Консультация для родителей Развиваем связную речь ребенка дома


 Одним из основных показателей уровня развития ребенка является богатство его речи. И от этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешная учеба в школе. Вот поэтому очень большое внимание в детском саду уделяется этому направлению.
        Умение общаться, познавать мир – все это начинается с развития речи. И чем раньше начать развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, тем успешнее будет работа.
        Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок был самым успешным, здоровым, учился с желанием, радостью. Но, достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении школьной программы.
Среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в школе, большое значение приобретает связная речь. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают занятия с логопедом. Для них «логопедизация» семейной воспитательной среды обязательна. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Ведь любому ростку легче расцвести на взрыхлённой и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.    Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.    Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).    Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).    Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.   А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.       Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».   Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.   Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.   На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.    Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.    Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.Особое внимание нужно обратить на слух. Слуху принадлежит большая роль во владении ребенком речью. Слыша речь, звуки, ребенок начинает их повторять. При снижении слуха ребенок лишается возможности нормально воспринимать речь. Слух ребенка необходимо оберегать от разных сильных звуковых воздействий (радио, телевизор, громкая музыка).
        К подготовительной группе у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие. Он должен на слух отличать звонкие от глухих, твердые от мягких звуков, иначе это в школе проявится при письме.
        Для развития фонематического слуха полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Кто позвал?».Закрыть глаза и послушать звуки квартиры (улицы, природы), затем открыть глаза и рассказать что слышали. А можно усложнить, в одинаковые баночки насыпать горох, фасоль, гречку, манку и т.д. Манку услышать труднее всего. Если ребенок ее не слышат, значит слух его понижен.
        Очень важно взрослым следить за своей речью, за своим произношением, говорить спокойно, четко произносить звуки и слова.
        Нельзя ругать ребенка за плохую речь, неправильное звукопроизношение или требовать, чтобы он верно повторял трудное для него слово.
        Важно, что звучит вокруг ребенка, какие слова произносят, каким голосом. Как общаются взрослые не только с ребенком, но и между собой - ведь их речь воспринимается как норма.
        Дома чаще читайте. У детей должна быть детская библиотека: К. Чуковский, С. Я. Маршак, Н. Носов, Пришвин, Чарушин «О животных» и стихи Агнии Барто.
        На прогулке наблюдайте за явлениями природы , деревьями, птицами, обсуждайте увиденное.
        Налаживайте речевой эмоциональной контакт.   Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.