Статья по литературному чтению на тему Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Учитель начальных классов Сафина Н.С.
МБОУг. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №10 им. П.А.Пономарева»


Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых особо следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. В связи с этим на уроках в начальной школе применяются разного рода инновации. Не остались в стороне и уроки чтения. Именно на этих уроках школьники учатся полноценно читать – это значит, думать над книгой до ее чтения, в процессе чтения и после того, как книга закрыта. Думать и о книге, и о себе. Думать с тем, чтобы вживаясь в чужой опыт, приобретать знания о том, что бывает, что, в каком случае и как кончается в зависимости от нашего собственного поведения; думать для того, чтобы определять, кто и почему тебе мил, а кто неприятен; думать над тем, какие люди, события, явления из окружающего мира тебя занимают, а какие нет.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться хороших результатов при формировании навыков чтения у младших школьников, является технология развития критического мышления. Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Как начинающего учителя начальных классов, меня волнует вопрос: как сделать уроки увлекательными и эффективными. Именно применение технологии развития критического мышления позволяет оживить урок, сделать его интересным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: память, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат, а также учится вдумчиво работать с информацией.
Технология развития критического мышления появилась в России в середине 90-х годов. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в соответствии с учебной программой. Технология позволяет выработать умение ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.
Урок состоит из трех этапов – стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательна. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме, побуждает ученика к активной работе на уроке и дома. Вторая стадия – осмысление. Она позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями. Третья стадия – рефлексия. Эта стадия позволяет ученику целостно осмыслить, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание. Все три стадии можно увидеть и на традиционном уроке. «Вызов» более привычно звучит для учителя: введение в проблему или актуализация опыта и знаний учащихся. Стадия «осмысления» - этап урока, посвященному изучению нового материала. И третья стадия – это закрепление материала, проверка усвоения. Все это не представляет исключительной новизны для учителя. Элементы нового содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности на каждой из стадий урока.
Вот несколько приемов развития критического мышления, применяемые мной на уроках литературного чтения:
- чтение – суммирование в парах;
- синквейн;
- чтение с остановками;
- прием «Верите ли вы, что»
- мозговой штурм;
- таблица «Знаю – узнал – хочу узнать»;
- таблица «тонких и толстых» вопросов»
- работа с вопросниками;
- написание творческих работ;
- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
- логическая цепочка;
- уголки;
- кластер.
Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использую как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Предлагаю детям несколько разных текстов по теме (или один и тот же нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (Литературное чтении 4 кл.) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л.Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников, живших в конце 19 начале 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе записывают его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводят содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. При прослушивании обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России.
Прием «Синквейн» - (в переводе с франц. «пять»). Это вид работы, состоящий из пяти этапов. При изучении раздела «Русские народные сказки» учащимся предлагается определить значение слова «сказка» на основе составления синквейна.
Имя существительное, выраженное одним словом – сказка.
Имя прилагательное, выраженное двумя словами – волшебная, бытовая.
Глагол, выраженный тремя словами – читать, пересказывать, думать.
Фраза, выражающая отношение автора к теме: сказка – ложь, да в ней намек.
5. Слово – синоним: фантазия.
Заслуживает внимания прием «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. Сначала учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.
Еще один творческий прием – «Верите ли вы, что». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает выдуманные предположения, а другая анализирует их.
Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно должна проводиться фронтальная проверка точности и правильности ответов.
К приему «Знаю – узнал – хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети могут самостоятельно составить таблицу, что знали о творчестве А.С.Пушкина, что узнали нового и что хотели бы узнать. Такая работа дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Следующий прием «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников, но также формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Уголки» - использую на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс при этом делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая – об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Этот прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Создание викторины» хорошо использовать после изучения темы или ряда тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом делятся на группы и проводят соревнование. Можно выбрать в каждой группе «знатока», которому весь класс будет задавать вопросы.
«Кластер» - выделение смысловых единиц текста в определенном порядке, их графическое оформление. Этот прием я использую на всех стадиях урока. Правила его очень просты. Выделяем центр – это тема, от нее исходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Система кластеров охватывает большое количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
«Логические цепочки» - этот прием проводится после чтения текста. Учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Такой вид работы помогает при пересказе текста.
Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получать хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запомнить материал. Уроки чтения получатся увлекательными, познавательными, воспитательными развивающими и эффективными.

Список литературы

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.








15