Методическая разработка урока в 5 классе Слово и его лексическое значение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
Конкурс
методических разработок учебного занятия
«Секреты мастерства»
Номинация
«Традиционный урок с оригинальным методическим приёмом»
Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.
Методическая разработка
по русскому языку для 5 класса
Автор: Абсаламова Н.Ю.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории,
педагогический стаж - 29 лет.
Контактный телефон: 89226590296
Е-mail: naidа-abc@yandex.ruС правилами и условиями
проведения конкурса
ознакомлена и согласна.
Дата
Подпись
г. Сургут
2013 г.
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………….2
План урока………………………………………………………………..4
Структура урока………………………………………………………….5
Ход урока…………………………………………………………………6
Литература………………………………………………………………11
Приложение 1…………………………………………………………...11
Пояснительная записка.
Урок изучение нового материала по теме «Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение. Способы определения лексического значения слова» в 5 классе является первым в изучении большой темы «Лексика» по программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учащиеся не знакомы с понятиями лексика и лексическое значение слова. Урок построен с использованием исследовательской технологии. Ведущей деятельностью на уроке станет исследовательская деятельность: новый материал о лексике, лексическом значении слова учащиеся получают в результате анализа отдельных слов. Учащиеся учатся работать в парах и группах, работают с элементами исследовательской технологии.
В целом урок направлен на формирование основных учебных компетенций учащихся: коммуникативную, предметную, лингвистическую, информационную, учебно-познавательную. Эти виды компетенций формируются у учащихся 5 класса на разных этапах урока; их развитие определяет в целом работу группы и каждого ученика в отдельности, а также результат урока.
Объём материала и его сложность соответствуют возрасту учащихся. Смена разных видов деятельности не позволяет обучающимся уставать, отвлекаться.
Урок построен с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся 5 класса, их интересов и индивидуальных особенностей.
Теоретические знания, приобретенные на данном уроке, учащиеся смогут использовать в дальнейшем обучении и подготовке к ГИА и ЕГЭ.
На уроке используются толковые словари, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, учебники, тетради-справочники, рабочие тетради.
План урока:
Дата урока: 13 декабря 2013 года.
Тема урока: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.
Цель урока: создание условий для самостоятельного определения способов установления лексического значения слова.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с разделом науки о русском языке – лексикой; дать понятие о лексическом значении слова; обучить способам самостоятельного установления лексического значения слова по морфологическому составу, толковому словарю и контексту.
Развивающая: развивать умения связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, навыки работы с толковым словарем; формировать у учащихся прочные орфографические умения и навыки;
Воспитательная: прививать любовь к родному языку, воспитывать отношение к языку как к духовной ценности.
Структура урока
№ Название этапа Цель этапа урока Время,мин
1 Организационный
момент Создание психологического настроя на работу 1 мин
2 Беседа Создание мотивации к плодотворной работе на уроке 3 мин
3 Определение темы, целей и задач урока Установка на сотрудничество и взаимопомощь на уроке 3 мин
4 Работа по теме урока Создание условий для развития у школьников умений самостоятельно находить ответ на поставленную задачу 9 мин.
5 Первичная проверка знаний Характер учебной деятельности: поисковый, через работу в парах 10 мин
6 Закрепление Метод обучения: практическая работа. Регулирующий компонент - взаимоконтроль учащихся и наблюдения учителя. 10 мин
7 Итоги урока Создаются условия для осознания учащимися содержания урока; систематизируются полученные на уроке знания, осуществляется анализ и оценка достижения целей урока, перспектив последующей работы. 2 мин
9 Постановка домашнего задания Сообщение домашнего задания; инструктаж по выполнению 2 мин
Ход урока:
Эпиграф урока:
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный
Народа русского язык прекрасный.
Иосиф Гришашвили.
Этап: Организационный момент.
Этап: Беседа.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня продолжаем путешествие по стране Русский язык. А я, если позволите, буду вашим проводником. Согласны? Сегодня мы отправляемся в новое княжество этой удивительной страны. А как оно называется, мы узнаем в ходе путешествия.
- Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова грузинского поэта Иосифа Гришашвили (чтение эпиграфа). Как вы их понимаете?
Ответы детей.
Запись в тетрадях даты, эпиграфа урока.
- Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прекрасным русским языком. Богатства языка дороже бриллиантов, дороже жемчуга и золота. В его кладовых хранятся слова - все слова русского языка - от самых-самых древних до только что родившихся. Здесь по крупицам собирается вся мудрость русского народа. С богатствами языка надо обращаться очень бережно и аккуратно.
Как вы думаете, почему же надо обращаться с ними бережно?
Ответы детей.
- Учитель: А вот как ответили на этот вопрос известные русские писатели В.Г. Короленко:
«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям»,
и Н.В. Гоголь:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».
А чтобы бережно обращаться с языком, ребята, его надо хорошо знать.
Этап:
Учитель: Давайте вспомним библейскую фразу: «В начале было Слово». Её понимают по-разному. Одно из значений фразы – утверждение великой, основополагающей роли Слова. Почти всё в мире имеет название: предметы, явления, действия, признаки предметов. Все эти названия составляют лексику русского языка.
Этап:
- Учитель: Кто-нибудь из вас уже догадался, что обозначает слово «лексика»?
- Ученик: Это все слова какого-либо языка или словарный состав языка.
- Учитель: Так это и есть название нового княжества, в которое мы отправляемся, и тема нашего урока «Лексика». (Запись на доске и в тетрадях).
- Учитель: Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией. (Запись в тетрадях-справочниках).
- Учитель: Лексика изучает лексическое значение слова. Что такое лексическое значение?
- Ученик: Это то, что обозначает слово.
Этап:
- Учитель: Мы сейчас с вами будем учиться определять лексическое значение слов. Работаем в трёх группах.
Задание: определите лексическое значение слов ЗЕЛЕНЩИК, ЗАКОПЁРЩИК, ДЖОНКА.
Проверка работы.
Запишите, пожалуйста, слова ЗЕЛЕНЩИК, ЗАКОПЁРЩИК, ДЖОНКА.
- Учитель: Значение какого слова вы легко смогли установить?
- Учитель: Кто такой зеленщик? Как вы это поняли?
- Ученик: По корню ЗЕЛЕН- и суффиксу –ЩИК.
- Учитель: Как вы определили лексическое значение слова?
- Ученик: Разобрали слово по составу.
- Учитель: Это I способ определения лексического значения слова. (Фиксируем на доске и в тетрадях – справочниках).
- Учитель: А что означает слово ЗАКОПЁРЩИК?
- Ученик: Это человек.
- Учитель: Как вы это поняли?
- Ученик: По суффиксу – ЩИК.
- Учитель: А как узнать лексическое значение корня ЗАКОПЁР-?
- Ученик: По толковому словарю.
Работа со словарями.
- Учитель: Кто же такой ЗАКОПЁРЩИК?
- Ученик: Это тот, кто верховодит, зачинщик.
- Учитель: Какой у нас II способ определения лексического значения слова?
- Ученик: Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.
Учитель: Фиксируем II способ на доске и в тетрадях-справочниках.
- Учитель: Что обозначает слово ДЖОНКА?
Ответы детей.
- Учитель: Читаем предложение: По бурной реке плывет небольшая джонка.
- Учитель: Можно ли установить лексическое значение слова ДЖОНКА по данному предложению?
- Ученик: Да. Джонка – это лодка.
- Учитель: Действительно, ДЖОНКА – это китайская лодка. Каков III способ установления лексического значения слова?
- Ученик: По контексту.
- Учитель: Фиксируем III способ установления лексического значения слова: по контексту.
Учитель: Итак, мы с вами нашли три способа определения лексического значения слова. Как вы думаете, есть ли ещё способы?
Ответы детей.
Этап:
Учитель: Давайте попробуем выяснить. В современном мире нам не всегда хватает времени искать слова в словаре или в компьютере. Давайте попробуем распределить следующие слова в группы по способу установления их лексического значения: ГОЛИК, ИЗРАЗЕЦ, КЛЮЧ, КЛУБ, НОС, БАРАБАНЩИК, СВАРЩИК, КЛЕТЧАТЫЙ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ, РАЗНОСЧИК.
Задание: распределите слова в 3 группы по способу установления лексического значения; отметьте знаком:
+ – слова, лексическое значение которых можно определить сразу;
( ) – слова, лексическое значение которых надо искать в словаре;
? – слова, если вы не можете определить способ установления лексического значения.
Сначала работаем самостоятельно, затем обмениваемся работами с соседом и оцениваем работы.
Критерии оценивания: если из 10 предложенных слов вы безошибочно определили значения 8 слов, то получаете оценку «5»; если 6-7 слов, то получаете оценку «4»; 4-5 слов - оценку «3».
Этап: Проверка работы:
- Учитель: Какие слова отметили знаком +? Какой способ вы применили?
- Учитель: Какие слова отметили скобками ( )? Почему?
- Учитель: Какие слова отметили знаком ? ?
- Учитель: Сможете ли вы определить лексическое значение этих слов со знаком ? одним из 3 найденных нами способов или вам потребуется какой-то другой способ? Докажите свою точку зрения.
Правильные варианты отображаются в презентации.
Этап: Итоги урока:
- Учитель: Что нового мы узнали на уроке?
- Ученик: Мы узнали, что такое лексика. Это словарный состав языка.
- Ученик: Ещё мы узнали три способа установления лексического значения слова:
1 способ: разбор слова по составу;
2 способ: по толковому словарю;
3 способ: по контексту.
- Учитель: Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках?
- Ученик: Если лексика – это словарный состав языка, то, возможно, мы будем изучать разные слова русского языка.
Этап: Д/З:
1. прочитайте § 64 и запомните определение лексики;
2. упражнение № 327, прочитайте и озаглавьте текст, спишите текст, вставляя пропущенные буквы;
3. по тетради-справочнику повторите способы установления лексического значения слова.
Этап: Заключение
Я желаю вам, ребята,
Чтоб вы грамотными были,
Чтобы край родной любили,
Что узнали – не забыли.
И вы знайте каждый миг:
Лучший друг – родной язык!
Литература
Программа по русскому языку для 5 – 9 классов. - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: «Просвещение», 2010.
Русский язык // Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013.
Егорова, Н.В. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса. – М.: ВАКО, 2013.
Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2009.
Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. // Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Никулина, М.Ю. Русский язык. Экспресс-диагностика. 5 класс. – М.: Экзамен, 2013.
Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 5 класс». – М.: Экзамен, 2012.
Репкин, В.В. Русский язык. 5 класс. Книга 2 // Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2006.
Влодавская, Е.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 5 класс». - М.: Экзамен, 2012.
Приложение 1.
Мультимедийная презентация к уроку.