Рабочая программа по литературному чтению по образовательной системе Школа 2100 (3 класс).


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол № 1 от 29 августа 2016 г.
Руководитель МО учителей
начальных классов
____________Емельянова А.И.
29 августа 2016 г. УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №43»
г. Чебоксары
____________________Л.Л.Петрова30 августа 2016 г.
Приказ от 30.08. 2016 года
№ 120
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
в 3 Е классе на 2016 – 2017 учебный год
учителя начальных классов
Алексеевой Екатерины Владиславовны
Программа разработана на основе:
Образовательной программы по предмету «Литературное чтение» под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, издательство «Баласс», 2011 год УМК «Школа 2100»
федерального государственного образовательного стандарта общего образования, 2009 г.;
учебного плана школы
г. Чебоксары, 2016 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета по литературному чтению:
3 класс
Личностные результаты
У обучающего будут сформированы Обучающийся получит возможность для формирования
–эмоциональность: умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
–чувство прекрасного–умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
–любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
–понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
–интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличиесобственныхчитательскихприоритетовиуважительноеотношениекпредпочтениямдругихлюдей;
–ориентация в нравственном содержании и смысле поступков–своих и окружающих людей;
– этические чувства– совести, вины, стыда– как регуляторы морального поведения.
- понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
- понятие об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
- чувства ответственности за мир природы;
- умение оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений.
Для достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты– диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУДОбучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
–составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
–работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Познавательные УУД
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах
олицетворения;
–соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
(сплошной текст; не сплошной текст–иллюстрация, таблица, схема);
–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять план, таблицу, схему);
–пользоваться словарями, справочниками;
–осуществлять анализ и синтез;
–устанавливать причинно-следственные связи;
–строить рассуждения. - пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
- понимать структуру построения рассуждения;
- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
–оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
–высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
–задавать вопросы.
-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного;
- проявлять самостоятельность в групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- выбирать способы деятельности в коллективной работе, осуществлять рефлексию, контролировать и оценивать результаты.
Предметные результаты
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
–воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
–осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
–самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
–самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
–делить текст на части, составлять простой план;
–самостоятельно формулировать главную мысль текста;
–находить в тексте материал для характеристики героя;
–подробно и выборочно пересказывать текст;
–составлять рассказ-характеристику героя;
–составлять устные и письменные описания;
–по ходу чтения представлять картины, устно выражать(рисовать) то, что представили;
–высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста(что понравилось из прочитанного и почему);
–относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
–различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
–видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты.
- пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
- представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
- осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
- находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
- понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
Понимать особенности жанра басни;
- определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
- находить в юмористических текстах приемы создания комического;
- оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
Круг детского чтения
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
- самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями;
- самостоятельно пользоваться разными разделами словаря;
- осуществлять выбор книги по тематике;
- готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки. - понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
- создавать презентации книг различной тематики;
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
- представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
- различать малые жанры фольклора;
- различать жанры художественной литературы;
- выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения. - находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
- обнаруживать средства художественной выразительности в тексте;
- самостоятельно находить мораль басни;
- понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
- пересказывать текст кратко, выборочно, подробно;
- читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности - сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения4- читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
- подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.
Формирование ИКТ- компетентности
Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться
- записывать и прослушивать собственный голос для использования в учебной задаче
- использовать цифровые фото и видеофиксации для учебных и творческих задач
- искать дополнительную информацию для решения учебных и познавательных задач, в т.ч. в Интернете
- разместить свою работу в информационной среде для презентаций
- планировать и осуществлять несложных наблюдения с использованием инструментов ИКТ
- создавать информационные объекты в качестве отчета о проведенных исследованиях
Содержание изучения учебного предмета
3 класс
(102 ч., 34 недели по 3часа в неделю)
1.Круг детского чтения
Прощание с летом (4ч).Стихи Б.Заходера, К. Бальмонта, рассказы В.Драгунского, Э.Успенского, Л. Симоновой о лете.
Летние путешествия и приключения (15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С.Голицына, И.Дика, Б.Емельянова, М.Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А.Чехова, А.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки(11ч). Стихи Б.Заходера, О.Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э.Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных ,но очень увлекательных уроках. Л. Я. Агакова, «Паттăр Çапук» (Стёпа-герой)
«Глухая пора листопада...» (6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта,Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...»(11ч). Русские и чувашские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X.Андерсена, А.Волкова, пьеса-сказка С.Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...»(9 ч).Стихи К.Бальмонта, С.Есенина, Б.Пастернака, И.Бродского, Д.Самойлова, А.Башлачёва, Ю.Мориц, А.Барто, рассказы В.Бианки, В.Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (6ч). Стихи В.Берестова, Ю.Мориц, Г.Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю.Коваля, Ю.Коринца, В.Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.  Петр Сялгузь «Вăтанчăк автан» (Стеснительный петух)
Мы с мамой и папой (9ч).Стихи А. Барто, С.Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» (6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (5ч). Весёлые юмористические стихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...»(5ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б.Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В.Драгунского о военном детстве. «Çĕньял ачисем» (Дети Синьяла) Евы Лисиной
Родная земля (4ч). Произведения К.Паустовского, Г.Цыферова и других писателей о России, о любви к родной Чувашской земле.
2.Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1)способ чтения – чтение целыми словами;
2)правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3)скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;4)установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словам и про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
3.Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
–выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
–составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана –повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
–сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
–самостоятельно составлять план рассказа о герое;
–отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание походу чтения или слушания;
–использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
4.Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
–портрет;
–детали биографии (что известно о его жизни);
–черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
–речь героя как средство его характеристики;
–отношение автора к герою;
–собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
5.Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой»–«рассказчик»–«автор». Повесть, её отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во2-мклассе.
6.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).Развитие устной и письменной речи
Обучение:
–подробному и краткому пересказу текста по плану;
–выборочному пересказу текста;
–словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
–составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы(сочинения)по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.
По итогам изучения предмета «Литературное чтение» проводится промежуточная аттестация в форме итогового тестирования в конце учебного года.
Тематическое планирование ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В 3Б КЛАССЕ
на 2018– 2019у.г.
№ п/пРаздел Тема урока Количество часов Примечание
1 Знакомство с учебником. Стихотворения Г.Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю.Кима «Светлый день», чувашская писательница Людмила Симонова «Выходи на солышко» 1 2 Прощание с летом Чем можно гордиться? (Рассказ В.Драгунского «Англичанин Павля») 1 3 «Взрослая» жизнь дяди Федора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э.Успенского) 1 4 Лето волшебное и разное (Стихотворения К.Бальмонта «Капля» и Б.Заходера «Что красивее всего?») 1 5 Летние путешествия и приключения Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» 1 6 Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») 2 7 8 Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») 1 9 Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») 1 10 Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») 2 11 12 Чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») 1 13 Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») 1 14-15
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») 3 Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома») 2 16-17 18 Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 1 19 Обучающее сочинение 1 20 Природа летом Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака
«За поворотом» 1 21 Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») 1 22 Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты») 1 23 Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») 1 24 Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») 1 25 В. Бианки «Неслышимка» 1 26 Обобщение по разделу. Проверочная работа №2 1 27 Уроки и переменки Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») 2 28 29 Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради) 1 30-31 Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») 2 32 Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») 1 33-34 Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») 2 35 Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста 1 36 Обобщение по разделу. Проверочная работа № 3 1 37 Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. 1 38 «Глухая пора листопада…» Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») Л. Я. Агакова, «Паттăр Çапук» (Стёпа-герой) 1 39 Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») 1 40 Стихи о «близости снега». (Г.Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом») 1 41 Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») 1 42 Обобщение по разделу. Проверочная работа № 4 1 43 Внеклассное чтение.
Знакомство с современными детскими журналами 1 44 «И кот ученый свои мне сказки говорил…» Введение в раздел. Стихотворения Г.Сапгира «Леса-чудеса», В.Берестова«Сказка», чувашская писательница Светлана Гордеева «Верить в чудеса» 1 45 «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса», чувашская народная сказка «Большой Заяц») 1 46 Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») 1 47 Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход») 1 48 За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») 1 49 Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») 1 50 Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») 1 51 Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла» )1 52 Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла».Проверочная работа № 5 1 53 Внеклассное чтение по разделу 6 1 54 Обучающее сочинение 1 55 «Поет зима, аукает…» Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») 1 56 «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером») 1 57 В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») 1 58 Урок- практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» 1 59 Зимние впечатления. (Стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») 1 60 Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») 1 61 Обобщение по разделу. Проверочная работа №6 1 62 Обучающее сочинение 1 63 Внеклассное чтение по разделу 7 1 64 Животные в нашем доме Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира«Морская собака, Петр Сялгузь «Вăтанчăк автан» (Стеснительный петух) 1 65 У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») 1 66 Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») 1 67 Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») 1 68 Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») 1 69 Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7 1 70 Мы с мамой и папой Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» 1 71 Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)1 72 Подарки – это серьёзное дело. (Ю.Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А.Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)1 73 Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») 1 74 Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») 1 75 Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») 1 76 Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным) 1 77 Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 1 78 Обобщение по разделу. Проверочная работа №8 1 79 «Наполним музыкой сердца…» Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) 1 80 Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») 1 81 Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») 1 82 Сказка о маленьком Моцарте (Г.Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)1 83 Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») 1 84 Обобщение по разделу. Проверочная работа № 9 1 85 День смеха Введение в раздел. Стихотворения Г.Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» 1 86 Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») 1 87 Весёлые стихи. (Двустишия О.Григорьева, стихотворение Ю.Мориц «Малиновая кошка») 1 88 «О весна, без конца и без краю Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А.Блока «Ветер принес издалёка...») 1 89 Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи») 1 90 Проверка уровня развития читательских умений.А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты» 1 91 Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)
1 92 Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа по разделам 11-12. 1 93 Введение в раздел. А.Ахматова «Памяти друга» 1 94 День Победы Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») 1 95 Стихи о войне. (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б.Окуджава «Король», А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») 1 96 Внеклассное чтение по разделу 13 1 97 Родная земля Введение в раздел. К.Паустовский «Бескорыстие» 1 98 Что такое Родина? (В.Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги: «Ты, Россия моя», Б.Окуджава «Песенка об Арбате») «Çĕньял ачисем» (Дети Синьяла) Евы Лисиной1 99 Заключительный урок. С.Козлов, Г.Цыферов «Где живёт солнце?» 1 100 Заключительный урок внеклассного чтения 1 101 Обобщение по разделам 13–14. Проверочная работа № 10 1 102 Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование 1