Литература Н. Носов Как Незнайка сочинял стихи



Тема урока: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».
Цели урока:
Ознакомить учащихся с творчеством Н. Носова, познакомить с произведением, учить осознанному и выразительному чтению, работать в группе, работать с текстом, работать над совершенствованием навыков чтения.
Развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора.
Воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: выставка книг писателя, карточки.
Ход урока
Организационный момент
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Мотивация учебной деятельности.
Работа над стихотворением.
Послушайте небольшое стихотворение и скажите, какие чувства у вас возникли при его прослушивании.
Мне смешинка в рот попала –
Целый час я хохотала,
А потом пришёл Алёшка,
Посмеялись мы немножко,
А потом пришла Маринка,
К ней запрыгнула смешинка.
Мы так дружно хохотали,
Что немножечко устали.
А смешинка прыг да скок –
Ускакала за порог.
Мы Алёшку пощекочем –
Завтра снова захохочем.
Беседа.
- Как меняется выражение лица человека, когда он смеется? Покажите мне свои улыбающиеся лица, своему соседу по парте. Посмотрите на героев мультфильмов.
- Какие чувства, эмоции они у вас вызвали? (Веселые, смешные)
Подбор ассоциаций к слову смех.

смех



Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.
- Героем сегодняшнего урока будет один сказочный персонаж, которого вы отгадаете, прослушав мою загадку.
Работа над загадкой.
Коротышка озорной,В яркой шляпе голубой.Неумейка и зазнайка,И зовут его…. . (Незнайка)
Беседа
- Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели м\ф)
- Что вы о нем знаете?
Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из повести-сказки «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова, историей его жизни и творчества.
2. Сообщение учителя.
-Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.
Рассказ учителя о творчестве Н.Н.Носова.
(Рассказ сопровождается показом слайдов)
- Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок.
В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.
Работа над произведением.
- Словарная работа
Авоська- разговорное название сетки, сетчатой, сплетённой из
верёвки хозяйственной сумки, используемой преимущественно для
посещения магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места…
Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.
Дразнилки- вид детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), физические недостатки и внешность.
Рифма- однозвучие конечных слогов, в стихах.
Юмор – умение видеть и показывать смешное.
Восприятие и осознание нового материала
Чтение текста по частям
Составление плана по содержанию. Определение идеи произведения.
Беседа по содержанию
1 часть
- Как назывался город, в котором жили коротышки?
- Как называли мальчиков и девочек в этом городе?
- Кто был самым известным в Цветочном городе?
2 часть
- Кто учил Незнайку сочинять стихи? (Цветик)
- Как Цветик объяснил Незнайке, что такое рифма?
3 часть
- Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?
- Понравились ли эти стихи друзьям?
- Почему не понравились?
ФизминуткаУчащиеся выполняют движения за словами учителя.
Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся.
Хочет мышцы он размять и немного поскакать.
Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит,
А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться.
Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть.
Закрепление и осмысление знаний
Работа в парах
-Перечислите героев, с которыми мы встретились в нашем произведении. Кого из героев можно назвать главным?
Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа в группах.
Наш герой упражнялся в сочинении стихов, но его стихи не принесли ему славы. Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки.
- Согласно проведенной жеребьевке по жетонам с названием групп: «Знайки», «Пилюльки», «Шпунтики», «Цветики», «Торопыжки», «Авоськи»
Каждая группа выбирает спикера.
Спикер получает конверт с заданием: подобрать рифму к предложенному началу стихотворения.
Тематика конвертов:
1. Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под … горой.
2. Мы делили апельсин,
Много нас, а он … один.
3. Доедая с маслом булку,
Братья шли по … переулку.
4. Шевелились у цветка,
Все четыре… лепестка.
5. В небе плыли облака,
Под горой … текла река.
6. На болоте стоит пень,
Обойти его мне … лень.
7. Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках … снегири.
8. На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек … стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком… булку.
- Написание «Эссе» на тему
«Я - Незнайка», «Я- автор»
VII. Домашнее задание
Попробуйте дома стать настоящими поэтами и сочинить небольшое стихотворение о каком-нибудь герое Цветочного города. Прочитайте произведение своим родным, подготовьте его пересказ по плану.