Презентация по русскому языку Слово и его лексическое значение (5 класс)


ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА У древних славян существовало слово «бйр» (светлый, ясный, блестящий, белый) вот от него и образовалось слово берёза. БЕРЁЗА МЕДВЕДЬ Какое спряталось слово? Слово медведь  образовано от слов «мёд» и «ведает» (знает), т.е. медведь – зверь, знающий, где найти в лесу мёд. ПЕТУХ Слово петух образовано от слова петь. СНЕГИРЬ Снегирь образовалось от слова снег. Много слов на земле. Есть дневные слова -В них весеннего неба сквозит синева.Есть ночные слова, о которых мы днёмВспоминаем с улыбкой и со стыдом.Есть слова – словно раны, слова – словно суд,С ними в плен не сдаются и в плен не берут.Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести... посветить посвятить примирять примерять поласкать полоскать УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ К.ПАУСТОВСКИЙ Для всего, что существует в природе: воды, воздуха , неба. облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий ЦЕЛИ УРОКА: узнать, что такое лексическое значение словапонять, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова ЛЕКСИКА (греч. «лексис»- слово, выражение) – раздел русского языка, изучающий его словарный состав. СКОЛЬКО СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ? В современном русском языке около 200 000 слов. Иностранные слова (30 000), новые слова (5000), научные термины, жаргоны (10 000), устаревшие слова (30 000), имена собственные и прозвища (25 000), слова-однодневки, которые невозможно сосчитать, диалектные слова (около200 000). Словарное богатство языка неисчерпаемо. Русский язык таит в себе такие возможности, которые позволяют говорящим на нем создавать новые и новые слова. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова. УПРАЖНЕНИЕ 326 – УСТНО. СЛОВАРЬ ВИЛЬЯМА ШЕКСПИРА, ПО ПОДСЧЕТУ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ , СОСТАВЛЯЕТ 12000 СЛОВ. СЛОВАРЬ НЕГРА ИЗ ЛЮДОЕДСКОГО ПЛЕМЕНИ МУМБО - ЮМБО СОСТАВЛЯЕТ 300 СЛОВ. ЭЛЛОЧКА ЩУКИНА ЛЕГКО И СВОБОДНО ОБЩАЛАСЬ ТРИДЦАТЬЮ. (И.ИЛЬФ, Е.ПЕТРОВ «12СТУЛЬЕВ») Лексика. Словарный состав языка. -слово называет понятия, предметы, признаки, действия; -слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку ( звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова);-слово имеет лексическое и грамматическое значение;-лексикология – раздел науки, изучающий лексику.  ПРЕДМЕТЫ ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ См…шной, бл…днеть, пощ…дить, сл…варь, г…р…зонт, ст…р…жить, радос…ный, тр…щит, нев…димка, ж…вописный, ш…лковый, бры…жет, м…н…лог. Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Увазила Бутявку и глаголит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка!Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подавинились.А Калуша глаголит:- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!Калушата Бутявку вычучили.Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша глаголит калушатам:- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок подавинятся. Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.А курица говорит: - Ой! Ой! Божья коровка-то несъедобная!Цыплята божью коровку выплюнули.Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.А курица говорит цыплятам:- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок можно подавиться. Раздел науки о языке Большинство слов имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ т.е. главный смысл.Но иногда мы затрудняемся определить, что обозначает то или иное слово.ЧТО ДЕЛАТЬ? Здравствуй, мой Ученик!Спешу напомнить тебе то, о чём ты, возможно, успел подзабыть… У тебя есть несколько вариантов: Способы объяснениялексического значенияслов: 1Загляни в ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ 2ПодбериСИНОНИМЫ 3ПодбериОДНОКОРЕННЫЕСЛОВА Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ. ОПРЕДЕЛИ ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ. ОПРЕДЕЛИ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. Плавучий знак для обозначения опасных мест на воде, озерах, в заливах. На стеблях белеют чашки, а в них нитки и рубашки. 1. КАКОЙ УЧАСТОК – ЗЕМЛИСТЫЙ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫЙ?2. УЧЕНИК ПОНЯТНЫЙ ИЛИ ПОНЯТЛИВЫЙ?3. МЕСТНОСТЬ ПЕСОЧНАЯ ИЛИ ПЕСЧАНАЯ?4. ОТНОШЕНИЕ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ БЕРЕЖНОЕ ИЛИ БЕРЕЖЛИВОЕ? Выберите нужное слово. СОСТАВЬТЕ С ДАННЫМИ СЛОВАМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» бетон- бидон СИНКВЕЙН ЛексикаБогатая, активнаяНаследует, используется, изменяетсяБогатство русского языка проявляется в лексике Словарный состав СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ…Я ПОНЯЛ, ЧТО… МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, ПОТОМУ ЧТО …МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ВАЖНЫМ … ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать §64 «Слово и его лексическое значение» Упр. 331 (обязательно)На выбор: Найти и записать 5-7 пословиц или поговорок о слове, о богатстве русского языка.Упр. 328Упр. 329