Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.


Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Обобщение опыта учителя-словесника МБОУ СОШ №1 г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Закревской Алевтины Павловны Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский Новые программы и учебники требуют от учителей-словесников формировать и совершенствовать умственные действия учащихся, активизировать их мыслительную и познавательную деятельность в процессе усвоения ими знаний. Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, которые необходимо запомнить. Учителя и ученики называют их словарными или словами с непроверяемыми написаниями. Существует множество эффективных приемов работы с этими словами. Одним из них является этап предъявления трудных слов. Этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных элементов:зрительное и слуховое восприятие слов (дети смотрят на доску, учитель произносит слова вслух);запоминание с опорой на главный тип памяти;запись слов под диктовку;самоконтроль. Наиболее рациональные способы запоминания трудных слов. проговорить вслух негромко по одному слову по слогам, потом закрытьглаза, чтобы представить слово написанным, а затем снова открыть глаза ипроверить себя;молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;проговорить слова по слогам соседу по парте.Выбор одного из этих способов запоминания не должен быть случайным. Нужна система. Постоянно учитывать тип памяти ребенка(зрительная, слуховая, моторная) Этап закрепления работы с трудными словами и его рациональные приёмы 1.Подбор однокоренных слов2.Составление с ними словосочетаний и предложений3.Определение их лексического значения по словарю4.Подготовка сообщений о их происхождении5.Работа с их графической записью (словообразование)6.Самоконтроль. Формы работы, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность учащихся ВзаимопроверкаГрафический диктантУстный синтаксический разбор предложений с сигнальными карточками и работа с перфокартами.Составление алгоритмов и работа с нимиРабота с карточками- информаторамиРабота с лингвистическими тренажёрамиРабота с перфоконвертамиРабота по опорным конспектам и таблицам. Самостоятельное изучение программного материала Обсуждение на уроке результатов их обязательной деятельности Виды уроков, способствующие активизации мыслительной и познавательной деятельности Урок – поискУрок –диспутУрок-практикумУрок-путешествиеУрок-семинарУроки -семинары характеризуются двумя взаимосвязанными признаками Классификация по виду деятельности на уроке проблемно-поисковые технологии обучениятехнологии исследовательской деятельноститехнологии моделирующего обучениякоммуникативно-диалоговые технологии Технологии развития умственной деятельности учащихся Главная цель – развитие познавательной деятельности, интереса, активности, мотивированного выбора варианта решения поставленных задач. Основные черты технологий развития умственной деятельности Процессуально-целевая ориентация;Относительная целостность;Ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;Процесс обучения представляется как творческий поиск решения познавательных задач;Познавательная рефлексия над результатом и процессом познания;Активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);Позиция педагога – «партнёр по учебному исследованию»;Измеряемость и воспроизводимость результатов. Метод проектов на уроках русского языка и литературы, способствующий активизации мыслительной и познавательной деятельности Типы проектовИсследовательские (эссе, рефераты)Творческие (газета, видеофильмы, выставки)Игровые (сценарий праздника, кроссворды, фрагменты уроков)Информационные (различные сообщения, доклады)Практико-ориентированные(справочный материал, наглядное пособие) Морфологический способ 1)2)3)4)букв. +букв. ;зв. +зв. и др. 5)без и без Взрослые и дети приняли активное участие в городском субботнике. Подлежащее – красного цветаСказуемое - зеленого цветаОпределение – желтого цветаОбстоятельство – синего цветаДополнение – коричневого цвета. Алгоритм разбора слова по составу измени форму слова (поставь в другом падеже, лице, числе) и найди изменяющуюся часть – это и есть окончание;сопоставь данное слово с родственными и определи общую для них часть – это корень;установи, в какой последовательности и с помощью каких словообразовательных элементов создавалось слово. Морфемы, стоящие после корня, – это суффиксы, перед корнем – приставки. Выбери из данных слов те, которые относятся к профессии врача, и запиши их в рамке. С одним из них составь предложение Забой, краски, вата, картина, бюллетень, прокурор, чертеж, шприц, рецепт, самолет, бинт, грелка, пекарь, лекарство, палитра, нота, хирург