Доклад по теме Фронтальные занятие по развитию слухового восприятия и технике речи у слабослышащих детей по ФГОС.


Фронтальные занятие по развитию слухового восприятия и технике речи по ФГОС.
Лукашова Алёна Александровна
учитель-дефектолог
КГБ «Озёрская общеобразовательная школа-интернат»
Основная задача ФГОС - обучение школьников умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения.    Идеологической основой ФГОС НОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
В связи с переходом на новые Стандарты  происходят  изменения и в содержательной  части профессиональной деятельности  учителя-дефектолога. Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной (коррекционной)  школе направлена на решение
задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют дальнейшего  наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) . Цель деятельности учителя-дефектолога: Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования. Цель – коррекция слухоречевой функции слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся через развитие восприятия неречевых, речевых звучаний и формирование произношения.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога  строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:
-диагностическое,
-коррекционное,
-аналитическое,
-консультативно-просветительское
-профилактическое,
-организационно-методическое.
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории
Фронтальные занятие по развитию слухового восприятия и технике речи

1. Создание специальных условий обучения для обучающихся с нарушением слуха обязательно предполагает определенное своеобразие содержания образования, изменение темпов и сроков обучения, перестройку методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий, специальных коррекционных занятий.Проведение коррекционной работы обогащает общее развитие обучающихся, приближая их к развитию нормально слышащих детей, становится основой для подготовки школьников с нарушением слуха к социализации в общество.
2.Общая характеристика специального (коррекционного) предмета.
Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и технике речи проводятсяв специально оборудованном слуховом классе, изолированном от шумов (звукоизоляция, звукопоглощение), с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры или речевых процессоров для кохлеарно- имплантированных обучающихся. Специальная (коррекционная) работа, проводимая на фронтальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
3.Место специального (коррекционного) предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия и техники речи 1 раз в неделю в 1 классе.
Форма организации учебного процесса: фронтальное занятие.
4.Ценностные ориентиры содержания специального (коррекционного) предмета.
Формирование у слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны (при использовании необходимых средств электроакустической коррекции) является одним из приоритетных направлений образовательно – коррекционной работы, способствующим развитию устной речи, речевого поведения, навыков устной коммуникации. Это имеет важное значение для достижения выпускниками школы планируемых результатов овладения предметными, социальными и коммуникативными компетенциями, активизации их общения со слышащими людьми, что необходимо для более полноценного личностного развития, адаптации и интеграции в обществе.
5. Содержание фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи включает:
1) восприятие и различение речевых и неречевых звучаний;
2) восприятие и различение музыки;
3) формирование фонетически внятной, выразительной устной речи обучающихся.
Содержание работы по развитию восприятия речевых и неречевых звучаний, музыки закладывает основы представлений слабослышащих и позднооглохших обучающихся о многообразии и богатстве мира звуков, способствует формированию и совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных неречевых звучаний, музыки и шумов, формированию навыков практической ориентации в звучащем мире.


Основные задачи реализации содержания курса:
Развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка и др.): выявление расстояния, на котором отмечается стойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; различение и опознавание на сух звучаний музыкальных инструментов (игрушек), определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания, характера звуковедения, темпа, громкости, ритмов, высоты звучания.Использование возможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузой, словесным и фразовым ударениями, интонацией).
Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей.
Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов, голосов животных и птиц, шумов, связанных с явлениями природы, с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса.
Развитие стремления и умений применять приобретённый опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и в устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, совместно со слышащими детьми и взрослыми.
Формирование и коррекция произносительной стороны речи, обучение навыкам самоконтроля произношения и их использованию в повседневной коммуникации.
Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы.
Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова).
Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
Восприятие и воспроизведение неречевых звучаний
Восприятие неречевых звучаний включает в себя знакомство со звучанием различных шумов бытового характера, характеризующих состояние человека, вызываемых различными явлениями природы.   При этом сначала воспринимаются звучания, акустически резко противопоставленные, а потом всё более близкие.
В ходе занятий в слуховом кабинете развиваются количественные представления, навыки ритмической координации движений, формируются представления о временных последовательностях (времени суток, дней недели, времён года), длительности явлений, укрепляются мышцы рук.
На занятиях происходит знакомство   со звучанием различных музыкальных инструментов, танцевальных и музыкальных ритмов. Значительное место в программе отводится выработке умений правильно воспроизводить услышанное: музыкальный ритм, шум, мелодию. Обучающиеся учатся элементарно дирижировать, исполнять песни, соблюдая ритмический рисунок, отстукивать, отхлопывать ритмы.
Одновременно у обучающихся формируются навыки дифференцированного восприятия речевых и музыкальных звуков, вокальной и инструментальной музыки. Формируются навыки определения характера музыкального произведения, высоты, длительности, интенсивности звучания.
Восприятие и воспроизведение речи
Навыки восприятия на слух устной речи формируются на материале слов, фраз, небольших текстов, сказок, стихотворений, песен.   Основным критерием для отбора материала является его доступность и необходимость для общения, для организации учебной деятельности. Кроме этого используется основной организационный и терминологический материал урока. Постепенно речевой материал усложняется по своей структуре и по смысловому содержанию. Речевой материал воспринимается со звукоусиливающей аппаратурой и без неё. Проводится работа по формированию   ритмико-интонационной структуры речи при работе над ритмом стихотворения, над логическим ударением, восприятием сказок. Расширяется объём словаря, развивается умение точного использования слов, навыков словоизменения, умение пересказывать и составлять текст.
Ценностные ориентиры содержания специального (коррекционного) предмета
Формирование у слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся неречевого и речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны (при использовании необходимых средств электроакустической коррекции) является одним из приоритетных направлений образовательно – коррекционной работы, способствующим развитию устной речи, речевого поведения, навыков устной коммуникации. Это имеет важное значение для достижения выпускниками школы планируемых результатов овладения предметными, социальными и коммуникативными компетенциями, активизации их общения со слышащими людьми, что необходимо для более полноценного личностного развития, адаптации и интеграции в обществе.
Результаты коррекционно-развивающей работы
Личностными результатами являются:
развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях – поликлинике, библиотеке и др.) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся;
умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;
осознание собственных возможностей в устном общении;
наличие мотивации к овладению устной речью;
развитие желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.
Метапредметными результатами являются:
развитие коммуникативных способностей, умений выбрать адекватные речевые средства для решения коммуникативных задач;
развитие речевого поведения при соблюдении основ речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;
развитие умений участвовать в диалоге;
развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер;
развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;
использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;
развитие умений сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;
развитие умений выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.
Предметными результатами являются:
развитие (с помощью слуховых аппаратов) речевого слуха - различения, опознавания и распознавания на слух, исключая зрение, фраз, слов, словосочетаний, основного содержания коротких текстов диалогического и монологического характера, а также различения и опознавания (в связи с коррекцией произношения и грамматической структуры речи) слогов и слогосочетаний; создание на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;развитие умений слухозрительно и на слух воспринимать речевую информацию с опорой на ее вероятностное прогнозирование на основе принятых элементов речи, их анализа и синтеза, с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;
овладение достаточно внятной речью, естественного звучания;
овладение приемами самоконтроля произносительной стороной речи;
овладение умениями использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др);
воспринимать на слух, с помощью индивидуальных слуховых аппаратов речевой материал обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью обучающихся и с изучением общеобразовательных предметов, а также тексты с голоса учителя в условиях относительной изоляции от шума на расстоянии не менее 12 м (I степень тугоухости), 9-10м (II степень тугоухости), 5м (III степень тугоухости);воспринимать на слух без аппарата речь учителя разговорной громкости не менее: 7м (I степень тугоухости), 4м (II степень тугоухости), 0,4м (III степень тугоухости);
воспринимать шёпотную речь на оптимальном расстоянии (I степень тугоухости);
воспринимать слухозрительно с индивидуальными аппаратами основной речевой материал популярных детских и молодёжных передач, а также изучаемого программного материала по учебной программе телевидения.
Содержание тем учебного курса по развитию восприятия неречевых звучаний и техника речи
Содержание фронтального урока по развитию восприятия неречевых звучаний и техника речи включает:
1) восприятие и различение неречевых звучаний;
2) восприятие и различение музыки;
3) формирование фонетически внятной, выразительной устной речи учащихся.
Содержание работы по развитию восприятия неречевых звучаний, музыки закладывает основы представлений слабослышащих о многообразии и богатстве мира звуков, способствует формированию и совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных неречевых звучаний, музыки и шумов, формированию навыков практической ориентации в звучащем мире. Рекомендуемый для уроков речевой материал отвечает задачам формирования устной речи и служит средством развития речевого слуха, содержит речевые единицы: слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты. Он включает в себя:
речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
тексты разных жанров.
Восприятие речевого материала на уроках производится с голоса учителя и с электронного носителя, как с опорой, так и без опоры на наглядность (видеофильмы, мультфильмы). На уроках дети обучаются различению голосов (мужского, женского, детского), речи с различной интонацией, темпом, высотой.
Неречевой материал содержит разные по звучанию акустические звуки: на начальных этапах обучения это контрастные звучания (высокочастотные - низкочастотные); на последующих этапах обучения - близкие в частотном диапазоне. Подбор неречевых звучаний, также как и речевых, производится по темам:
«Звуки природы»
«Транспорт»
«Дикие животные»
«Домашние животные»
«Музыкальные игрушки,
«Перелётные птицы»
«Зимующие птицы»
«Насекомые»
«Морские обитатели»
«Животные Южных стран»
«Бытовые шумы» и т. д.
Музыкальный материал направлен на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. В основе его лежит формирование интереса и любви к музыкальному искусству; воспитание художественного вкуса; развитие восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; накопление багажа музыкальных впечатлений; первоначальных знаний о музыке; опыта хорового исполнительства (во время речитативного пения и мелодического пения); формирование первичных знаний о композиторах, необходимых для ориентации в сложном мире музыкального искусства.Работая над развитием восприятия неречевых звучаний и техникой речи обучающихся с нарушением слуха на различном материале, учитель - дефектолог слухового кабинета способствует формированию у них широкого круга представлений о мире звуков, навыков восприятия и воспроизведения устной речи, неречевых звучаний, музыки и формирует произносительную сторону устной речи.
Формы и виды контроля: динамическое изучение результатов обучения восприятию и воспроизведению устной речи предполагает проведение комплексного обследования при поступлении каждого ученика в школу, включающего педагогическое изучение состояния слуховой функции (без использования слуховых аппаратов) – выявление условной двигательной реакции на речевые стимулы, возможностей восприятия на слух различающихся по фонетическому составу групп слов (списки, разработанные Е.П. Кузьмичевой), соотнесение полученных данных с результатами субъективной тональной пороговой аудиометрии; состояния и резервов слухового восприятия речи (с помощью слуховых аппаратов), соотношения результатов восприятия речи разными сенсорными способами (слухозрительно, зрительно и на слух) -слов (используются сбалансированные списки слов, разработанные Л.В. Нейманом) и фраз (используются контрольные списки фраз, разработанные Е.П. Кузьмичевой и Е.З. Яхниной), а также изучение строения и функций артикуляционного аппарата, произносительной стороны речи (аналитическая проверка произношения, разработанная Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной, проверка восприятия и воспроизведения ритмико – интонационной структуры речи, разработанная Яхниной Е.З.), обследование произносительной стороны самостоятельной связной речи и слухозрительного восприятия текста ( проверка, разработанная Е.П. Кузьмичевой, Е.З. Яхниной).
Планируемые результаты коррекционной работы
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно -образовательного процесса. Основными образовательными направлениями в специальной поддержке являются:
1) удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха; 2) коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
3) развитие слухового восприятия и совершенствование произношения;
4) развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми;
5) обеспечение ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО
Различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или не слитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания. Восприятие слухозрительно и на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности. Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков. Восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса (с использованием звучаний музыкальных инструментов, игрушек). Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО
Предметом итоговой оценки освоения АООП НОО слабослышащими и позднооглохшими обучающимися является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.