Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:Знакомство с буквой З,зь


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: «Знакомство с буквой «З,з'»»
18.02.2016г.
Воспитатель подготовительной
к школе группы
МБДОУ д.с. «Пчелка»
Имангалиева Р.М.
Цели: Обучающие:
Учить определять место звука «З» в слове (в начале, в середине, в конце).
Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
Развивающие:
Научить чётко произносить звук [з] и [з'], дифференцировать их на слух и в произношении.
Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.
Воспитательные:
Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Повышать речевую активность.
Воспитывать культуру речевого общения.
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.
Закрепить знание гласных и согласных звуков.
Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом.
 
Ход НОД:
Организация группы.
Постановка целей и задач занятия.
Воспитатель: ребята, посмотрите у нас сегодня не обычное занятие, к нам пришли гости, но это не простые гости, а…. (звук смс) - Что это?
Воспитатель: - Ребята! К нам пришло электронное письмо! Написано: «От Деда Грамотея»! Давайте прочитаем, что пишет нам Дед Грамотей.
«Дорогие ребята!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я хочу убедиться и прислал своих помощников ( это ваши гости, которые сидят на вашем занятии), чтобы они проверили ваши знания. В этой посылке лежат мои задания. Отгадайте и выполните мои загадки и задания. Их ровно 4. Выполнив всё правильно - узнаете, где лежат мои подарки для самых любознательных и внимательных. Желаю успеха!
                                                                                            Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну что покажем Деду Грамотею, что мы действительно любим учиться и заниматься?
(Ответы детей)
Знакомство с новой темой.
Воспитатель: А вот и первое задание в письме.

Шляпка большаяНа ноге сидит,В дождик вырастает,Хоть совсем не гриб.Я его беру с собой,Не нужна мне шляпа,Разверну над головой,Если дождь закапал. ( Это зонт!)
о Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь. (Корзина)
Воспитатель: А что нужно делать – то? Как вы думаете? (составить модель слова).
_Звуко-буквенный анализ слова «ЗОНТ». Запись модели слова.
Воспитатель: А вам все здесь понятно? Мне кажется, мы что-то упустили! (Дети говорят, что не учили буквы «З».)
Так давайте с ней познакомимся! Мы знаем звук «З» (зудят комарики) как надо произносить этот звук? - Какой он?(Согласный, может быть твердым и мягким). - Найдем в сочетания звуков которые нужно читать мягко, и отдельно и твердые сочетания. (на экране лента звуков -за,-зя, -зо, зё и т .д.) - Как пишется этот звук? (выставляется буква «З»).
- На что похожа эта буква? ( На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. 3 - не просто завитушка, 3 - пружина, крендель, стружка. ) - Где она находится в алфавите?
Воспитатель: Ну что же, мы познакомились с буквой «З» уже пора составить модель слова «зонт».
Воспитатель: И второе слово тоже ждет вашего решения.
Звуко-буквенный анализ слова «корзина». Составление модели слова корзина.
Игра: «Живые модели», с последующим называнием звуков слова и его чтением.
Воспитатель: Где в слове «зонт» находится звук «З»? А в слове «корзина»?
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Я думаю, Дед Грамотей будет доволен!
Закрепление знаний.
Воспитатель: (на экране читает задание) Слушайте второе задание – подсказку. Откройте учебник на странице 35 и найдите сочетания в словах. Назовите сначала слова, объясняя значения слов. А потом найдите сочетания, соединяя их со словами простым карандашом.
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием.
Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за воспитателем.)
Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»
Пальцы эти — все бойцы. (Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.) Удалые молодцы. (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Два — больших и крепких малых (Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.) И солдат в боях бывалых,
Два — гвардейца-храбреца, (Показывают указательные пальцы)
Два — сметливых молодца, (Показывают средние пальцы)
Два — героя безымянных, ( Показывают безымянные пальцы)
Но в работе очень рьяных,
Два мизинца-коротышки — (Показывают мизинцы) Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять — (Поочередно считают пальцы на левой руке, начиная с мизинца, затем на правой). Будем молодцев считать. (2 раза) Пальцы встали дружно в ряд — (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Десять крепеньких солдат.

Закрепление знаний (продолжение).
Воспитатель: (по листочку читает задание) Послушайте третье задание: нужно прочитать слова на стр.35, поставив ударение простым карандашом, объясняя их значение, и их местонахождение на странице.
Рефлексия.
Воспитатель: (по листочку читает задание) А задание четвертое такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Деду Грамотею!  
                 
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
Солнце светит очень ярко,
    Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
Итоги занятия.
Воспитатель: Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами потрудились на славу. Я думаю, Дед Грамотей будет доволен. А что нам скажут его помощники? Помните про подарки? Дед Грамотей еще не раз придет к нам в гости.