Высокий 8 чел. 38,0%
Средний 10 чел. 48,0%
Низкий 3 чел. 14,0%
Таблица 2
Результаты качественного анализа полученных данных
№ испытуемого
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1.В школе я получаю признание и понимание от учителя. - + + + - + + - - + + + - + + + + + + + -
2.Я ясно и полно понимаю новый материал, который объясняет учитель. + + - - + - + + + + + + - + + + + + - - -
3.Учитель всегда уравновешен и дружелюбен. - + - - + + + + - + + + - - + + - + - + -
4.Учитель интересуется моими увлечениями и внешкольным времяпровождением. - + - + - - + - - - - - - + + + - + - - -
5.Учитель поощряет нас высказывать своё мнение и прислушивается к ним. - + - - - + - + + - - + - + + + - + - + -
6.Учитель стремится развить мою самостоятельность и ответственность. - + + + + + + + + + + + + - + + + + + + -
7.Я люблю уроки по этому предмету. - - + + + - + + + - + + + - + + - + - + -
8.Учитель учит нас правильно общаться с родителями и с одноклассниками. + + + - + + + + - + + + + - + + - + - - -
9.Я считаю, что учитель с уважением относится к каждому ученику в классе. - + + - + - + + - + - + + - + + + + - + -
10.Учитель стремится развить в нас чувство милосердия и сочувствия к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. - + + + + + + + - + + + + + + + + + + + -
11.Учитель относится ко мне с уважением, как к взрослому человеку. - + - - - + - - - - + + - + - - + - - - -
12.Я считаю, что учитель, ставя отметки в журнале и дневнике, оценивает наши знания по предмету, а не поведение в школе. - - + + + - + + + + + - + + + + + - - + -
13.На уроках учитель замечает моё старание и часто хвалит. - + - - - - - - + + + + - - - - - - - - -
14.На уроках учитель использует интересные наглядные материалы: схемы, таблицы, раздаточный и иллюстративный материал, компьютерные программы. + + + + + + + + + - + + + + + + + + + + -
15.Я доверяю учителю и могу поделиться с ним секретом и спросить совет. - + + - - + + + - - + - - + + + + + - - -
16.Я считаю, что у нашего учителя нет «любимчиков» в классе. - + - - - - + - - + - + + + - + + + - + -
17.Учитель справедлив в оценке знаний учеников. - + + + + - + + + + - + + + + + + + - + -
18.Учитель объясняет трудную тему индивидуально после уроков тому, кто её не понял. - + - - + - + + - + + - + - + + + + - + -
Таблица 3
Оценка удовлетворенности учеников 5 «А» класса учителем математики
Номер испытуемого Количество баллов Рейтинг
1. 4 Низкий
2. 12 Средний
3. 10 Средний
4. 17 Высокий
5. 14 Высокий
6. 6 Низкий
7. 12 Средний
8. 8 Средний
9. 9 Средний
10. 6 Низкий
11. 14 Высокий
12. 16 Высокий
13. 13 Высокий
14. 16 Высокий
15. 15 Высокий
16. 12 Средний
17. 3 Низкий
18. 13 Высокий
19. 9 Средний
20. 10 Средний
21. 12 Средний
Уровень удовлетворенности: Высокий 8 чел. 38,0%
Средний 9 чел. 43,0%
Низкий 4 чел. 19,0%
Таблица 4
Результаты качественного анализа полученных данных
№ испытуемого
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1.В школе я получаю признание и понимание от учителя. - + + + - + + - - + + + - + + + + + + + -
2.Я ясно и полно понимаю новый материал, который объясняет учитель. + + - - + - + + + + + + - + + + + + - - -
3.Учитель всегда уравновешен и дружелюбен. - + - - + + + + - + + + - - + + - + - + -
4.Учитель интересуется моими увлечениями и внешкольным времяпровождением. - + - + - - + - - - - - - + + + - + - - -
5.Учитель поощряет нас высказывать своё мнение и прислушивается к ним. - + - - - + - + + - - + - + + + - + - + -
6.Учитель стремится развить мою самостоятельность и ответственность. - + + + + + + + + + + + + - + + + + + + -
7.Я люблю уроки по этому предмету. - - + + + - + + + - + + + - + + - + - + -
8.Учитель учит нас правильно общаться с родителями и с одноклассниками. + + + - + + + + - + + + + - + + - + - - -
9.Я считаю, что учитель с уважением относится к каждому ученику в классе. - + + - + - + + - + - + + - + + + + - + -
10.Учитель стремится развить в нас чувство милосердия и сочувствия к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. - + + + + + + + - + + + + + + + + + + + -
11.Учитель относится ко мне с уважением, как к взрослому человеку. - + - - - + - - - - + + - + - - + - - - -
12.Я считаю, что учитель, ставя отметки в журнале и дневнике, оценивает наши знания по предмету, а не поведение в школе. - - + + + - + + + + + - + + + + + - - + -
13.На уроках учитель замечает моё старание и часто хвалит. - + - - - - - - + + + + - - - - - - - - -
14.На уроках учитель использует интересные наглядные материалы: схемы, таблицы, раздаточный и иллюстративный материал, компьютерные программы. + + + + + + + + + - + + + + + + + + + + -
15.Я доверяю учителю и могу поделиться с ним секретом и спросить совет. - + + - - + + + - - + - - + + + + + - - -
16.Я считаю, что у нашего учителя нет «любимчиков» в классе. - + - - - - + - - + - + + + - + + + - + -
17.Учитель справедлив в оценке знаний учеников. - + + + + - + + + + - + + + + + + + - + -
18.Учитель объясняет трудную тему индивидуально после уроков тому, кто её не понял. - + - - + - + + - + + - + - + + + + - + -
Таблица 5
Оценка удовлетворённости учеников 5 «В» класса учителем истории (классный руководитель 5 «А» класса)
Номер испытуемого Количество баллов Рейтинг
1. 8 Средний
2. 12 Средний
3. 13 Высокий
4. 11 Средний
5. 12 Средний
6. 12 Средний
7. 13 Высокий
8. 14 Высокий
9. 14 Высокий
10. 11 Средний
11. 14 Высокий
12. 17 Высокий
13. 11 Средний
14. 9 Средний
15. 10 Средний
16. 16 Высокий
17. 16 Высокий
18. 14 Высокий
Уровень удовлетворенности: Высокий 9 чел. 50,0%
Средний 9 чел. 50,0%
Низкий 0 чел. 0%
Таблица 6
Результаты качественного анализа полученных данных
№ испытуемого
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1.В школе я получаю признание и понимание от учителя. + + + + + + + - + + + + + + + + + +
2.Я ясно и полно понимаю новый материал, который объясняет учитель. + + + + + - - - + + + + + + - + + +
3.Учитель всегда уравновешен и дружелюбен. - + + + + + - + + - + + + + + + + +
4.Учитель интересуется моими увлечениями и внешкольным времяпровождением. - - - - - - + - - - - - - - - - - -
5.Учитель поощряет нас высказывать своё мнение и прислушивается к ним. - + + - + + + + + + - + - - + + - +
6.Учитель стремится развить мою самостоятельность и ответственность. - + + + + + + - + + + + + + + + - +
7.Я люблю уроки по этому предмету. - - + + + + - - - + + + + - - + + +
8.Учитель учит нас правильно общаться с родителями и с одноклассниками. - - - - + - + - - + - + - - + + + -
9.Я считаю, что учитель с уважением относится к каждому ученику в классе. + + + + - + - + + + + + + + + + + +
10.Учитель стремится развить в нас чувство милосердия и сочувствия к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. + - - - - - + + + + - + - - + + + +
11.Учитель относится ко мне с уважением, как к взрослому человеку. - - + - - + + - + - + + - - - + + +
12.Я считаю, что учитель, ставя отметки в журнале и дневнике, оценивает наши знания по предмету, а не поведение в школе. - + + + + + + - + - + + + + + + + +
13.На уроках учитель замечает моё старание и часто хвалит. + + + + - + + - + - + + - - + + + +
14.На уроках учитель использует интересные наглядные материалы: схемы, таблицы, раздаточный и иллюстративный материал, компьютерные программы. - + + + + + + + + + + + + + + + + +
15.Я доверяю учителю и могу поделиться с ним секретом и спросить совет. + - - + + - - + + - + + - - - + - +
16.Я считаю, что у нашего учителя нет «любимчиков» в классе. - + + - + - + - + + - + + + - + + -
17.Учитель справедлив в оценке знаний учеников. + + + + - + + + + + + + + + - + + +
18.Учитель объясняет трудную тему индивидуально после уроков тому, кто её не понял. + + - - + + + + - + + + - + - - + -
Приложение 2
Данные опытно-экспериментальной работы, проведенной с педагогическим коллективом
Анкета «Карта учительских достоинств»
Таблица 7
Оценка педагогического коллектива и самооценка профессионализма учителя истории
Номер испытуемого Количество баллов Рейтинг
Самооценка 58 Высокий
1. 44 Средний
2. 70 Высокий
3. 64 Высокий
4. 66 Высокий
5. 34 Средний
6. 58 Высокий
7. 26 Низкий
8. 54 Высокий
9. 58 Высокий
10. 58 Высокий
11. 73 Высокий
12. 68 Высокий
13. 49 Средний
14. 49 Средний
Рейтинг: Высокий 10 чел. 66,0%
Средний 4 чел. 27,0%
Низкий 1 чел. 7,0%
Таблица 8
Результаты качественного анализа данных анкетирования
№ испытуемого
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Собственная оценка учителя
1. Учитель много и с удовольствием работает в своем кабинете. 3 4 2 4 5 5 3 4 1 5 2 5 4 5 4
2.Создает и подбирает разные виды наглядности на уроке (технические, изобразительные) 3 3 4 5 5 3 5 4 2 5 3 5 4 4 4
3. Ребята с удовольствием ходят к учителю в кабинет общаться и заниматься внеклассной работой по предмету. 2 3 1 5 5 3 4 3 1 3 3 2 4 5 3
4. Они верят этому учителю и со своими проблемами, идеями, маленькими открытиями идут к нему. 2 3 1 5 3 4 4 3 1 4 2 5 4 5 2
5. Педагог умеет на уроке увлечь учащихся 3 3 4 5 5 3 4 4 1 4 1 4 5 4 3
6. Учитель очень точно и корректно ставит учебные задачи, внимательно и уважительно слушает и слышит ребят и справедливо выставляет оценки. 3 4 4 4 5 4 4 4 2 4 2 4 5 4 5
7. Учитель эффективно использует урочное время. 4 3 4 4 5 4 4 4 2 4 2 3 4 4 4
8. Учитель умеет замечать успех каждого ученика и развивать его. 3 3 3 4 5 4 3 4 2 3 3 3 4 4 4
9. Педагог умеет достаточно эмоционально реагировать на происходящее в классе и в душах учеников. 3 3 4 5 5 4 4 3 2 4 2 5 5 5 5
10. Настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться необходимого учебного эффекта. 3 3 3 5 5 4 4 4 2 4 2 5 4 5 4
11. Умеет использовать разные стили взаимодействия с учащимися и менять их в зависимости от ситуаций 3 3 3 4 5 4 3 3 2 3 2 5 4 5 4
12. Умеет держать педагогическое расстояние и вовремя сокращать его или наоборот увеличивать. 3 3 3 4 5 4 4 3 2 4 2 5 4 5 4
13.Умеет задавать творческую атмосферу на уроке. 3 4 4 5 5 4 4 4 2 3 2 4 4 5 4
14. Умеет постоянно быть твердым, но дружелюбным. 3 3 4 5 5 4 4 3 2 4 3 4 5 5 3
15.Умеет планировать свою работу. 3 4 5 4 5 4 4 4 2 4 3 5 4 5 5
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Таблица 9
Оценка типа личности педагогическим коллективом по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири
№ испытуемого 1 октант 2 октант 3 октант 4 октант 5 октант 6 октант 7 октант 8 октант Преобладающий октант
1. 2 4 4 0 3 4 8 6 7 окт.
2. 9 7 3 5 0 5 9 3 1, 7 окт.
3. 6 4 4 0 6 6 8 11 8 окт.
4. 7 5 6 0 5 3 8 7 7 окт.
5. 7 7 2 0 6 5 7 4 1, 2, 7 окт.
6. 5 3 6 8 9 10 10 12 8 окт.
7. 5 2 2 8 15 14 12 14 5 окт.
8. 7 7 6 3 0 5 5 1 1, 2 окт.
9. 11 6 5 0 6 7 10 9 1 окт.
10. 9 8 7 5 0 4 3 1 1 окт.
11. 10 5 4 0 6 7 11 10 7 окт.
12. 1 4 3 0 3 2 5 4 7 окт.
13. 9 5 5 0 4 5 9 9 1, 7, 8 окт.
14. 5 4 3 11 5 6 6 2 4 окт.
Среднее значение баллов 7 5 5 3 6 7 8 7 7 окт.
Данные по опроснику Т. Лири.
Таблица 10
Оценка типа личности я – реальное и я – идеальное учителем истории
1 октант 2 октант 3 октант 4 октант 5 октант 6 октант 7 октант 8 октант Преобладающий октант
Я-реальное 5 8 5 4 5 5 7 5 2 окт.
Я-идеальное 9 6 6 6 2 2 4 8 1 окт.
Приложение 3
Повторная диагностика учащихся 5 «А» класса
Таблица 11
Оценка удовлетворенности учеников 5 «А» класса классным руководителем
Номер испытуемого Количество баллов Рейтинг
1. 13 Высокий
2. 16 Высокий
3. 10 Средний
4. 8 Средний
5. 15 Высокий
6. 9 Средний
7. 15 Высокий
8. 13 Высокий
9. 8 Средний
10. 12 Средний
11. 13 Высокий
12. 14 Высокий
13. 10 Средний
14. 11 Средний
15. 15 Высокий
16. 16 Высокий
17. 12 Средний
18. 15 Высокий
19. 16 Высокий
20. 12 Средний
21. 14 Высокий
Уровень удовлетворенности: Высокий 12 чел. 57,0%
Средний 9 чел. 43,0%
Низкий 0 чел. 0%