Рабочая программа по окружающему миру по образовательной системе Школа 2100 (3 класс).


Управление образования администрации г.Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено:
руководитель школьногометодического объединения
начальных классов
МБОУ «СОШ №43»
г.Чебоксары
______________________
Емельянова А.И.
29 августа 2016 г.
Протокол № 1
от 29.08.2016 г. Утверждено:
директор
МБОУ «СОШ №43»
г.Чебоксары
_______________________
Петрова Л.Л.
30 августа 2016 г.
Приказ № 120
от 30.08.2016 г.
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
(УМК 2100) в 3Е классе
на 2016-2017 учебный год
учителя начальных классов
Алексеевой Екатерины Владиславовны
Программа разработана на основе:
1) Образовательной программы по предмету «Окружающий мир», авторы А. А. Вахрушева,
А.С.Раутиан «Окружающий мир», 1 – 4 класс, издательство «Баласс», 2011 год по УМК «Школа 2100»
2) Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.
3) Учебного плана школы
Чебоксары, 2016
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
Образовательные технологии
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Функциональная грамотность
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития
Объяснять мир
(тексты и задания)
2-я линия развития
Отношение к миру
(тексты и задания)
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценки)
- Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом)
- Задания для групповой работы
Личностные результаты
Комлексные, компетентностные задания в УМК:
- Задания по проектам (на предметном материале)
- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)

Личностные результаты
3 класс
У обучающего будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию окружающего мира;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. - внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни; ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
3 класс
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
- принимать и сохранять учебную задачу;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- вдиалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
3 класс
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
-  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая -неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных и др.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить разнообразные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества, групп;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении);
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
3 класс
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другие мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах и технология продуктивного чтения.
Чтение. Работа с текстом.
3 класс
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
- письменно пересказывать текст подробно и сжато;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (находить в тексте примеры, выделять общий признак группы элементов);
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять различные точки зрения;
- использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Предметные результаты «Обитатели Земли»
3 класс
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
-  устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
-   использовать естественно-научные тексты для поиска Информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
-  использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
-  использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
-  проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
-   оценивать свое поведение и поведение других людей II природе;
-  сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
-  сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или иного природного сообщества;-  выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
-   узнавать наиболее распространенные и охраняемые к родном крае растения и животных;
соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в лесу и во время отдыха у водоема;
узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
-  фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять ее устную характеристику;
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. - узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
— моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
— планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Предметные результаты «Мое Отечество»
3 класс
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
— различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени; пользоваться историческими картами;
— используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
— оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
— устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
— выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом.
— оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
— осознавать существующую связь между человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
— ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
- наблюдать проявления- богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, о путях достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России; - узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
Формирование ИКТ­компетентностиобучающихсяЗнакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку). Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов. Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок). Обучающийся получит возможность:
- научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
-создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
-пользоваться основными средствами телекоммуникации. Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять данные.
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
- использовать компьютер при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавлять ссылки в тексты и графические объекты. Обучающийся получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
- моделировать объекты и процессы реального мира.
Содержание учебного предмета
3-й класс
Раздел 1: «Обитатели Земли» (18ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Вещество и энергия (2 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (3 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (6 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.НРК Водоемы Чувашии.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенноесамоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (7 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.НРК Животные Чувашской Республики.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (16ч).
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (3 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (2 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (2 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (3 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (2ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Вели-кой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (3 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.НРК Народ Чувашской Республики.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. – 1 ч.
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
в 3__ классе на 201__ – 201__учебный год
№ п/п Тема урока Количество часов Примечание
ЧАСТЬ I ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ
Раздел 1 ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ 2 часа
1 Тела и вещества. Из чего состоит вещество. 1 2 Что такое энергия? Превращение энергии. 1 Раздел 2 ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ 3 часа
3 Где обитают живые организмы? Большой круговорот веществ. 1 4 Живые участники круговорота веществ. Обмен веществ в организме. 1 5 Как живые организмы запасают энергию Солнца? 1 Раздел 3 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 6 часов
6 Жизнь экосистемы. Почва – важнейшая часть экосистемы. 1 7 Экосистема озера и болота. НРК Водоемы Чувашии 1 8 Экосистема луга. 1 9 Лесные производители. Потребители и разрушители экосистемы леса. Контрольная работа № 1 по теме «Обитатели Земли» 1 10 Экосистема поля. 1 11 Аквариум – маленькая искусственная экосистема. 1 Раздел 4 ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ 7 часов
12 Растения – производители. 1 13 Животные маленькие и большие. Маленькие рыцари. НРК Животные Чувашской Республики. 1 14 Первый шаг из моря на сушу. На суше – как дома 1 15 Пернатые изобретатели. Экскурсия в лес, на луг, озеро. 1 16 Наши братья. Осторожно, животные! 1 17 Прирожденные разрушители. Как нам жить в дружбе с природой? 1 18 Контрольная работа № 2 по теме «Обитатели Земли» 1 ЧАСТЬ II МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Раздел 5 ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 3 часа
19 Ведение. Отправляемся в путешествие. Как работать с учебником? 1 20 Живая связь времен. Как люди считают время? 1 21 С чего начинается Родина? Память о прошлом. 1 Раздел 6 ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 2 часа
22 Как на Руси появилось государство? «Золотые ворота» в Древнюю Русь. 1 23 За землю Русскую! «Слово о гибели Русской земли» 1 Раздел 7 ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 2 часа
24 От Древней Руси к единой России. Земля и люди Московского государства. Москва златоглавая. 1 25 Хуже грозного царя только междуцарствие. Контрольная работа № 3 по теме «Мое Отечество». 1 Раздел 8 ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 3 часа
26 Петр Великий. Власть и народ в Российской империи 1 27 Как Россия у Европы «училась». «Гроза двенадцатого года». 1 28 Император-освободитель. 1 Раздел 9 ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 2 часа
29 Россия в огне. «К светлому будущему» 1 30 «Вставай страна огромная». «Через трении к звездам» 1 Раздел 10 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 4 часа
31 Я – гражданин России. Власть народа. Кто в государстве самый главный? 1 32. Контрольная работа № 4 по теме «Мое Отечество». 1 33 Народы России. Наш общий дом. НРК Народ Чувашской Республики. 1 34 Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. 1
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.
Учени__ 3 класса __ ________________________________________________________
I вариант
1.Что не является веществом?
а) металл;
б) камень;
в) сахар.
2.Твёрдые тела:
а) имеют постоянный объём, но не имеют постоянной формы;
б) не имеют постоянной формы и объёма;
в) имеют постоянную форму и объём.
3.Что такое энергия?
а) частицы, из которых состоят вещества;
б) воздушная оболочка нашей планеты;
в) источник силы, способность производить работу и вызывать движение тел.
4.Отметь ✔ наиболее полное и правильное определение круговорота веществ:
а) Поглощение и выделение организмом веществ.
б) Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.
в) Свойство живых организмов, помогающее им двигаться.
5.В озере круговорот веществ незамкнут. Как ты думаешь, что из этого следует? Отметь ✔правильныйответ:
а) Озеро рано или поздно превратиться в болото.
б) Озеро будет существовать и дальше.
в) Со временем озеро превратиться в луг.
6.Какие растения размножаются семенами?
а) хвойные и цветковые;
б) водоросли;
в) грибы.
7.Где происходит фотосинтез?
а) в корнях растений;
б) в зеленых частях растений, прежде всего в листьях;
в) в плодах растений
8.Какой орган растений стремится понравиться насекомым?
а) стебель;
б) корень;
в) цветок.
9.Какую змею ни в коем случае нельзя трогать руками. Отметь ✔ правильный ответ:
а) Гадюку, так как она ядовита.
б) Ужа, так как он дурно пахнет.
в) Диких животных лучше не трогать.
10. Какой скелет имеют рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери?
а) имеют наружный членистый скелет;
б) имеют внутренний скелет-позвоночник;
в) не имеют скелета.
11. Как дышат рыбы?
а) жабрами;
б) легкими;
в) трахеей.
12. Где развивается зародыш пресмыкающихся?
а) внутри организма матери;
б) в яйце;
в) оба варианта не верны.
13.С каким органом связано появление разумных существ?
а) с мозгом;
б) с легкими;
в) с сердцем.
14.Как называются птицы, которые остаются на зиму в наших краях?
а) перелетные;
б) оседлые;
в) оба варианта не верны.
15.Чем питаются грибы?
а) органическими веществами;
б) пыльцой и нектаром;
в) насекомыми.
16. Какой век содержит 1242 год?
а) XX век
б) XII век
в) XIII век
17.В каком веке произошло нашествие Батыя?
а) XII век;
б) XIII век;
в) XIV век.
18. История – это:
а) наука о прошлом человечества;
б) механизм управления обществом в какой-либо стране;
в) место, где человек родился и вырос.
19. 1861г.:
а) объединение славянских племен;
б) правление Петра I;
в) правление Александра- освободителя.
20. 1380г.:
а) война с французами;
б) Ледовое побоище;
в) Куликовская битва.
21.Так во времена Московского государства называли людей, которые служили в пешем войскегосударя и были вооружены огнестрельным оружием:
а) стрельцы;
б) ремесленники;
в) кочевники.
22.Во времена Российской империи так называли людей, которые имели больше прав и свобод, чем всеостальные жители государства:
а) дворяне;
б) крестьяне;
в) рабочие.
23.Великий русский ученый, открывший в Москве университет.
а) Александр Сергеевич Пушкин;
б) Михаил Васильевич Ломоносов;
в) Виктор Михайлович Васнецов.
24. Глава государства избранный народом:
а) партия;
б) монах;
в) президент.
25.Как называется славянская азбука, созданная монахами – учёными Кириллом и Мефодием?
а) азбука;
б) букварь;
в) кириллица.
26. Один из символов государства – полотнище определённой расцветки:
а) флаг;
б) эмблема;
в) герб.
27. Обязательные для всех правила поведения в обществе, установленные государством.
а) летописи;
б) законы;
в) гимн.
28.Столица нашего государства.
а) Санкт-Петербург;
б) Минск;
в) Москва
29.Так человек называет место, где он родился и вырос.
а) Родина;
б) Страна;
в) Дом.
30. Так в Отечественную войну 1812 года и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов называли отряды простых людей и солдат которые на захваченной врагом земле боролись за освобождение Родины.
а) партизаны;
б) рыцари;
в) стрельцы
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.
Учени__ 3 класса __ ________________________________________________________
II вариант
Что не является телом?
а) чашка;
б) камень;
в) сахар.
Жидкости:
а) имеют постоянный объём, но не имеют постоянной формы;
б) не имеют постоянной формы и объёма;
в) имеют постоянную форму и объём.
Выбери из данных ниже предложений то, в котором излагается закон сохранения энергии? Отметь его ✔
а) Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно.
б) Энергия пищи превратилось в тепло человеческого тела.
в) Энергия электричества заставила двигаться игрушку.
Отметь ✔ наиболее полное и правильное определение круговорота веществ:
а) Поглощение и выделение организмом веществ.
б) Свойство живых организмов, помогающее им двигаться.
в) Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.
Как изменяется условия в болотной экосистеме, если круговорот в ней будет не замкнут? Отметь ✔неправильный ответ:
а) В болоте будет накапливаться торф.
б) Все обитатели экосистемы погибнут.
в) На месте болота образуется луг.
Какие растения размножаются спорами?
а) хвойные;
б) цветковые;
в) грибы, водоросли, папоротник, мхи, хвощи
Какой орган питает всё растение?
а) корень;
б) листья;
в) стебель.
Пресмыкающиеся:
а) лягушка, жаба, тритон;
б) собака, тигр, заяц;
в) ящерица, змея, черепаха.
За что земноводные получили своё название?
а) за то, что они холоднокровные;
б) за то, что они позвоночные;
в) за то, что живут и в воде, и на суше.
Какой скелет имеют рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери?
а) имеют наружный членистый скелет;
б) имеют внутренний скелет-позвоночник;
в) не имеют скелета.
Какой орган служит земноводным для дыхания?
а) жабры;
б) легкие;
в) трахея.
Где развивается зародыш млекопитающего?
а) внутри организма матери;
б) в яйце;
в) оба варианта не верны.
От чего защищают птицу перья?
а) Защищают тело от потери тепла.
б) Служат для защиты от диких животных.
в) оба варианта не верны.
Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
а) оседлые;
б) перелетные;
в) оба варианта не верны.
Чем питаются грибы?
а) насекомыми;
б) пыльцой и нектаром;
в) органическими веществами.
Какой век содержит 1989 год?
а) XX век
б) XII век
в) XIII век
В каком году произошла Куликовская битва?
а) 988 году;
б) 1380 году;
в) 1237 году.
Наука о прошлом человечества это:
а) история;
б) механизм управления обществом в какой-либо стране;
в) место, где человек родился и вырос.
1755г. :
а) война с французами;
б) венчание на царство Ивана Грозного;
в) открытие Московского Университета.
20. 988г.
а) принятие христианства;
б) освобождение от ордынского ига;
в) объединение славянских племен
Одна из самых распространённых в мире религий, последователей которой называют мусульманами:
а) христианство;
б) библия;
в) ислам.
Во времена Российской империи так называли людей, которые имели больше прав и свобод, чем всеостальные жители государства:
а) рабочие;
б) крестьяне;
в) дворяне.
Величайший русский поэт, создавший современный русский литературный язык, которым мы пользуемся до сих пор. С него начинается Золотой век русской культуры.
а) Александр Сергеевич Пушкин;
б) Михаил Васильевич Ломоносов;
в) Виктор Михайлович Васнецов.
Глава государства избранный народом:
а) партия;
б) монах;
в) президент.
Один из символов государства, его эмблема:
а) флаг;
б) эмблема;
в) герб.
Основной закон государства:
а) конституция;
б) демократия;
в) гимн.
Как называется славянская азбука, созданная монахами – учёными Кириллом и Мефодием?
а) азбука;
б) букварь;
в) кириллица.
Европейские знатные воины, которые сражались в конном строю в железных доспехах.
а) рыцари;
б) князья;
в) стрельцы.
Столица нашего государства.
а) Санкт-Петербург;
б) Москва;
в) Минск.
Годы Великой Отечественной войны.
а) 1799-1837 годы;
б) 1941-1945 годы;
в) 1611-1613 годы.