Элективный курс в 11 классе Проблемные вопросы истории


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пыщугская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по НМР
____________________________________
«___» ___________2015г.
УТВЕРЖДЕНО Директор школы
________________________________________
«___» ___________2015г.
Приказ № отРабочая программа по предмету
«Проблемные вопросы истории»
(элективный курс) 11 класс
Срок реализации – 1год
Составитель Волкова Лариса Александровна учитель истории и обществознании
с.Пыщуг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий элективный курс не дублирует курс отечественной истории, а дополняет, расширяет, обобщает знания учащихся о родном отечестве в соответствии с Историко-культурным стандартом. Ключевыми и принципиально значимыми проблемами элективного курса являются нормы поведения, особенности веры и общественного сознания, менталитет, национальные ценности, традиции россиян. В рамках настоящего элективного курса такие аспекты гражданской истории, как, например, государственное устройство или хозяйство являются вторичными. В истории локальных цивилизаций важны не столько форма государства (она может меняться), сколько традиционное отношение народа к власти и праву, не форма хозяйства (их может быть несколько), а отношение к труду и собственности.
Таким образом, главная цель элективного курса - расширение и углубление знаний учащихся об исторических, цивилизационных особенностях родной страны, формирование представлений об индивидуальности, неповторимости российской цивилизации, обладающей собственной логикой исторического развития.
Основные задачи курса:
- выявить предпосылки формирования и проанализировать важные вехи становления и развития российской цивилизации;
- раскрыть уникальность российской цивилизации, ее место и значение в истории мировой цивилизации;
- осмыслить глубинный ход российской истории с точки зрения влияния норм, ценностей и идеалов национальной культуры, воздействия на них культурной традиции Востока и Запада;
- акцентировать внимание на культурном диалоге славянских и тюркских культур, ставших основой развития российского многонационального государства;
- проанализировать основные этапы роста общественного самосознания в стране: (языческо-родоплеменное, христианско- православное, национально-имперское, цивилизационное, глобально-космическое).
- способствовать формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности учащихся.
В основу программы положены следующие подходы: цивилизационный подход (изучение истории методом соединения локального и стадиального подхода, который дает возможность выделить наиболее существенные факторы, определяющие облик цивилизации, ее уникальность и неповторимость); культурологический подход ( исходит из того, что культура есть все то, что создано руками и разумом человека, культура - это «система норм и ценностей», «память человечества», «способ жизни человека», «способ адаптации к природе», через нее отражается специфика народа); антропологический подход (в процессе познания мира человек с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения, многообразными формами деятельности находится в центре внимания); интегративный подход (позволяет синтезировать различные научные знания и через взаимосвязь с учебными курсами истории, обществознания, литературы и других учебных дисциплин усвоить необходимый учебный материал ) При освоении программного материала учителю необходимо широко использовать дополнительную литературу, рекомендуемую по курсу.
В результате изучения обществознания на элективном курсе предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
-периодизацию всемирной и отечественной истории;
-современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-историческую обусловленность современных общественных процессов;
-особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для преподавания в 11 классе и рассчитана на 33 часа учебного времени
Учебно-тематический план.
№п\пТема Кол-во часов
1 Раздел 1. Древняя Русь. 6
2 Раздел 2.Московская Русь (14-16 вв.) 3
3 Раздел3 Россия в 17-18 века 7
4 Раздел 4. Российская империя в 19 веке. 3
5 Раздел5. Россия в 20-начале21вв. 14
Календарно - тематичекое планирование курса «Проблемные вопросы истории».
№ п\пДата проведе-нияНазвание темы Кол-во часов Виды деятельности обучающихсяРаздел 1. Древняя Русь. 6 1-2 Восточные славяне в древности 1 Характеризовать процессы расселения; анализировать причины формирования предпосылок образования государства
3-4 Древнерусское государство( 9-12вв.) 2 Анализировать теории происхождения государства; характеризовать структуру управления и социальный состав; сравнивать внутреннюю и внешнюю политику князей
5-6 Русь удельная(12-13 вв) 2 Характеризовать причины и последствия феодальной раздробленности; анализировать внутреннюю политику удельных княжеств
Раздел 2.Московская Русь (14-16 вв.) 3 7 Объединение русских земель и образование русского централизованного государства. 1 Характеризовать предпосылки и процесс образования единого государства; анализировать складывание централизованной системы управления и социальный состав общества
8-9. Московское государство при Иване Грозном 2 Характеризовать особенности внутренней и внешней политики Ивана4Раздел3 Россия 17-18 века 7 10. Смутное время. 1 Характеризовать причины и последствия смутного времени; анализировать события периода
11. Россия в 17веке. 1 Характеризовать и сравнивать политику первых Романовых; анализировать социальный состав общества
12-13. Петровские реформы. 2 Характеризовать причины, направления и значение реформ
14. Эпоха дворцовых переворотов 1 Характеризовать причины, черты эпохи; анализировать деятельность правителей эпохи
15 Россия во 2 половине 18века: эпоха просвещенного абсолютизма 2 Характеризовать особенности политики просвещенного абсолютизма
16. Крестьянские войны в России : старые и новые оценки 1 Характеризовать причины, участники, основные события и последствия; анализировать оценки войн в советской и современной историографии
Раздел4. Российская империя в 19 веке. 3 17. Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм. 1 Характеризовать периоды реформ; анализировать и сравнивать этапы реформ; рассматривать исторические источники
18. Реформы и контррефомы1 Характеризовать эпоху реформ Александра»2и Александра3
19. Общественное движение. 1 Характеризовать этапы общественного движения; раскрывать черты и признаки
Раздел5. Россия в 20-начале21вв. 14 20. Россия в начале 20 века: 1 Характеризовать особенности экономико-социального и политического развития
21-22 Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития 2 Характеризовать причины, участников, этапы, основные события и характер революций; анализировать альтернативы развития
23-24 Становление советской системы 2 Раскрывать этапы и особенности становления власти
25-26 СССР в 20-30-е гг. 2 Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие; анализировать различные подходы о путях развития
27-28 Великая Отечественная война 2 Характеризовать основные события; отношение к войне различных социальных групп
29 Советский Союз в послевоенные годы 1 Характеризовать пути развития после войны; характеризовать идеологические кампании в 40-50 г.; объяснять причины сравнительно успешного восстановления промышленности
30 Противоречия послесталинского десятилетия 1 Характеризовать причины и последствия экономических и политических преобразований; сравнивать и анализировать противоречивость политики
31 Советская внешняя политика в послевоенную эпоху 1 Характеризовать политику СССР в отношении стран Ц.Европы; объяснять причины обострения противоречий; раскрывать значение выдвижения концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем
32 Перестройка и распад СССР 1 Объяснять причины перехода к политике перестройки; характеризовать национальные противоречия. Рассказывать о событиях августа 1991г и создании СНГ
33 Россия на рубеже 20-21 вв1 Характеризовать ключевые события политической истории в 21 веке; представлять характеристику крупнейших политических партий; анализировать экономическое и социальное развитие; систематизировать материалы печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного общества


Лист корректировки учебно-тематического планирования
Класс №урока Тема урока Причины внесенных изменений