Урок-викторина Путешествие по сказкам А.С. Пушкина


Урок – викторина по литературному чтению 2 класс.
Учитель начальных классов: Литвинчук О.А.Тема : Путешествие по сказкам А.С. Пушкина
Тип урока: обобщение знаний.
Оборудование: аудио фрагменты, рисунки, предметы из сказок.
Цели и задачи урока:
Образовательные
1 Повторить и обобщить знания о творчестве А.С. Пушкина:
* Систематизировать виды сказок
*Уметь узнавать сказку по её характерным особенностям
2 Знать содержание основных сказок писателя.
Развивающие
1 Развивать внимание, память, логическое мышление.
2 Прививать интерес к чтению
3 Расширять читательский кругозор читателя
4 Развивать эмоционально – образную сферу
5 развивать зрительное восприятие
Воспитательные
1 Формирование коммуникативных умений
*Работа в группах, парах
*Слушать ответы товарищей
*Слушать и воспринимать речь учителя
Ход урока.
Звучит музыка «В мире много сказок»
Орг. Момент.
- Ребята, проверьте готовность к уроку.
II Викторина
-Прочтите эти строки «Что за прелесть эти сказки!»
-Кому они принадлежат? (А. С. Пушкину)
-Как понимаете их?
-На что намекал поэт? (Да, сказки прелестны, они учат мудрости, любви, доброте. В сказках добро всегда побеждает зло. Я не случайно начала урок с этих строк.)Кто догадался какова тема урока.
-Узнали портрет?
И так, тема нашего урока – викторины «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
А значит чему будем учиться? Какие учебные задачи поставим?
1 Повторить содержание сказок А.С.Пушкина2 Вспомнить имена главных героев.
3 Читать выразительно и наизусть отрывки из сказок.
4 Кратко пересказывать их.
Решим эти задачи, если будем какими?
(Внимательными, вежливыми, активными, дружными).
Викторина — это соревнование эрудиции, знаниях, находчивости, смекалки.
Разрешите представить соревнующиеся команды, почётных гостей, жюри.
Первый конкурс «Разминка»
Где родился А.. Пушкин? (в Москве)
Когда он родился? (6 июня 1799 г)
От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (от няни Арины Родионовны)
Сколько всего написал сказок А.С. Пушкин? (6; 5 и 1 – не закончил)
Какие? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
Второй конкурс «Узнайте сказку» :ПЕРВЫЙ ЭТАП
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,
…………………………………
То на весь крещеный мир-приготовила б я пир»)«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
………………………………….
(То на весь бы мир одна наткала я полотна)
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
……………………………………….
(Я б для батюшки царя родила богатыря)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно………………………..
(тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)«Свет мой, зеркальце! Скажи
……………………………………………..
(Да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
Навстречу ему БалдаИдет, сам не зная куда.
«Что батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ:……….
(«Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. А где найти мне такого служителя не слишком дорогого?)ОЦЕНКА ЖЮРИ
ВТОРОЙ ЭТАП
Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)
В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар-муха-шмель)
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза)
Что поймал старик в первый и во второй раз? (1 раз-тину, 2 раз-морскую траву)
Помогла ли рыбка старику и как?
Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)
За какую плату согласился работать Балда? (Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелчка тебе на лбу, есть же мне давай вареную палбу)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
ТРЕТИЙ ЭТАП
Узнайте сказку по следующим словам:
Путь- дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, втер, свадьба. (Сказка о мертвой царевне)
Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.(Сказка о рыбаке и рыбке)
Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. (Сказка о попе и о работнике его Балде)
Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. ( Сказка о золотом петушке)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
Узнай сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки)
Кораблик. (Сказка о царе Салтане)
Зеркало. (Сказка о мертвой царевне)
Корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Яблоко. (Сказка о мертвой царевне)
Зайчонок. (Сказка о попе и о работнике его Балде)
Месяц. (Сказка о мертвой царевне)
Лебедь. (Сказка о царе Салтане)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
ФИЗМИНУТКА
III Выразительное чтение
первая команда «Сказка о рыбаке и рыбке» вторая команда «Сказка о мертвой царевне»
ОЦЕНКА ЖЮРИ
IV Чтение наизусть: первая команда « Сказка о царе Салтане», вторая команда «Сказка о золотом петушке».
ОЦЕНКА ЖЮРИ
V Пантомима. Первая команда «Работник Балда», вторая команда «Золотой петушок».ОЦЕНКА ЖЮРИ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД
VI ИТОГ
-Какую задачу решили?(повторили сказки, которые написал А.С. Пушкин)
-Спасибо, ребята за работу на уроке. Все вы молодцы! Знаете много сказок.
VII Дом задание
-Составить кроссворд на тему: «Сказки А.С. Пушкина»