Урок русского языка Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Шиллер Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №199 города Новосибирска
Учитель начальных классов
ТЕМА УРОКА: Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове; воспроизводить знания о парных и непарных по твёрдости мягкости согласных звуках, а также о роли букв е, ё, ю, я в слове; обучать правильному обозначению на письме твёрдых и мягких согласных звуков.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
учащиеся научатся распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал фишки (зелёного и синего цвета); сигнальные карточка с синим и зелёным цветом; карточки со словами «ребята», «в», «купались», «реке».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
 Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Записываем число, классная работа.
2. Актуализация знаний
(На доске записаны слова.)
Реки, лужа, окна, тюлени, вагоны, Петя.
- Прочитайте слова.
- На какие группы можно поделить слова?
- По какому признаку вы разделили слова на эти группы?
- Как обозначена мягкости согласных на письме?
- Как обозначена твёрдость согласных на письме?
 Самостоятельная работа
Работа в тетради (с. 43, упр. 4)
Запишите в алфавитном порядке буквы, которые могут стоять в слове после букв, обозначающих мягкий согласный звук.
Запишите в алфавитном порядке буквы, которые могут стоять в слове после букв, обозначающих твёрдый согласный звук.
Способ проверки: 1. Самопроверка по учебнику на с. 83, упр. 5; 2. Взаимопроверка.

3. Целеполагание
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема нашего урока «Обозначение мягкости согласных звуков на письме».
Учебная познавательная задача урока «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?»
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначение со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.
 4. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 83, упр. 5)
Работа по определению твёрдости и мягкости согласных звуков и их обозначения на письме буквами.
Произнесите каждую пару звуков.
Определите, одинаково ли звучат эти звуки? Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме?
Произнесите звуки, которые не имеют пары.
Определите, какие из них твёрдые, а какие мягкие.
Объясните, для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква ь.
Заслушиваются ответы учащихся.
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 84, упр. 6)
 Прочитайте стихотворение.
Определите, какая мысль выражена в стихотворении.
Словарная работа
 Кто не хочет войны? (Ребята.)
- Что обозначает слово ребята? (Слово образовалось от слова ребёнок. Словом ребята называют детей.)
- В этом предложении нам встретилось новое словарное слово - ребята. Давайте запишем его в словарик. Сделаем анализ этого слова (звуко-буквенный разбор)
Спишите первое предложение.
Выполните задания к упражнению.
Обратите внимание на правописание слова ребята.
Физминутка
Работа по учебнику (с. 84, упр. 7)
 Прочитайте загадку.
Какая это загадка: народная или авторская? Обоснуйте свой ответ. (Это авторская загадка. Автор Т. Белозёров.)
Прочитайте задания к упражнению. Выполните задания.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа с сигнальными карточками (обратная связь)
Игра «Молчанка»
Я буду называть слово, а вы должны определить, с какого звука начинается слово: если с мягкого согласного звука поднимаете сигнальную карточку зелёного цвета, если же слово начинается с твёрдого согласного звука, то показываете карточку синего цвета.
Лес, мэр, сыр, рак, мел, мир, ток, люк, ряд, лук, тюк, лёд, ком.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Игра «Живое предложение»
Условия игры: у некоторых детей на парте лежат карточки со словами.
 

 
Поиграем в игру «Живое предложение». Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Определите это слово на одной из карточек.
Дети выходят с карточками. Совещаются несколько секунд и составляют предложение. Стоя перед классом, они поднимают вверх карточки и показывают остальным учащимся. (Ребята купались в реке.)
Сколько слов в данном предложении?
Почему маленькое слово «Ребята» написано с большой буквы?
Написание какого слова надо запомнить? Почему? (Слово ребята словарное слово.)
Укажите слово, в котором все согласные мягкие. (Реке.)
Запишите по памяти это предложение.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Игра «Звуковая мозаика»
Условия игры: Прочитать транскрипцию слов и записать их в тетрадь.
Коньки, пенал, ягода, ребята.
Способ проверки: самопроверка
6. Подведение итогов урока
О чём говорили на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что не поняли?
7. Рефлексия
 Закончите предложения.
Мы работали над темой ...
Мы выполняли задания ...
Мне было интересно ...
Я считаю, что познавательная задача урока ...

·
Рисунок 2Цђ Заголовок 215