Классный час «А без друзей на свете трудно жить…»


Конспект классного часа «А без друзей на свете трудно жить…»
Автор : Токтохоева Ирина Намсараевна, учитель географии Иройской СКОШИ VIII вида.
Описание материала: конспект классного часа для учащихся 5-6 классов в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Данный материал будет полезен классным руководителям, воспитателям не только в коррекционных, но и общеобразовательных школ. У учеников формируются навыки совместной деятельности, умение договариваться. Дети учатся анализировать поступки героев, проецируют свои действия в различных ситуациях. Ребята в игровой форме получают возможность высказать свое мнение, проявить активность и свои индивидуальные качества личности. Педагог имеет возможность влиять на мнение учеников, направлять их деятельность.
Цель: формирование опыта социального общения
Задачи: формировать представление о дружбе и позитивном отношении к людям, стремление к совместной деятельности с одноклассниками, развивать навыки эффективного и безопасного общения.
Обеспечение: свеча, шарфы (3,4 шт), ручки, клубок ниток, маркеры, буквы Д,Р,У,Ж,Б,А, магниты, листы ватмана, мультимедийное оборудование, диск с релаксационной музыкой, запись фильма из сборника «Ералаш» « Лучшая подруга», пиктограммы с различными эмоциями, макеты ладошек (разноцветные).
Используемые упражнения:
«Свечка»- создание доброжелательной атмосферы в классе;
«Ладошки» - формирование позитивного отношения к товарищам;
« Сиамские близнецы» - формирование умения работать в паре, умения договорится (совместная деятельность);
« Проблемные ситуации» - формирование представлений о дружбе, умение находить выход из проблемного положения;
« Клубочек» - сплочение детского коллектива.
Подготовка кабинета: парты стоят по кругу.
Ход занятия.
Орг.момент.
Вступительное слово учителя. Упражнение « Свечка»
- Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас встать в круг. Сейчас я зажгу огонь свечи. Я хочу, чтобы он стал символом теплых, доброжелательных отношений в нашем классе. Почувствуйте тепло этого огня… Я хочу, чтобы огонек объединил нас, помог стать нам еще дружнее, узнать друг друга еще лучше.
-Прошу вас как можно бережнее передать его из рук в руки друг другу. Мне очень хочется, чтобы вы при этом пожелали друг другу чего-то доброго, сделали друг другу комплимент. (Учитель первый передает свечу ученику, свеча должна вернуться к нему).

- Мне бы хотелось бы, чтобы главными правилами жизни в нашем классе стали:
- Мы рады видеть друг друга.
- мы желаем только добра друг другу.
-мы заботимся друг о друге.
- мы уважаем друг друга.
-Подумайте, а кому мы можем сказать такие слова? (друзьям, одноклассникам, родным и хорошим знакомым)
3.) Основная часть классного часа.
-Сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Представьте себе, что слово
« дружба» требует расшифровки, но необычной. Вам нужно каждую букву, входящую в это слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия « друг» (на доске в вертикальном положении расположены карточки с буквами, входящими в это слово. (Учитель за учащимся записывает на доске).

Д – добрый, душевный, доброжелательный…
Р – решительный, рассудительны й, работящий…
У – умный, улыбчивый, уважительный… и т.д.
- прочитайте, каким же вы представляете себе настоящего друга (зачитываются все записанные определения).
- А можно ли этими словами сказать про наш классный коллектив?
( Если учащиеся дают отрицательный ответ, то разобрать почему)
- Коллектив – это когда нас много, когда мы вместе решаем общие задачи, когда помогаем друг другу во всем.
А). Работа по формированию умению работать совместно. Упражнение « Сиамские близнецы».
- Сейчас мы попробуем нарисовать портрет нашего класса. Знаете что такое портрет?...
- Подумайте, каким будет лицо нашего класса: веселым или грустным, злым, беззаботным, радостным, добрым?
Почему? (ответы детей можно аргументировать)
Посмотрите, какие из этих изображений отражают настроение нашего класса, всех нас вместе взятых? (работа с пиктограммами)
- Почему вы решили, что это веселый человек?
- Но рисовать будем не совсем обычным образом. Вы будете работать в парах, да еще и со связанными руками. Рисовать вам придется только той рукой, которая привязана к товарищу. Рисовать вы должны обязательно вместе! Попробуем!(1 пара рисует свал лица, 2- глаза, 3- брови и т.д.)
-Посмотрите на наш портрет! Передает ли он настроение класса?
- Что было труднее всего в работе?
- Что необходимо для сотрудничества? ( Уметь договорится).
- Нравится ли вам ваш рисунок (Если ответ отрицательный – разобраться в причинах).
Б.) просмотр и анализ фильма.
- Молодцы! Пусть наш портрет немного повисит на доске, а мы посмотрим веселую историю из журнала « Ералаш».
- Этот фильм называется « Лучшая подруга». Можно ли сказать это о главной героине? Почему? ( постараться запутать учащихся вопросами)
- Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?
- Как вы думаете, в следующий раз ребята придут в гости девочке?
В) Разбор проблемных ситуаций.
- Ребята, друзья часто попадают в такие ситуации, когда нужно выбирать, как себя правильно вести. Сейчас вы попробуете разобраться в нескольких таких ситуациях (учащимся предлагается выбрать карточку с заданием и решить его)
- Твой друг совершил плохой поступок, об этом узнали все, в том числе и ты. Как ты поступишь?
- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты. Твои действия?
- Твой друг занял 1е место в соревнованиях, а ты проиграл, как ты себя поведешь?
Ребята, а у вас бывают проблемы в общении? Какие?
- от чего они возникают? Как их избежать?( Выслушать ответы детей, затем обобщить).
- правильно, нужно уступать, быть сдержанным, честным, не помнить обиду, не решать проблему с помощью кулаков. Дружба – это когда все вместе, когда один за всех и … (Учащиеся заканчивают пословицу)
Г) Формирование позитивного отношения друг другу. Упражнение « Ладошки»

-Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Учитель держит в руке разноцветные макеты ладошек).
- сейчас они все вместе, как и вы сейчас. Но они все разные, как и мы с вами. Я сейчас раздам вам ладошки. Напишите на них свое имя. По моей команде будем передавать их по кругу, и вы должны будете постараться написать про человека, чья ладошка у вас окажется, что-то хорошее, доброе, пожелать этому человеку что-либо постарайтесь не повторять друг за другом. ( Ладошки передаются до тех пор, пока в руках не окажется «своя ладошка». Во время работы играет тихая
музыка)
- Прочитайте, что о вас написали товарищи. Что вы почувствовали, когда прочитали хорошие слова про себя?
- Было ли вам приятно?
-Трудно ли вам было найти добрые слова о своих одноклассниках
- Да, часто мы замечаем в окружающих отрицательные черты, а нужно находить в других хорошее.
- Подойдите, пожалуйста, к нашему портрету и прикрепите ваши ладошки там, где захочется. ( С обратной стороны уже прикреплены кусочки двустороннего скотча).
- А я хочу к нашему портрету добавить еще и правила, которые очень важны для любого коллектива! ( На табличках какой – либо формы правила: )-Мы рады видеть друг друга.
- мы желаем только добра друг другу.
-мы заботимся друг о друге.
- мы уважаем друг друга.
- мы во всем помогаем друг другу.

4. Заключительный этап. Игра « Клубочек»
- Ребята, я снова приглашаю вас в круг. У меня в руках клубок ниток. Мы будем передавать его друг другу, при этом завязывая на руке узелок. Каждый раз вы должны еще раз сказать своему товарищу то, что считаете нужным: пожелать что-либо, сделать комплимент, а может пожелать изменить что-то в себе. Итак, я начинаю.
- Посмотрите, ребята, мы все вместе, связаны одной ниткой. Мы все вместе, один дружный коллектив! А в коллективе один за всех и ….
-Молодцы! Давайте развяжем руки друг другу. Спасибо за вашу работу. А наш портрет мы повесим в классный уголок, чтобы он помогал нам выходить из сложных ситуаций, радовался вместе с нами, помогал нам жить!