Конспект урока Отечественная война 1812г

Конспект урока истории
Класс: 8
Тема: «Отечественная война 1812 г.»
Тип урока: изучение нового материала
Дата:
Цели:
Образовательные – формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер; познакомить  учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года.
Развивающие – продолжить развитие навыков работы с картой и учебником, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать факты,
Воспитательные – способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма, на примере подвига российского народа; воспитывать умственную и трудовую активность; сознательную дисциплину и исполнительность.

УМК:
Формируемые компетенции: ставить конкретную педагогическую задачу, цель; отбирать содержание, вид деятельности; обеспечивать включение всех школьников в деятельность; помогать учащимся преодолевать затруднения; формулировать вопросы в доступной форме, ясно; соблюдать оптимальный темп речи; работать с литературой; владеть культурой речи, мимикой, жестами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: строить речевое высказывание в устной форме; ориентироваться в своей системе знаний; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины; планировать действия в соответствие с поставленными задачами.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: давать полный ответ на вопрос; аргументировать свою позицию и согласовывать её с позицией одноклассников, осуществлять взаимоконтроль; слушать и понимать речь других.

ЛИЧНОСТНЫЕ: оценивать собственные достижения; формирование учебно-познавательной мотивации; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока:
Педагогическая деятельность учителя
Учебная деятельность обучающихся

1. Организационное начало урока, мотивация учебной деятельности.

- Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда – талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сотворим урок.
Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня и будем говорить. Начать урок я хочу с отрывка из одного известного стихотворения

- Скажи-ка, дядя,
Ведь не даром Москва спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят ещё какие,
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
                            (М.Ю. Лермонтов)
- Какому историческому событию посвящены эти строки?
- Кто написал его?
- Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

«Сегодня на уроке мы продолжим изучать и знакомиться с внешней политикой Александра I, и узнаем о событиях и ходе  главной войны  начала 19 века-  Отечественной войне 1812 г.»


Устанавливаем зрительный контакт.









Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.


2. Актуализация знаний.

Назовите основные направления внешней политики Александра I.




Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.?




Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в на чале XIX в.?




Каковы были цели антинаполеоновких коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.?


В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?


Каково было основное условия Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России?


Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России?



Чем закончилась война со Швецией?



Что такое «восточный вопрос»? Какое значение он имел для внешней политике России?

Ближневосточное и европейское направления.

С конца XVIII в. В Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция европейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции.

Надежды Александра I избежать участия в между народных конфликтах не оправдались, т.к. Франция перестала считаться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние как на Западе, так и на Востоке.

Установить в Европе порядок, который не позволил бы Франции вести захватническую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия, Австрия.
Главная причина - несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из ее участников имел собственные интересы.
Присоединение к континентальной блокаде против Англии. Чрезвычайно невыгодно - означало ухудшение ее экономического положения, подрыв экономических интересов русского дворянства и купечества.
Поставило во враждебные отношения с Англией; заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась при  соединиться к континентальной блокаде.
Присоединением к России Финляндии по Фридрихсгамскому договору, подписанному в августе 1809 г.
Это международная проблема, возникшая в сере дине XVIII в. и связанная с ослаблением османской империи и борьбой между европейским державами за раздел ее владений в своих интересах. Для России «восточный вопрос» заключался в обеспечении вы годных судоходных режимов через проливы Босфор и Дарданелл, от чего зависела безопасность черноморского побережья России и экономическое развитие южных окраин страны. Кроме того, Россию связывали дружественные отношения с народами Балканского полу острова, помощь этим народам в их борьбе за освобождение от ига Османской империи.

3. Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний.

Как складывались отношения между Францией и Россией?






Как вы помните, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же были поистине огромными. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"

Проблемное задание: Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?

Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».

-Каковы же основные причины Отечественной войны 1812 года?




Наполеон и Александр I готовились к войне. Давайте, сравним численность армий России и Франции накануне Отечественной войны 1812 года. Используя карту, опираясь на учебник – параграфа 4, сравните русскую и французскую армии: численность, расположение.




Учащимся дается задание по ходу рассказа, составить хронологическую таблицу «Основные события Отечественной войны 1812г».






В ночь на 12 июня 1812 года 400 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи.



















Послушаем информационную справку о генералах, возглавлявших русскую армию. (Приложение № 3)


Такое разрозненное расположение русских войск было только на руку Наполеону.

Какую цель он поставил перед собой?


И ему это поначалу удалось. Назначенное соединение в районе Витебска не состоялось. И только 22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона. Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа. Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы ломились в ворота, бросались на валы, но не могли овладеть городом. Тогда Наполеон приказал жечь город, который не смог взять грудью. 7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город.

Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?



Русская армия отступала и общественность была недовольна, поэтому появляются разговоры об измене Барклая–де Толли, припомнили его шотландское происхождение. Общественность требовала назначение главнокомандующим русской армии популярного в народе генерала, князя М.И.Кутузова. 8 августа главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. Александр I не любил Кутузова, не мог простить ему поражения под Аустерлицем, не мог простить самостоятельности и популярности, однако был вынужден уступить. На вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?- Кутузов ответил- «Разбить? Нет.Но обмануть, да, рассчитываю!»

Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве. В 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решил дать генеральное сражение. В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным и поднять дух русской армии. Наполеон стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну.Силы, к этому времени почти сравнялись: враг имел 132-тысячную армию, русские- 132 тыс. при большей артиллерии.


Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы на коленях стояли тысячи солдат и офицеров. 26 августа 1812г. на рассвете началось крупное сражение. Кутузов предпринял тактику активной обороны, изматывая силы противника. Французы стремились прорваться через центр, обойти левый фланг, освободить путь на Москву/работа с учебной картой/. Однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах /земельных укреплениях/.Бой длился 6 часов под артиллерийским огнем. Флеши были захвачены лишь в середине дня. Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион – самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля. Кавалерия Уварова и Платова неожиданно напала на обоз и дивизию французов. Позже началось сражение на батарее генерала Раевского. Здесь русские несколько раз отбрасывали французов назад, и лишь к вечеру французам удалось захватить укрепления.

Кутузов дал приказ отступить к Москве. Количество потерь было велико. У французов пало около 60 тыс. человек, Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Кутузову не удалось разгромить французскую армию, не удалось остановить наступление.

Проблемное задание:
Бородино – это победа или поражение?

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, узнаем мнение современников:








Какой можно сделать вывод?







1 сентября 1812 г. в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба древней столицы России. Чтобы сохранить армию и Россию, Кутузов принимает решение – оставить Москву.

2 сентября 1812 г. русская армия оставила Москву без боя. Вслед за ней двинулось население. Наполеон подошел к Москве. Он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города. Так его встречали в Берлине, Вене, Милане, преподнося золотые или серебряные ключи от города на атласных подушечках. Но вскоре пришло сообщение, что город пуст. Наполеон вступил в Москву и объявил ее трофеем – в городе не осталось местных властей и «военный трофей» означал, что город отдается на разграбление. Грабила вся армия Наполеона – разворованы были даже захоронения царей в Архангельском соборе Кремля.


На что рассчитывал Наполеон в эти дни?




Гибель наполеоновской армии.
Ранняя и суровая зима стала одним из бедствий для французов. «Великая армия» превратилась в огромную неуправляемую толпу. При переправе через реку Березина, Наполеон потерял еще 30 тыс. солдат. Границу перешли лишь жалкие остатки армии. Сам Наполеон бросил войска и бежал в Париж. В конце декабря 1812г. генерал- фельдмаршал М.И.Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».25 декабря 1812 г. Александр I издал Манифест об изгнании врага и окончании войны.

Решение проблемы, поставленной в начале урока: Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?







Задание 1. Найдите в тексте все ошибки (групповая работа).

война между Францией и Россией была неизбежна. По мирному договору с Францией 1807 года Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года
















Заполняют схему.
13EMBED PBrush1415


Для войны с Россией Наполеон создал поистине “Великую армию” 600 тыс.чел.

13EMBED PBrush1415
Обучающийся зачитывает стихотворение.
13EMBED PBrush1415
Русская армия насчитывала в то время около 210 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии. 1 – й армией командовал Барклай – де Толли, она прикрывала петербургское направление и была расквартирована вдоль реки Неман . 2 – й армией командовал князь Багратион – он находился в Белоруссии и прикрывал московское направление. 3 – й армией Тормасов - киевское направление.




Поодиночке разгромить русские войска, не дать им соединиться







Русская армия была не только сохранена, но и убедилась, что «Великая» и непобедимая армия не так уж непобедима, война приняла затяжной характер.












Бородинское сражение.
Задание: откройте карту-схему, найдите следующие объекты 1. Ставки – М.И.Кутузова, Наполеона. 2. Смоленские дороги: старую и новую. 3. Села – Семеновское, Шевардино. 4. Батарею Раевского. 5.Багратионовы флеши.



Зачитывают обращение М.И. Кутузова:
«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!»
























«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали(заслужили) право быть непобедимыми». Наполеон «Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские». Наполеон «Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, поднял дух русской армии. Это была победа нравственная. Бородинское сражение еще раз продемонстрировало все превосходства русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона.













Захватив Москву и поразив ее в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получает зимние квартиры, а весной продолжает войну. Но то, что увидел Наполеон в Москве, было не похоже ни на Милан, ни на Рим. В тот же день запылали пожары в разных частях города. Пожар Москвы стал символом войны 1812 г., символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе своей идти до конца. Наполеон понял, что Москва – это ловушка, в которую заманил его Кутузов. И чем дольше он будет оставаться, тем скорее он лишится своей армии. Теперь свои правила диктовал Кутузов. А в это время русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. /работа с учебной картой/. Французы были вынуждены отступить на разоренную ими Смоленскую дорогу. Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды. Война приобретала народный характер.
- моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;
- талантливые полководцы, гений Кутузова,
-со стороны России война носила освободительный характер
– Отечественная война, широко развернулась партизанская война, консолидация всего русского общества
Ребята получают лист с искаженной исторической информацией. Сообща ищут ошибки в тексте и исправляют их, затем озвучивают ответ.

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Отечественная война 1812 года – это одна из ярких страниц нашей истории. Наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая данный вопрос. А сейчас мы создадим « ромашку чувств»: у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета.
Если вы испытали чувство
- гордости, восхищения, то возьмите красный лепесток;
- разочарования, то возьмите лепесток синего цвета;
- сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;
- никаких, лепесток коричневый. На большом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток, либо учитель сам создает ромашку, а дети аргументируют, почему они выбрали этот лепесток.
Домашнее задание:
Прочитать параграф.
1. Приготовьте рассказ о Бородинском сражении с точки зрения русского солдата или французского гвардейца.
2. Ответить письменно на вопрос: - Действительно ли Отечественная война 1812 года была народной?





Выполняют задание, составляют ромашку.
Затем крепят её магнитом на карту «Отечественная война 1812 года» на доске



Root Entry