«Добро и зло в нашей жизни» (урок литературы в 5 классе по сказкам А.С.Пушкина»).


«Добро и зло в нашей жизни» (урок литературы в 5классе по сказкам А.С.Пушкина»).
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я ехала на работу, мне довелось подвезти бабушку, которая опоздала на рейсовый автобус. Выходя из машины, она сказала: «Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей».
- А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).
- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».
- Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).
- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Вы уже прочитали эту сказку дома. - Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли). - Среди них есть положительные и отрицательные герои.(напишите всех героев; красным подчеркните положительных, синим-отрицательных, любым цветом, герой, который произвел впечатление).Опрос.
Хочется подробнее поговорить о них и представить , какой это герой.. Для этого нам предстоит поработать в группах. Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание). 1 слайд (Задание для 1 группы)
- Какой вы представляете себе царицу? Чего добивалась царица от зеркала ? Как Пушкин называет героиню? (Прочитайте монолога царицы перед зеркальцем и постарайтесь передать чувства и настроения героини).
2 слайд (Задание для 2 группы)
- Как вы представляете себе молодую царевну? (Прочитайте диалог нищенки и царевны и постарайтесь передать особенности характера персонажей)Какие черты характера открываются нам в ней
3 слайд (Задание для 3 группы)
- Охарактеризуйте семерых богатырей. (Прочитайте диалог богатырей и царевны).
4 слайд (задания для 4 группы)
-Охарактеризуйте Королевича Елисей, который трижды обращается с вопросом к силам природы: солнцу, месяцу, ветру. (Передайте в диалоге чувства, переживания героя ) Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)
- Мы рассмотрели основных героев сказки.Посмотрим совпало ли первоначальное деление героев на положительных и отрицательных. (Работа в тетрадях).
- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи). - Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?
В сказках добро всегда побеждает зло.
- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).
Домашнее задание : Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
http://gotovimyrok.com/?page_id=11292