Урок на тему: Научное изучение Казахстана. Роль русских ссыльных в изучении Казахстана.


Тема урока: Научные исследования в Казахстане. Роль русских ссыльных в изучении Казахстана.
Цель урока: Изучить деятельность ссыльных революционеров в Казахстане, выяснить их роль в развитии русско-казахских связей.
Задачи:
1. Обучающая: в ходе знакомства с представителями казахской интеллигенции, которые занимались исследованием истории, этнографии и культуры Казахстана, основываясь на результатах их работы;2. Развивающая: систематизируя представления учащихся на основе прочитанного материала. Развивать наблюдательность, стремление к науке и образованию, умение аргументировать ответы; 3. Воспитательная: воспитывать стремление к научным познаниям и самообразованию.
План урока:
Роль российских ученых в изучении Казахстана.
Русские писатели и поэты о Казахстане.
Тип урока:    комбинированный
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,
Структура и ход урока
1.Организационный момент.- приветствие учащихся;
- положительный настрой на работу на уроке.
Здравствуйте, ребята.
Наш урок я бы хотела начать со стихотворения «Улыбка».
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.Подарите улыбки друг другу.Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! Я думаю, что наш сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать в жизни.
-приветствие учителя;
-положительный настрой на работу на уроке, цель разминки: поприветствовать друг друга и зарядить группу позитивом и энергией.
2. Проверка д/з-На прошлом уроке мы с вами говорили о развитии просвещении на территории Казахстана
Задание 1. Расшифровка текста
В связи с развитием новой системы ,,,,,,,,,,,,,,,,, в Казахстане открывались школы с ,,,,,,,,,,,,,,, языком обучения в Семипалатинске , ,,,,,,,,,,,,,,, , ,,,,,,,,,,,,,, , ,,,,,,,,,,,,,, и в других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азии и Восточным Туркестаном , потребовало создание специальных ,,,,,,,,,,,,,,,, заведений по подготовке ,,,,,,,,,,,,,,, (переводчиков). Особенно следует отметить открытую ,,,,,,,,,,,, году Азиатскую школу. В ней готовили переводчиков и ,,,,,,,,,,,,,, из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, ойратский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы ,,,,,,,,,,,,,,,,, специалистов.
Задание 2. Установите соответствие:
1.Открытие в Омске Азиатской школы
1831 г.
2 Открытие в Омске военного училища
1825 г.
3. Открытие в Оренбурге военного училища
1836 г.
4. Открытие в Омской области училищ с русским языком обучения 1789 г.
5. Открытие интерната для казахов в Усть-Каменогорске 1850 г.
6. Открытие в Оренбурге школы для казахов с русским языком обучения 1813 г.
3 Задание. Выберите верные утверждения.
1.В медресе преподавали люди, имеющие диплом учителя.
2.Царская власть не допускала открытие мусульманских мектебов.
3.Колониальные власти считали, что для казахов достаточно среднее образование. 4.В Казахстане открывались гимназии, дающее европейское образование на казахском языке.
5.Для получения среднего образования родители вынуждены были отдавать своих детей в русские школы.
На выполнение домашнего задания я даю 3 минуты. После каждой работы, всем классом проверяем и записываем свои баллы.
Ответы:
Задание 1. Расшифровка текста
В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открывались школы с русским языком обучения в Семипалатинске, Оренбурге, Омске, Уральске и в других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азии и Восточным Туркестаном , потребовало создание специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков). Особенно следует отметить открытую 1789 году Азиатскую школу. В ней готовили переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, ойратский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов.
Задание 2. Установите соответствие:
1.Открытие в Омске Азиатской школы
1789 г.
2 Открытие в Омске военного училища
1813 г.
3. Открытие в Оренбурге военного училища
1825 г.
4. Открытие в Омской области училищ с русским языком обучения
1831 г.
5. Открытие интерната для казахов в Усть-Каменогорске
1836 г.
6. Открытие в Оренбурге школы для казахов с русским языком обучения 1850 г.
Задание. Выберите верные утверждения.
1.В медресе преподавали люди, имеющие диплом учителя.
+
2.Царская власть не допускала открытие мусульманских мектебов.
+
3.Колониальные власти считали, что для казахов достаточно начальное образование. +
4.В Казахстане открывались гимназии, дающее европейское образование на казахском языке.
-
5.Для получения среднего образования родители вынуждены были отдавать своих детей в русские школы.
+
Фронтальный опрос:
1.Как вы думаете, почему Российская империя была заинтересована в недопущении казахов к получению среднего образования. ( Появление грамотных казахов могло привести к росту их национального самосознания)
2.Что на ваш взгляд задерживало процесс массового охвата кочевников обучением? ( В условиях кочевого и полукочевого образа жизни трудно было организовать стационарные учебные заведения )3.Какие были трудности, и какие существовали проблемы в развитии образования в первой пол.19 века? ( Существовал общий дефицит квалифицированных учителей, не было средств, специальных помещений для занятий )4.Что можно выделить положительного во вмешательстве Российской империи в сферу образования в первой пол. 19 века? ( Открытие школ и учебных заведений было новым явлением , обогативший культурный процесс и положительно влиявшим на упрочение казахско-русских связей)
5.Предположите , что было бы если бы образование в 19 веке в Казахстане не получило никакого развития? ( Было бы неграмотное население, казахи не смогли бы отстаивать свои права, свою независимость, свои земли.)
- Ребята молодцы хорошо справились с домашней работой, давайте сделаем выводы из всего сказанного: что состояние народного образования в Казахстане было на низком уровне. Светских школ было очень мало. Существовал острый дефицит квалифицированных учителей. Нехватка средств, специальных помещений для занятий не давала возможности открывать новые школы.
-Просмотр видео об образовании и ссыльных революционеров.
- кто мне скажет, о чем мы сегодня будем говорить с вами?
-верно, мы сегодня познакомимся с деятельностью ссыльных революционеров, об их вкладе в изучении Казахстана.
Присоединение казахских земель к Российской империи не только повлияло на социально-экономическое развитие края, но и привело к расширению сферы образования, повлияло на местные народные обычаи и культуру. Большое внимание стало уделяться изучений истории казахского народа. Потребности освоения природных богатств Казахстана и углубление казахско-русских отношении, повлияли на ход изучения края.
Начался сбор и систематизация архивных и других материалов о Казахстане и казахском народе. Русским ученым принадлежит большая заслуга в изучении истории, географии, этнографии и культуры Казахстана. Много научных трудов оставили и те представители российской интеллигенции , кто был сослан на территорию Казахстана по политическим мотивам. Это были люди разных профессии: поэты, писатели, историки и географы, военные и медики.
- Ребята, а кто же такие ссыльные? Внимание на экран…
Работа с терминами:
Декабристы- участники российского дворянского движения, члены различных тайных обществ, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 года и получившие название по месяцу восстания. В- первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывалась система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни.
Революционеры- участники революционного движения, которое стремиться, что-либо коренным образом изменить, совершив переворот в обществе.
Ссылка- вид наказания за преступление, при котором виновному назначается обязательное место жительства в отдаленной местности на определенный срок.
Задания по группам:
1 группа: Деятельность в Казахстане передовой русской интеллигенции Левшин А., Красовский, Витевский В.
2 группа: Деятельность в Казахстане русских поэтов и писателей Пушкин А. С, Даль В.И.
3группа : Деятельность путешественников Карелин , Бутаков,
4 группа: Участие Ковалевского, Северцева, Небольсина в изучении истории казахов.
Заполнение таблицы в группах.
Исследователи В связи с какими событиями были в Казахстане Научные труды Что исследовали (о чем писали)
Выступление учеников:
Пушкин А.С. в Уральске.
Даль
Левшин
Закрепление: Игра «собери правильно»
Каждая группа выбирает один конверт.
Ученики выбирают конверты с вырезанными словами, и составляют предложения и клеют их на лист. В итоге они должны прочитать выводы по теме.
Рефлексия: Обведите левую ладонь руки на бумаге, каждый палец это какая то позиция , по котрой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…….Указательный- по этому вопросу я получил конкретную информацию……
Средний – мне было не все понятно….
Безымянный - мне было трудно….
Мезинец- мне было недостаточно….
Эта рефлексия поможет мне выявить над чем нужно поработать на следующем уроке.