Презентация к уроку литературы в 5 классе по биографии и сказкам А.С. Пушкина


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) К. Де-Местр. Пушкин-ребенок (1801-1802) ГОДЫ ДЕТСТВА (1799 - 1811)Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей препоручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов. Красавица-"креолка" была поглощена светскими обязанностями, а воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы.Бабушка была "ума светлого и по своему времени образованною". Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории. Родословная Пушкина. В.Ф. Штейн. Пушкин-мальчик. 1810г. В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы: Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Василий Львович Пушкин. Будущий поэт, по словам его первого биографа П.В. Анненкова, "внимательно прислушивался к их суждениям и разговорам, знал корифеев нашей словесности не по одним произведениям, но и по живому слову..."Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди и знакомого семьи сенатора Д.П. Бутурлина - владельца уникального книжного собрания. Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем "дух подражания и авторства". Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера и Вольтера в комедии "Похититель" и в шутливой поэме "Толиада". Это были первые литературные опыты будущего великого поэта. Пушкин-лицеист ЛИЦЕЙСКАЯ ПОРА(1811 - 1817)19 октября 1811 года. Торжество открытия Царскосельского лицея. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники и гости, преподаватели и гувернеры, тридцать воспитанников и среди них Пушкин. Были прочитаны манифест об учреждении Лицея и Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены.Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей передовые по своим убеждениям, прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский, Д.И. де Будри. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки. С.Г. Чириков. Пушкин в юности, 1815г. Первое трехлетие Лицея завершилось переводными экзаменами. На одном из них в январе 1815 года маститый поэт Г.Р. Державин восторженно слушал в исполнении юноши Пушкина "Воспоминания в Царском Селе".В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: "Для удовольствия и пользы", "Юные пловцы", "Лицейский мудрец". Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и А.Д. Илличевский были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин. Дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов" - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам. Первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея. Духовный мир поэта и его друзей формировался не только под влиянием прогрессивных педагогов и чтения. Неизгладимый отпечаток оставила на нем сама жизнь, национальный подъем, вызванный победоносной Отечественной войной 1812 года. Вольнолюбивые стремления пробуждали в них и непосредственные участники войны - офицеры расквартированного в Царском Селе Гусарского полка П.Я. Чаадаев, П.П. Каверин, будущие члены декабристских обществ.В первые же годы пребывания в Лицее Пушкин стал писать стихи. Из самых ранних стихотворений сохранилась поэма "Монах". Всего им написано здесь около ста тридцати стихотворений. В лицейских стихах Пушкина, по словам Белинского, виден "будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт". «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Т.А. Маврина, 1961г. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Словарная работа по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Задание 1. Ниже приводятся различные значения слова черный. Укажите, какое из этих значений имеет оно и предложении.Она, черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку, И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь леснуюИ, связав ее, живуюПод сосной оставить там На съедение волкам.Для справок::Черный 1), Цвет сажи, угля.2) Испачканный чем-либо, грязный.3) Неквалифицированный, не требующий высокого мастерства.4) Горестный, безрадостный, тяжелый, мрачный.5) Злостный, коварный, преступный. Задание 2.Слово глубокий имеет значение:1). Находящийся на значительной глубине от поверхности.2). Очень сильный, достигший значительной степени. Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?Месяц, месяц, мой дружок,Позолоченный рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокой,И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя.Постой, -Отвечает ветер буйный, -Там за речкой тихоструйнойЕсть высокая гора,В ней глубокая нора… Задание 3. Какое значение имеет слово положила в следующих предложениях? В каком значении оно устарело и в современном русском языке не употребляется? 1. …Царица злая,Ей рогаткой угрожая,Положила иль не жить,Иль царевну погубить. 2. Сотворив обряд печальный,Вот они во гроб хрустальныйТруп царевны молодойПоложили - и толпойПонесли в пустую гору, Задание 4. Подберите к выделенному в первом примере слову синонимы из последующих примеров. 1. Та, в душе ее любя,Не убила, не связала,Отпустила и сказала:"Не кручинься, бог с тобой". 2. И молва трезвонить стала:Дочка царская пропала!Тужит бедный царь по ней… 3. Ясный месяц продолжал:"Погоди; об ней быть можетВетер знает. Он поможет.Ты к нему теперь ступай,Не печалься же, прощай". 4. Елисей, не унывая,К ветру кинулся, взывая: Задание 5. К выделенным словам найдите в приведенных предложениях синонимы. Им она не прекословит,Не перечат ей они. Ой вы, молодцы честные,Братцы вы мои родные, -Им царевна говорит, -Коли лгу, пусть бог велитНе сойти живой мне с места. Между тем царица злая,Про царевну вспоминая,Не могла простить ее,А на зеркальце своеДолго дулась и сердилась… За невестою своейКоролевич ЕлисейМежду тем по свету скачет.Нет как нет! Он горько плачет,И кого ни спросит он,Всем вопрос его мудрен… Правду молвить, молодицаУж и впрямь была царица:Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла… Ветер дале побежал.Королевич зарыдал,И пошел к пустому месту,На прекрасную невестуПосмотреть еще хоть раз. Задание 6. В приведенных ниже предложениях найдите: 1) повторение близких по смыслу слов; 2) постоянные эпитеты; 3) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Где нам встречались такие особенности? Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна. Ой вы, молодцы честные,Братцы вы мои родные, -Им царевна говорит… Ждет-пождет с утра до ночи,Смотрит в поле, инда очиРазболелись глядючиС белой зори до ночи;Не видать милого друга! Вмиг по речи те спозвали,Что царевну принимали;Усадили в уголок,Подносили пирожок; И царевна очутиласьВ светлой горнице… К красну солнцу наконецОбратился молодец. Видит девица, что тутЛюди добрые живут… Братец мой, -Отвечает месяц ясный, -Не видал я девы красной. Задание 7. Выделенные слова замените такими, которые употребляются в современном русском литературном языке. Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна. И царевна к ним сошла,Честь хозяям отдала… Рано утром гость желанный,День и ночь так долго жданный,Издалеча наконецВоротился царь-отец. (Царевна) …белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.И жених сыскался ей,Королевич Елисей. Коль старушка, будь нам мать,Так и станем величать. Вмиг по речи те спозвали,Что царевну принимали; Р.И. Браиловская, 1914-1915гг. Ждет-пождет с утра до ночи,Смотрит в поле, инда очиРазболелись глядючиС белой зори до ночи… С ним одним она былаДобродушна, весела,С ним приветливо шутилаИ красуясь говорила: "Свет мой, зеркальце! скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?" Р.И. Браиловская, 1914-195гг. Братья в ту пору домойВозвращалися толпойС молодецкого разбоя. Т.А. Маврина, 1961г. И царевна к ним сошла,Честь хозяям отдала,В пояс низко поклонилась;Закрасневшись, извинилась,Что-де в гости к ним зашла,Хоть звана и не была. Братья милую девицуПолюбили. К ней в светлицуРаз, лишь только рассвело,Всех их семеро вошло. Б.А. Дехтерев, 1949г. Но царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась - и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.И жених сыскался ей,Королевич Елисей. И, пред мертвою сестройСотворив поклон земной,Старший молвил: "Спи во гробе;Вдруг погасла, жертвой злобе,На земле твоя краса;Дух твой примут небеса.Нами ты была любимаИ для милого хранима -Не досталась никому,Только гробу одному". И.Л. Бруни, 1969г. Вот они во гроб хрустальныйТруп царевны молодойПоложили - и толпойПонесли в пустую гору, А.Е. Земцов, 1881г. Он туда скорей идет.Перед ним, во мгле печальной,Гроб качается хрустальный,И в хрустальном гробе томСпит царевна вечным сном.И о гроб невесты милойОн ударился всей силой. Фрагмент из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».