Отличительные особенности обучения русскому языку и литературе по образовательной системе Школа-2100

Отличительные особенности обучения русскому языку и литературе по образовательной системе «Школа – 2100»
С.Ф.Горбунова,
учитель начальных классов
МБОУ НШ № 30, г. Сургут

В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».
Всем этим обладает серия учебников по литературному чтению Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой. Жанровое своеобразие учебника позволяет совершенствовать навыки в сознательном, правильном, беглом и выразительном чтении учащихся, а так же закреплять умения работать с текстом, вести словарно-фразеологическую работу.
Формы проведения уроков различны: это уроки сказки, викторины и т. д., которые можно использовать полностью или частично, встраивая их в свой план урока. Учебник литературного чтения помогает детям освоиться в Мире культуры и в конечном итоге усвоить нравственные ценности и идеалы человечества. Уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоение учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности. В этом помогают и тетради по литературному чтению.
Обновление содержания обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания, благоприятствует развитию ребенка, как личности, активирует умственную деятельность, дает возможность для полноценного развития речевых способностей учащихся. Очевидно, что нормативное, традиционное обучение (стиль, средства, формы организации учебного материала) далеко не в полной мере соответствует духу времени. Его рамки тесны для решения задач развивающего обучения. Изменяя стиль обучения, выдвигая на первый план активные его формы: сотрудничество сотворчество на уроке, педагог выявляет и развивает творческие возможности ученика, способного вместе с учителем прийти новыми путями к знаниям, формируемым одновременно с умениями.
Реализуя технологию проблемно-диагностического обучения и осуществляя деятельностный подход к обучению, педагог способствует физическому и психическому развитию школьников, обеспечивают самостоятельную, творческую деятельность каждого ребенка.
Основная цель курса русского языка и литературы – помимо развития орфографических навыков и расширения словарного запаса – обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения.
На уроке русского языка я использовала такие приемы постановки проблемы как «сталкивание разных мнений учеников», прием «яркого пятна», так же использовался художественный текст для активизации умственной деятельности, на уроках создавались проблемные ситуации.
Такие уроки формируют новую грамотность: сочетание осваиваемых детьми лингвистических коммуникативных навыков, умение работать с определенными материалами, продуктами умственного труда. Большое значение имеет применение принципа минимакса.
Процесс овладение русским языком может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому способствует участие детей в планировании и проведении всех или большинства этапов урока, в овладении учениками новым материалом, дети сами делают выводы и обобщении. Специально разработанные Р.Н.Бунеевым и Е.В.Бунеевой задания и упражнения направлены на углубленное овладение учебным материалом и развитие таких качеств как речь, внимание, память, наблюдательность.








Горбунова С.Ф. МОУ ООШ №30



15