Советы школьного логопеда. Родителям.


Советы школьного логопеда.
       Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях.
       1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах.
       На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК.
       Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
       И ещё, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК  и БУКВА, когда учите ребенка читать.
       2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом.
       Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!
       Что же должно насторожить родителей при поступлении ребёнка в первый класс и овладением грамотой?
 - если у ребёнка были сложности при рождении и в первый год жизни; - если ребёнок левша; - если он – переученный правша; - если ребёнку ставили общее недоразвитие речи, по речевым показаниям он посещал логопедическую группу; - если имеется соматическая ослабленность (часто болеет); - если он слишком рано пошёл в школу; - если выявлена недостаточная сформированность звуко – буквенного анализа; - если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребёнка (неловкие пальчики); - если в семье говорят на двух и более языках; - если ребёнок имеет вялую артикуляцию, т.е.е нечёткое произношение; - если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность; - если у него есть проблемы с вниманием, памятью.
       Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи.
       У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.
       Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН ус-тановили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависи-мости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).
       На основе проведенных опытов и обследования большого количест-ва детей была выявлена следующая закономерность: если развитие дви-жений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие нахо-дится в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной (Л.В. Фомина). М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей происходит под влиянием кинестетических импульсов от рук, а, точнее, от пальцев. Рекомендует-ся стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, особенно при имеющихся нарушениях речи.
       Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 меся-цев. Это может быть массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги.
       Производится разминание и поглаживание ежедневно в тече-ние 2-3 минут. С 10 месяцев проводят активные упражнения для пальцев рук.
       Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Взрослые следят за постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, при необходимости помогают ребенку. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
       Народные игры-потешки вызывают большой интерес у маленьких детей (например, «Сорока-белобока»). Дети среднего и старшего дошкольного возраста заучивают упражнения с более сложным речевым и ди-намическим сопровождением («Этот пальчик»).       Упражнения без речевого сопровождения тренируют также вни-мание, память ребенка («Слоненок», «Корни деревьев»).       Могут быть использованы и другие упражнения с использованием природного, а также игрового материала: - прокатывание деревянных или глиняных шариков различного диа-метра, фасоли, орехов; - перекладывание карандашей, пуговиц, крупы, палочек; - конструирование из кубиков, палочек; - изготовление поделок из природного материала, бумаги; - различные виды рисования; - аппликация; - застегивание и расстегивание пуговиц; - шнуровка; - нанизывание колец, бусин; - сортировка мелких предметов; - выкладывание мозаики и т.д.
       Этапы формирования фонематического анализа.
       I этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
       Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово – название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.
       По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).
        Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней – схема, состоящая из трёх клеточек, по количеству звуков в слове. Логопед задаёт следующие вопросы: «Какой первый звук в слове лук?» (Звук Л.) Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после Л?» (Звук У.) Предлагается ещё раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук. Ученики определяют, что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки).
        Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.
       II  этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведении е фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления её. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков. III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, они отбирают картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.
       Чёткий подход к подбору речевого материала.
       В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Р. И. Лалаевой предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала: - односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, мак, сыр, нос, сок и т.д.;
 - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.;
 - двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;
 - двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;
 - односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, грач, врач, шкаф и т.д.;
 - односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;
 - двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;
 - двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;
 - трёхсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.
Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста  от 0,8 - 1 года до 3 – 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.
К 3 – 4 годам его словарь состоит примерно из 800 – 1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Уже в четыре года ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. 
  К концу 5-го года высказывание ребёнка начинает напоминать по форме короткий рассказ. 
  К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме». Речь правильная. Согласует свою деятельность с другими людьми. Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием их значения. Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети. Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи.
 К 6 – 7 годам пассивный словарь увеличивается до 24000 слов, активный до 5000 - 8000 слов.
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко - речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких-либо причин: имитационная или языко - речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:
1)     несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
2)     недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речиребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Подождите волноваться!
Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:
Ребенок развивается с задержкой.
Ребенок перенес тяжелые заболевания.
У ребенка есть неврологические заболевания.
Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если Вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребёнка, значит Вашему ребёнку необходима помощь!
Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как-взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо скажет: «Мячик!», Для родителей разница небольшая, а для специалистов значимая.
Правильная замедленная речь окружающих. С ребёнком нельзя говорить в обычном темпе, т. к., вследствие недостаточного развития речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.
Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он должен это добровольно.
Не следует раздражаться детской «болтовней», ребёнок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о дисциплине: не мешать когда взрослые разговаривают, не кричать, играть тихо, если кто – то спит.
Не рекомендуется перегружать ребенка - учить буквы, обучать чтению в 3 - 4 года без его желания. Установлено, что всякого обучения существуют оптимальные сроки. Несоблюдение их плохо сказывается на умственном развитии ребенка.
При раннем речевом развитии не следует принуждать ребенка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может привести к заиканию.
При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно играть с ним в речевые игры: пополняя тем самым его словарный запас.
Недостаточное речевое окружение в раннем детстве, мало слышать хорошую речь......
Недостаточное речевое окружение в раннем детстве, мало слышать хорошую речь, надо чтобы ребенок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных игровых действий.
Неправильная речь окружающий взрослых «сюсюканье» - копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции приводят к появлению искаженного звука.
Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо.
Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих, и др. звуков.
Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти,   внимания.
Если у ребенка  лепетная речь в 3 - 4 года, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками.
 Обусловлены эти причины:
а) болезни, перенесенные родителями (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулез, нервные заболевания);
б) родовые травмы;
в) инфекционные болезни, перенесенные в раннем детстве;
г) ушибы головы с потерей сознания и др.
В первом классе ошибки при письме смешат и умиляют родителей своей нестандартностью, но уже к третьему классу положение становится тревожным. И в чтении, и на письме ребенок часто ошибается, пропускает или неправильно читает и пишет слова, заменяет одну букву другой, переставляет буквы и слоги, не дописывает слова.            Обратитесь к логопеду  ......    Проверьте слух вашего ребенка.
В первом классе ошибки при письме смешат и умиляют родителей своей нестандартностью, но уже к третьему классу положение становится тревожным. И в чтении, и на письме ребенок часто ошибается, пропускает или неправильно читает и пишет слова, заменяет одну букву другой, переставляет буквы и слоги, не дописывает слова.            Обратитесь к логопеду. Безобидное на первый взгляд неправильное детское произношение слов должно не умилять, а настораживать родителей, ведь косноязычие станет явным к 8-10 годам, когда формируются основные навыки письменной и устной речи. Бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли, лишенная логики речь, безграмотное письмо - диагноз становится ясен: дисграфия и дислексия.
Причины и следствия. К сожалению, очень многие учителя и родители по старинке считают ошибки, сделанные ребенком, нелепыми, объясняя их его несобранностью, нежеланием учиться. В данном случае происходит подмена причины следствием. Дети, страдающие дисграфией и дислексией, осознают, что их речь отличается от речи сверстников. Неудачи постепенно формируют низкий уровень самооценки, и ребенок становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Появляются сложности в общении со сверстниками. Боясь насмешек, ребенок может отказываться ходить в школу. Другая крайность - обида на всех и вся, немотивированная агрессия.           Совместными усилиями. Речевые отклонения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. К сожалению, школьные логопеды, как правило, не занимаются дисграфией и дислексией, в первую очередь из-за отсутствия времени. Да и не всякий логопед владеет способами исправления не только речи, но и письма. Лучше не доверять завлекающим рекламам, которые обещают за десять уроков стопроцентно повысить грамотность, а обратиться к специалистам с проверенной методикой логопедической и психолого-педагогической коррекции. Тогда благодаря регулярным занятиям достигаются ощутимые и значительные результаты, а психика ребенка не подвергается стрессам и сверхнагрузкам.
Проверьте слух вашего ребенка.
Слабый слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости.
Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченным, он может трагично отразиться на судьбе ребенка.
Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех деталях, чтобы понимать речь. Если разговор ведется на достаточно знакомом языке, то невоспринятые слухом элементы слов дополняются по смыслу, по догадке. Именно поэтому даже подчас значительное снижение слуха мало отражается на общении и деятельности взрослого человека.
Совсем иное положение у маленького ребенка, который при помощи слуха не только общается, но и овладевает речью, учится произносить слова.
Решающее значение в этом процессе имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух понижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других - слышит их не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас.
Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.
Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение.
Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "тани" вместо "сани", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага"), свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка").
Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.
Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными. Страдания ребенка начинаются, когда он поступает в школу. Грамотой он овладевает с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "зима", а он знает слово "дима".
Но этого мало. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла.
Даже при небольшом, но рано возникшем понижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "ля кулял" вместо "я гулял".
Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваемости. Порой, не проверив слух, этих детей переводят в школы для умственно отсталых, но и здесь они тоже не успевают все по тем же причинам.
Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя замечены.
Как только обнаружена задержка развития речи, можно попытаться самим проверить слух. Для этого поставьте ребенка спиной к себе на расстоянии 5-6 метров и произнесите шепотом хорошо знакомые ему слова. Шепот не должен быть утрированным. Прежде, чем произнести слово, необходимо сделать полный выдох.
Дети, имеющие полноценный слух, обычно улавливают такой шепот. Если ребенок не слышит на таком расстоянии, нужно постепенно приближаться к нему до тех пор, пока он сможет повторить все сказанные вами слова.
Но, допустим, шепота ребенок не разбирает. Отойдите от него снова на то же расстояние и произносите другие знакомые ему слова голосом обычной разговорной громкости. Этим способом удается установить, на каком расстоянии ребенок слышит нормальную речь.
Заподозрив, что ребенок плохо слышит, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить лечение, а если понадобится, то и укажет, какой звукоусиливающей аппаратурой следует пользоваться.
Если ребенок раннего возраста слышит речь обычной разговорной громкости, на расстоянии 3-4 метров, можно в домашних условиях помочь развитию его речи и предупредить неуспеваемость в школе. Ребенка, способного слышать нормальную речь, хотя бы у ушной раковины, желательно определить в специальный детский сад, а затем он сможет обучаться в школе для слабослышащих и позднооглохших детей.
Ребенка, у которого установлено нарушение слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
Подбирайте короткие, двух-, трехсложные слова и предлагайте ребенку повторять их вслед за вами. Иногда приходится проделывать это по нескольку раз, прежде, чем удается добиться результата. Чтобы малыш не утомлялся и не избегал этих занятий, вначале придавайте им вид игры, проводите их во время прогулки, при выполнении несложных поручений и т.п. Впоследствии можно наладить систематические занятия от 15 до 30 минут, во время которых с ребенком припоминают уже известные ему слова и выражения и дают небольшое количество новых слов.
Слабо слышащего ребенка необходимо возможно раньше научить читать. Нет надобности рано учить письму - вместо этого лучше складывать из букв разрезной азбуки хорошо знакомые слова. Таким способом ребенок усвоит чтение, которое поможет ему с большей точностью овладеть звуковым составом слова.
Начав с отдельных слов и коротких предложений, постепенно переходите к рассказам по картинкам и к чтению детских книг. Очень полезно также прослушивание детских музыкальных пластинок. Проигрывайте одни и те же пластинки часто, чтобы ребенок научился узнавать их. Следует помнить, что отклонения в развитии речи, а значит, и в общем умственном развитии иногда возникают из-за самых незначительных нарушений слуха.
Если ребенок слышит шепот на расстоянии меньше 5 метров, это уже может отразиться на его успеваемости, и, чтобы предупредить такое отставание, с ним необходимо заниматься.
Конечно, советы, изложенные в статье, носят общий, ориентировочный характер. Более конкретные указания дадут врач-отоларинголог, а также специалисты по обучению плохо слышащих детей. Во многих областных центрах Российской Федерации имеются детские сады и школы для глухих и слабо слышащих детей; с работниками этих учреждений тоже можно посоветоваться.
Для определения ребенка в специальную школу следует обратиться в местные органы: в областные или городские отделы народного образования. В школу для глухих принимаются полностью глухие дети и дети с небольшими остатками слуха, в школу для слабослышащих - только слабо слышащие дети с отклонениями в развитии речи. Дети, у которых слух нарушен, но речь развита нормально, могут обучаться в обычной школе.
Специальные школы для слабослышащих детей работают по обычным школьным программам. Но, кроме того, дети обучаются речи, а если нужно, то и чтению с губ. Для улучшения слухового восприятия применяется звукоусиливающая аппаратура: индивидуальная и общеклассная. Кроме того, здесь ведутся занятия, способствующие развитию слухового восприятия.
Итак, будьте внимательны к ребенку! Если у него поздно развивается речь или он плохо успевает в начальных классах школы, проверьте его слух.
Все отклонения в развитии речи слабослышащего ребенка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы обучения.