Конспект урока по русскому языку по теме: «Морфема – значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы» 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме: «Морфема – значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы» 5 класс
Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.
Цели как деятельность учеников.
Л: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.
М/п: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.
6ЛР: находить морфемы в словах, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем, составляющих основу слова; разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы.
3ЛР: давать толкование значений слов с опорой на их морфемный состав, наблюдать за использованием слов с определёнными морфемами (приставками, суффиксами) в художественной речи, определять их роль в текстах разных стилей и типов речи.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Блицопрос (можно использовать материал предметного диска – блицопрос по теме «Основа слова. Производная и непроизводная основа. Производящая основа» к §11):
– Закончите предложения (записывают на листочках/в тетрадях):
а) Основа слова – это (часть слова без окончания).
б) В основе слова заключено его (лексическое значение).
в) Производную основу всегда можно объяснить через (производящую).
г) Для слова молодёжный производящей основой будет (молодёжь).
д) Непроизводная основа состоит из (корня).
е) Основа слова белка (белк­) – (непроизводная), а бельчонок – (производная).
ж) Основа производного слова подружка состоит из (приставки, корня и суффикса).
Самопроверка. Один из учеников читает варианты (они могут быть представлены на слайде), остальные следят, ставят знак «+» рядом с правильным вариантом.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики предлагают свои шутливые толкования слов баранка, весельчак, хлопоты.
Баранка – овца/самка барана (от слова баран – «животное»), в современном языке непроизводное слово, нельзя объяснить, почему слово получило своё название.
Весельчак – гребец (от слова весло – «тот, кто сидит на вёслах»), в современном языке толкуется как «весёлый человек» (ср. смельчак – «смелый человек»).
Хлопоты – аплодисменты (от слова хлопать в ладоши), в современном языке производное от глагола хлопотать – «усердно заниматься чем­либо».
Ученики предлагают свои варианты слов и их шутливые толкования:
ранец – раненый боец;
воротник – вратарь (человек, стоящий на воротах).

ТОУУ

















Личностные результаты
Осознавать возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.





III. Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока.

1. – Прочитайте тему урока. Что вам уже знакомо?
– Сформулируйте вопросы, на которые вам предстоит найти ответы на уроке. (Что такое морфема? Какие бывают морфемы? Чем отличаются словообразующие от формообразующих морфем? и др.)
2. Чтение текстов после рубрики «Определяем основной вопрос урока».
– Что общего и чем отличаются тексты? (Содержание одно и то же, а имена разные.)
Выполнение заданий после чтения текста и формулировка основного вопроса урока. (Какие части слова помогают понять его значение?)


Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока.


IV. Повторение и углубление изученного.

1. Выполнение заданий после рубрики «Открываем новые знания».
Ученики выписывают слова царица, царевич, выделяют основы (производные), обозначают в основах корень (цар­) и суффикс (­иц­, ­евич), определяют значение суффиксов (жена, сын).
2. Чтение текста в рамке и выполнение заданий после этого текста с последующим формулированием вывода: лексическое значение слова складывается из значений его частей.
Ученики вспоминают всё, что знают о частях слова из начальной школы (задать вопросы по теме друг другу в парах).
Сравнение своих определений с текстом в рамке.
– Какую новую информацию получили?
– Какие отличия в определениях морфем по сравнению с имеющимися ранее обнаружили? (В определении корня указано, что в нём заключено общее лексическое значение однокоренных слов, в определение окончания добавляется, что в этой морфеме заключено грамматическое значение слова и что окончание образует форму слова.)
– Проверьте свои наблюдения, ответив на вопросы после текста в рамке.

Методическая рекомендация. Важно отметить, что суффиксы могут быть не только словообразующими (служат для образования новых слов), но и формообразующими (­л­, ­ть, ­ти), которые образуют форму прошедшего времени или неопределённую форму глагола. Следует отметить, что есть разные точки зрения в науке в отношении морфемы ­ть/­ти. О морфемном статусе ­ть­, ­ти­ неопределённой формы авторы учебников ОС «Школа 2100» сообщили ещё в начальной школе, поэтому для учащихся, продолжающих обучение по этой системе, никаких сложностей не возникнет.

3. Чтение текста в рамке о способе определения значений морфем в словах.
– На основе полученной информации заполните таблицу «Роль морфем в слове» (можно использовать материал предметного диска – таблица «Роль морфем в слове» к §11).
4. Называние и запись ключевых слов темы (морфема, словообразующие и формообразующие морфемы).


Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать.
2. Строить рассуждения, делать выводы.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

Коммуникативные УУД
1. Задавать вопросы.
2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



V. Развитие учебно­ языковых и речевых умений.

1. Упр. 112 – развивается умение находить в тексте слова с приставками и определять значение приставок.
Выполняется 1­я часть – коллективно (устанавливаем, что глаголы с одинаковыми приставками создают ощущение движения); 2­я – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.
Приставка про­ имеет значение «мимо», приставка по­ (посмеялись, подует) – «немного», за­ (закружит, зажужжит) – «начало действия».
2. Упр. 113 – развивается умение находить в тексте слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами, выявлять отличия между ними (суффиксы существительных и прилагательных) и группировать слова на основе этого отличия.
До списывания проводится беседа по содержанию текста, о роли в нём слов с уменьшительно­ласкательным значением (помогают передать чувства героя: восхищение, умиление, любование).
Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах.
3. Упр. 114 – развивается умение находить однокоренные слова, устанавливать отличия между ними по структуре, разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы.
Выполняется в группах с последующим обменом результатами (один человек из группы пишет на листочке, который затем передаётся в другую группу).
Группы однокоренных слов:
1) играть, проигрывал
·, обыгрывал
·;
2) шахматы, шахматные (шахматной), шахматистом.






Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.


VI. Итог урока с комментарием домашнего задания.

– Найдите ошибку в схемах:

л
·
· ся


– Дополните схему (см. материал предметного диска – схема-опора «Морфема – значимая часть слова» к §11).
– Что повторили? Что нового узнали?
– Прочитайте ключевые слова в учебнике и сравните с записанными вами. В чём отличие?
– Предположите, как связано это слово с темой урока.
– Прочитайте просмотровым чтением задание к домашнему упр. 115. Почему именно в текстах­повествованиях встречаются глаголы с приставками?

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.








ТОУУ


VII. Домашнее задание.


1. Составить таблицу по тексту в рамке (с определениями морфем).
2. Упр. 115.






















© ООО «Баласс», 2012 13PAGE \* MERGEFORMAT14115








15