Проект Казахский национальный танец

Root EntryРайонный отдел образования и спорта
Акмолинской области



Средняя школа № 1



Работу выполнили: Ломаева Мария
Чирик Татьяна

Тема работы: «Казахский национальный танец –
звенящая струна духовной культуры
народа»

Направление: исторические памятники, перспективно-
туристические маршруты.

Секция: этнокультуроведение

Руководитель проекта: Чирик О.В.







Есиль. 2010 год






Оглавление

АБСТРАКТ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I. Из истории развития казахского народного танца. 6

Этапы развития казахского народного танца 6

1.2. Известные исполнители и ансамбли казахского народного
танца.9
1.3. Развитие танцевального искусства городе Есиле 11
ГЛАВА II. Основные формы казахского народного танца

2.1. Особенности форм народной хореографии ..12

Позиции рук и ног в казахском танце ....15

2.3. Описание движений казахского народного танца .16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА. 18



















Абстракт

Общая характеристика проекта:
информационный, иллюстративный, творческий и прикладной проект;
затрагивает историю, географию, искусство, следовательно межпредметный;
может быть использован в дальнейшем на уроках истории, географии, познании мира, на классных часах, кружках;
выполняется во внеурочное время на протяжении нескольких месяцев – долгосрочный.

Цель исследования:
проследить историю развития казахского народного танца;
- освоение танцевальных форм казахского народного танца.


Гипотеза работы: мы предположили, что изучение форм казахского
народного танца будет способствовать развитию хореографический
культуры.

Объектом исследования является становление казахского народного танца от зарождения до наших времен.
Предметом исследования является формирование форм казахского национального танца.

Метод проведения исследования:
изучение различных источников (литература);
обработка собранного материала.
- анкетирование и опрос учащихся
Время проведения исследования: 2008–2010 учебный год.

Этапы работы:
1. Определение формы и целей работы (январь 2008 год)
Сбор теоретических и иллюстративных материалов ((февраль 2005 г. – декабрь 2005 г.)
Разучивание танцевальных движений .)
Обработка материалов, выступление на творческом отчете
Участие в защите проекта в СШ № 1





Введение

Настоящая творческая работа посвящена изучению казахского народного танца.
Танцы один из популярнейших видов художественного творчества. Танец является ярким, красочным творением поколений, эмоциональным, художественным, специфическим отображением многовековой многообразной жизни, воплощающий в себе творческую фантазию и глубину народных чувств.. Танец показывает быт казахского народа, его любовь к искусству. В своей работе мы прослеживаем этапы развития казахского народного танца. Расскажем о наиболее известных исполнителях казахского народного танца. Дадим описание танцевальных движений , таких как «Шаш сыйпау», « Камыр илеу», «Толкын» и другие.
Актуальность исследования обусловлена тем, что танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений в танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этимической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Цель нашей работы узнать историю развития казахского народного танца; дать описание нескольких танцевальных движений казахского народного танца.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы решаются следующие задачи:
Изучить литературные источники, позволяющие проследить историю развития казахского народного танца.
изучить и освоить элементы казахского народного танца.
В целях изучения данной темы мы встречались с учителями истории, пения, хореографии, посетили детскую и городскую библиотеки нашего города, работали в городском архиве, использовали Интернет.


























Глава I. Из истории развития казахского народного танца
“Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться”.
В.О.Ключевский


ТАНЕЦ - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник Танца разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, преображались - это привело к возникновению искусства Танца, являющегося одним из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Танец. постепенно приобрел значение самостоятельного искусства. Созданные талантливыми представителями народа, Танцы. получали распространение, совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая. выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой. На этой основе стал формироваться проф. сценический танец.
1.1 Этапы развития казахского народного танца
Историю развития танца рассмотрим в общих рамках основных этапов этногенеза казахской нации, учитывая общепринятые исторические периоды.
Первый этап: VII-V вв. до н. э. конец XV начало XVI вв. н. э. Наиболее древними памятниками синкретического искусства и, в частности, танцевального творчества насельников степи являются петроглифы и наскальные изображения в горах Чулак и ущелье Тамгалы, раскрывающие танцевальное творчество и духовный мир предков казахов. Опираясь на наскальные изображения непосредственно и на их расшифровку крупнейшими учеными-археологами А. Окладниковым, А. Маргуланом, А. Бернштамом, К. Акишевым, Я. Шером, А. Максимовой и другими, представляется возможным проследить исторический путь становления казахской танцевальной культуры. (см. Приложение №1)
Ко второму этапу (конец XV - начало XVI вв. до середины XVIII в.) относятся следующие немногочисленные исторические факты. Известный этнограф-путешественник И. Георги при описании быта казахов XVIII века на первое место в обычаях праздничных дней ставит в числе прочих и народный танец: «будя же все благополучно, то веселятся несколько дней пированием, пляскою, песнями, рассказами, ездою взапуски, стрелянием в цель и прочее». Состязания в таких областях народной культуры, как айтысы, обрядово-массовые песни «жар-жар», игры «кокпар», «аркан тарту» и многие другие, развивали не только песенно-поэтическое искусство и эстетическое чувство, но и формировали нравственные идеалы казахского народа. В древности и в старину существовали и чисто танцевальные состязания, породившие танец «Утыс би» (танец-состязание).
Третий исторический период развития казахского народного танца - с середины XVIII до начала XX вв. Это время явилось для казахского общества серьезным испытанием. В 1731 году Казахстан вошел в состав России; русские ученые, писатели, журналисты, путешественники изучают историю, географию, богатства недр, культуру и быт казахского народа. Среди оставленных разнообразных этнографических материалов встречаем не только упоминание о казахских народных танцах, но и описание их характера и специфики. Имеются зарисовки танцевальных фигур. Известные русские ученые Н. Кюнер, Н. Бичурин, генерал-губернатор Восточной Сибири С. Броневский описывают в своих трудах старинные казахские танцы. Ценным источником в изучении хореографии является иллюстрированный материал, которым снабжены некоторые работы. Восприятие танцевального искусства зрительное, поэтому рисунок с изображением танцующего человека дает очень важные сведения. Запечатленные движения танцующих позволяют воссоздать пластику танцев того времени.
Четвертый исторический этап с начала XX века до 90-х гг. XX века открывает имена знаменитых народных танцоров, творчество которых носило многогранный характер. Они владели мастерством игры на различных музыкальных инструментах, виртуозно исполняли цирковые трюки, были комическими актерами, обладали техникой танцевальной пластики. К примеру, Кемпирбай Бутембаев (1834-1895), Берикбол Копенов (1861-1932) и другие были яркими народными исполнителями начала XX в., соединившие в своем творчестве различные виды музыкального и танцевального искусства. В этот исторический период у танцев уже появляются названия. Если раньше это были просто пляски, то с духовным развитием общества, культуры и искусства Казахстана рождаются более содержательные, тематические танцы, преследующие определенную цель, в них появляется сюжетность. Например, известный комик Зарубай Кулсеитов исполнял комический танец «Коян би» (танец зайца), народный акын Шашубай Кошкарбаев вскакивал на коня и исполнял танец джигита на полном ходу, стоя на седле, затем спрыгивал на землю и плясал вокруг коня. В его исполнении, по описанию очевидцев, известен непревзойденный народный танец «Ор-теке» (танец козла-прыгуна), в котором органично взаимодействовали движения ног, пластика рук, перегибы корпуса и богатая мимика лица. В 1926 году в Кзыл-Орде открывается драматический театр, где впервые на профессиональной сцене исполняются казахские танцы. В 1931 г. на Всеказахстанском слете народных талантов демонстрировали свое мастерство такие народные исполнители, как Жалпакбас Оразгалиев, Гылым Аркенов, Искак Бижибаев. Они получили высокую оценку жюри.
Пятый этап - с 90-х годов XX века становится более эффективным периодом развития казахского народного танца в республике. Именно с 90-х годов танец начинает интенсивно развиваться.
С 90-х годов танец становится объектом более глубокого исследования со стороны специалистов-хореографов. Если раньше знатоки казахской хореографии отстаивали свою точку зрения о древнем существовании танца, то исследователей современности волнуют проблемы его развития в социальном, этнохудожественном, педагогическом аспектах. Эти факторы являются основополагающими для дальнейшего развития и изучения национальной хореографии на более высоком профессиональном уровне.

1.2 Известные исполнители и ансамбли казахского народного танца.
С начала XX века до 90-х гг танцевальное искусство развивается бурными темпами.
Особая роль в дальнейшем развитии казахского танца, обогащении новыми движениями, танцевальной пластикой принадлежит Шаре Жиенкуловой (1912-1991) (см Приложение № 2) - первой профессиональной танцовщице, создавшей более 40 танцев, некоторые из которых и по сей день являются своеобразными образцами национальной хореографии.
Большое значение на развитие хореографии оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность народного артиста, профессора Д. Абирова ( см Приложение № 3 ). Своеобразными композициями, раскрывающими богатство казахской национальной пластики, являются танцы «Алтынай» Е. Брусиловского, «Бес кыз» (пять девушек), «Балбраун» Курмангазы, «Утыс би» (танец-состязание) М. Тулебаева, «Кара жорга» (черный иноходец) и другие, вошедшие в репертуар профессиональных и самодеятельных коллективов республики.
Огромный вклад в развитие казахского танца как профессионального танцевального искусства внес выдающийся балетмейстер 3. Райбаев. Его творчество носит многогранный характер. Особую тонкость движений рук, темперамент движений, богатство танцевальной пластики, технику он передал в казахских танцах, «Праздничная сюита» (из оперы М. Тулебаева «Биржам и Сара»), «Девичий лирический танец» Н. Тлендиева, «Шолпы» (Еркембекова), «Салтанат би» и многих других. Неповторимый колорит танцевальной пластики несут в себе танцы «Акку», «Ынгайток», «Шернияз» в постановках балетмейстеров Б. Аюханова, М. Тлеубаева, Ж. Байдаралина. Творчество блистательной Г. Талпаковой тоже оставило яркое впечатление в сердцах зрителей и молодых исполнителей.
Своим неповторимым хореографическим языком балетмейстер О. Всеволодская-Голушкевич (см. Приложение № 4) создала более 20-ти танцевальных композиций. Ей принадлежит первое место в возрождении древних традиций танцевальной пластики в 80-е годы XX столетия. Для ее постановочных работ очень характерны глубина образов, идейное содержание танцев. В своих балетмейстерских работах воссоздает картины древнего быта, придавая своим танцам особый национальный колорит, неповторимость танцевальной лексики, оригинальность хореографического решения и истинную народность.
Очень интересны и разнообразны бытовые танцы («Кииз-басу» - процесс кошмоваляния, «Орнек би» танец ткачихи, «Шалкыма» танец на каблучках), ритуально-обрядовые («Баксы ойыны», «Айкосак» пляски шаманов, «Жезтырнак» пляска ведьмы, «Буын би» танец суставов, «Жар-жар» свадебный обряд), воинственно-охотничьи («Сайыс» поединок, «Акат» танец по мотивам древней мужской пластики, «Клыш-пен би» танец с саблей), массовые («Алка-котан» бок о бок, «Кербез би» танец де
·