Программа литературного кружка Хайхастыг чорых


Пояснительная записка.
Одной из основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Именно достижению этой цели призваны служить дополнительные занятия по хакасской литературе.
Программа кружка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частьюкоторого является язык, на котором говорит ученик, восприятием хакасской художественной литературы разных видов и жанров, ознакомлением учащихся со средствами художественной выразительности и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
Социокультурная цель включает в себя:
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к литературному творчеству и потребность в нем.
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- создание условий благоприятствующих реализации литературного творчества, самовыражения личности через творчество: сочинение скороговорок, загадок; написание сказок, стихов, сочинений, рассказов и т.д.
Задачи:
• развивать творческие литературные способности обучающихся.
• воспитывать и развивать у школьников качества, служащих предпосылками для творческой деятельности – развитие наблюдательности, общительности, воображения, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
• развивать умения общаться в устной форме, участвовать в диалоге на хакасском языке.
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к произведениям хакасской литературы, стремление совершенствовать свою речь.
Стержнем теоретических знаний в программе является практическое усвоение художественных текстов, как содержательной формы и знакомство со средствами художественной выразительности. Это решается путем работы с целостной структурой, постепенно усложняющихся жанров литературы. Пословицы, тахпахи, скороговорки, загадки - все это небольшие по объему художественные сюжеты, что позволяет изучать структуру произведения целостно. Кроме того, эти жанры прикладные, в них можно четко выделить задачу жанра, а ведущую роль играют такие уровни формы, которые в более сложных жанрах уходят на второстепенный план: ритмический рисунок в считалке, звуковой рисунок в скороговорке, метафора и сравнение в загадке.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта обучающихся. Самовыражение личности ребенка через различные виды деятельности предполагает собственное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада.
Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на занятиях.
Программа рассчитана на 40 часов и содержит как теоретические, так и практические занятия. В кружке будут заниматься учащиеся 5,6,7,8 классов.
Программа кружка
1.Введение.Знакомство с целью, задачами, программой.
2. Инсценировка небольшого литературного произведения.Теоретические основы инсценировки. Роль пауз, логических ударений, интонации. Выразительное чтение произведения и анализ содержания. Тема, идея, основные образы, произведения. Чтение по ролям, заучивание произведения наизусть.
3. Основы художественного перевода.Понятие и теоретические основы художественного перевода. Средства передачи образности языка произведения-оригинала. Перевод небольшого прозаического произведения с хакасского языка на русский и с русского на хакасский. Перевод лирического произведения.
4. Сочинение как вид творческой работы.Требования к сочинению. Самостоятельная формулировка темы сочинения. Основные части сочинения и работа над этими частями. Логика изложения и глубина аргументации. Виды сочинений. Работа над выразительностью речи. Работа над стилистическими и речевыми ошибками сочинения. Рецензия на сочинение товарища. Сочинение стихотворений.
5. Итоговая работа. Выпуск литературного альманаха.Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественным оформлением альманаха на компьютере.Календарно-тематическое планирование
Тема Практика Теория Кол-во часов Дата
Введение. Знакомство с целью, задачами, программой кружка. 1 1 2 Теоретические основы инсценировки стихотворений. 1 2 3 Основы художественного чтения: четкое и правильное произношение, ясная и верная передача мыслей автора. 1 3 4 Выразительное чтение стихотворения М.Р.Баинов «ixем», «Ууxама». Работа над содержанием стихотворений.
Формирование умения видеть то, что изображено в произведении, и читать так, чтобы и слушатели могли представить себе это и правильно оценить. 1 3 4 Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям. 1 2 3 Уяснение содержания произведения: тема, идея, основные образы произведения 2 2 4 Теория художественного перевода. Основные понятия. 1 2 3 Анализ перевода отрывка из произведения Каркея Нербышева «У синих утесов». Сравнение с оригиналом. 1 2 3 Сохранение образности языка при переводе. Средства выразительности художественного произведения.
1 2 3 Сочинение как вид творческой работы.
Требования к сочинению. Формулировка темы и основные части сочинения. 1 3 4 Виды сочинения. Сочинение- рассуждение. 1 1 2 Рецензия как вид сочинения. Эссе как вид сочинения. 1 2 3 Понятие «литературный альманах» и порядок выпуска альманаха. 1
2
3