Взаимотренаж на уроках математики 5 класса


Тушинова С.Р., учитель математики
МАОУ СОШ№46 г.Улан-Удэ РБ
Взаимотренаж на уроках математики
Методика взаимотренажа предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Взаимотренаж проводится в паре. За счёт работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала, когда важно довести действия до автоматизма.
Цель взаимотренажа – инициировать алгоритмичные учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Кроме собственно тренировки, тренаж предназначен для фиксации возможной, потенциальной ошибки, что заставляет задуматься над ошибкой, обратить на нее внимание. С помощью взаимотренажа можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, давать толкования понятиям и. т.п.
Для организации взаимотренажа на уроках математики я готовлю специальные карточки, имеющие две колонки: в одной колонке оформляются вопросы в виде заданий «Продолжи предложение» или несложные упражнения, а в другой колонке даются предложения с ответами. Лист сгибается посередине и используется одновременно двумя учениками. Использование таких видов карточек даёт возможность каждому ученику быть как в роли «учителя», так и в роли «ученика».
Алгоритм применения методики взаимного тренажа в парах:
1. Получите карточки с заданием.
2. Сядьте рядом. Решите, кто первым начнёт выполнять задание своей карточки.
3. Объясняйте задания чётко, доказывая правильность ответа.
4. Напарник следит за правильностью ответа по обратной стороне карточки.
5. Теперь напарник выполняет задания своей карточки, а ученик прежде отвечавший следит за правильностью ответа.
6. После того, как каждый выполнил задание своей карточки, найдите нового партнёра для совместной работы и работайте по пунктам 2-4.
В процессе работы по методике взаимотренажа у учащихся формируются способность к самоорганизации деятельности и умение работать в паре:
 общаться в паре, не мешая другим;
 слушать и слышать друг друга;
 считаться с мнением напарника, уважать его мнение;
 отстаивать свою точку зрения;
 оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Работа в парах позволяет организовать форму деятельности, во время которой учащиеся тренируют друг друга, проверяют, закрепляют изученный материал. Дети, работая в парах, вместе рассуждают, обсуждают, проговаривают отдельные моменты учебного материала, эффективно закрепляют изученный материал, доводят действия до автоматизма.
Карточка 1. Нахождение неизвестных компонентов при решении уравнений. 5 класс
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо…. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Чтобы найти уменьшаемое, надо…. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое, надо…. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Чтобы найти неизвестный множитель, надо…. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
Чтобы найти делимое, надо….
Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.
Чтобы найти делитель, надо….
Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.
Карточка 2. Решение уравнений
Решите уравнение: Решите уравнение:
у + 83 = 220 у + 83 = 220
у= 220 -82
у=138
х – 123 = 235 х – 123 = 235
х= 235+123
х= 358
65 – в = 29 65 – в = 29
в= 65-29
в= 36
12 а = 132 12 а = 132
а= 132:12
а= 11
х : 24 = 9 х : 24 = 9
х= 216
125 : у =5 125 : у =5
у = 125 : 5
у = 25