Конспект по русскому языку для 5 класса «Морфема – значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы»


Предмет: русский язык.
Тема: Морфема – значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
Класс: 5.
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. В 2 частях М.: Просвещение, 2012.
Описание материала:
Конспект урока «Морфема – значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы». представляет собой урок формирования всех видов универсальных учебных действий с использованием ИКТ на уроке русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС 2 поколения.
На уроке использованы такие методы обучения как частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный, а так же интерактивный метод, когда взаимодействие находится в режиме диалога, то есть учащиеся сами формируют цели и задачи урока, а так же проблему и коллективно (в некоторых случаях парно) находят решение проблемного вопроса.
В течение урока ребята выполняют ряд заданий: работа с текстом, с учебником и словарем, работа с таблицей. В конце урока учащиеся получают вариативное домашнее задание.
Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о морфеме, как значимой части слова, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем.
Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного
Планируемые образовательные результаты:
Л: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.
М/п: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.
П: находить морфемы в словах, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем, составляющих основу слова; разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы, наблюдать за использованием слов с определёнными морфемами (приставками, суффиксами) в художественной речи, определять их роль в текстах разных стилей и типов речи.
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная , групповая, фронтальная.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, толковые словари русского языка.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
1. Блицопрос
– Закончите предложения (записывают на листочках/в тетрадях):
а) Основа слова – это … (часть слова без окончания).
б) В основе слова заключено его … (лексическое значение).
в) Производную основу всегда можно объяснить через … (производящую).
г) Для слова молодёжный производящей основой будет … (молодёжь).
д) Непроизводная основа состоит из … (корня).
е) Основа слова белка (белк) – … (непроизводная), а бельчонок – …(производная).
ж) Основа производного слова подружка состоит из … (приставки, корня и суффикса).
Самопроверка. Один из учеников читает варианты (они могут быть представлены на слайде), остальные следят, ставят знак «+» рядом с правильным вариантом.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики предлагают свои шутливые толкования слов баранка, весельчак, хлопоты.
Баранка – овца/самка барана (от слова баран – «животное»), в современном языке непроизводное слово, нельзя объяснить, почему слово получило своё название.
Весельчак – гребец (от слова весло – «тот, кто сидит на вёслах»), в современном языке толкуется как «весёлый человек» (ср. смельчак – «смелый человек»).Хлопоты – аплодисменты (от слова хлопать в ладоши), в современном языке производное от глагола хлопотать – «усердно заниматься чем либо».
Ученики предлагают свои варианты слов и их шутливые толкования:
ранец – раненый боец;
воротник – вратарь (человек, стоящий на воротах).
ТОУУ
Личностные результаты
Осознавать возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.
III. Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока.
1. – Прочитайте тему урока. Что вам уже знакомо?
– Сформулируйте вопросы, на которые вам предстоит найти ответы на уроке. (Что такое морфема? Какие бывают морфемы? Чем отличаются словообразующие от формообразующих морфем? и др.)2. Чтение текстов после рубрики «Определяем основной вопрос урока».
– Что общего и чем отличаются тексты? (Содержание одно и то же, а имена разные.)
Выполнение заданий после чтения текста и формулировка основного вопроса урока. (Какие части слова помогают понять его значение?)
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока.
IV. Повторение и углубление изученного.
1. Выполнение заданий после рубрики «Открываем новые знания».
Ученики выписывают слова царица, царевич, выделяют основы (производные), обозначают в основах корень (цар) и суффикс (иц, евич), определяют значение суффиксов (жена, сын).
2. Чтение текста в рамке и выполнение заданий после этого текста с последующим формулированием вывода: лексическое значение слова складывается из значений его частей.
Ученики вспоминают всё, что знают о частях слова из начальной школы (задать вопросы по теме друг другу в парах).
Сравнение своих определений с текстом в рамке.
– Какую новую информацию получили?
– Какие отличия в определениях морфем по сравнению с имеющимися ранее обнаружили? (В определении корня указано, что в нём заключено общее лексическое значение однокоренных слов, в определение окончания добавляется, что в этой морфеме заключено грамматическое значение слова и что окончание образует форму слова.)
– Проверьте свои наблюдения, ответив на вопросы после текста в рамке.
Методическая рекомендация. Важно отметить, что суффиксы могут быть не только словообразующими (служат для образования новых слов), но и формообразующими (л, ть, ти), которые образуют форму прошедшего времени или неопределённую форму глагола. Следует отметить, что есть разные точки зрения в науке в отношении морфемы ть/ти. О морфемном статусе ть, ти неопределённой формы авторы учебников сообщили ещё в начальной школе, поэтому для учащихся, продолжающих обучение по этой системе, никаких сложностей не возникнет.
3. Чтение текста в рамке о способе определения значений морфем в словах.
– На основе полученной информации заполните таблицу «Роль морфем в слове.
4. Называние и запись ключевых слов темы (морфема, словообразующие и формообразующие морфемы).
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать.
2. Строить рассуждения, делать выводы.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).
Коммуникативные УУД
1. Задавать вопросы.
2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
V. Развитие учебно языковых и речевых умений.
1. Упр. 112 – развивается умение находить в тексте слова с приставками и определять значение приставок.
Выполняется 1я часть – коллективно (устанавливаем, что глаголы с одинаковыми приставками создают ощущение движения); 2я – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.
Приставка про имеет значение «мимо», приставка по (посмеялись, подует) – «немного», за (закружит, зажужжит) – «начало действия».2. Упр. 113 – развивается умение находить в тексте слова с уменьшительно ласкательными суффиксами, выявлять отличия между ними (суффиксы существительных и прилагательных) и группировать слова на основе этого отличия.
До списывания проводится беседа по содержанию текста, о роли в нём слов с уменьшительно ласкательным значением (помогают передать чувства героя: восхищение, умиление, любование).
Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах.
3. Упр. 114 – развивается умение находить однокоренные слова, устанавливать отличия между ними по структуре, разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы.
Выполняется в группах с последующим обменом результатами (один человек из группы пишет на листочке, который затем передаётся в другую группу).
Группы однокоренных слов:
1) играть, проигрывал□, обыгрывал□;
2) шахматы, шахматные (шахматной), шахматистом.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
VI. Итог урока с комментарием домашнего задания.
– Найдите ошибку в схемах:

л □ □ ся
– Что повторили? Что нового узнали?
– Прочитайте ключевые слова в учебнике и сравните с записанными вами. В чём отличие?
– Предположите, как связано это слово с темой урока.
– Прочитайте просмотровым чтением задание к домашнему упр. 115. Почему именно в текстах повествованиях встречаются глаголы с приставками?
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VII. Домашнее задание.
1. Составить таблицу по тексту в рамке (с определениями морфем).
2. Упр. 115.