Статья Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках математики


Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на уроках математики.
О.М. Кащеева , учитель математики
казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
(очно-заочная)», г.Омск, Россия
" Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника." Ш.А.Амонашвили.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Согласно Стандарту, концепции и примерной программе воспитание и социализация, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Я считаю, что наряду с другими предметами, математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика».
Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще,  владение математикой  -  это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.
Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материал. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для ученика очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у обучающихся.
В последние годы вопросы нравственности особенно актуальны. Приходится констатировать, что нравственность сильно понизилась. Это в первую очередь отразилось на учащихся. Поэтому я считаю, что учитель любого предмета должен стараться уделять внимание нравственным вопросам на каждом уроке. На уроках математики, мы с учащимися тоже касаемся вопросов нравственности. Взять хотя бы примеры из истории математики: факты свидетельствуют о том, что успехов и научных открытий достигают чаще всего те учёные, которые имея хороший нравственный облик, живут, соблюдая некие нравственные нормы. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. Проведение подобных бесед не только прививает интерес к математике, но и  развивает личность учащегося, повышает его культуру.
Одним из ведущих направлений формирования духовно-нравственного сознания учащихся является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Краеведческий материал очень близок учащимся, он наглядный и конкретный. На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики.
Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
С каждым годом становится все меньше и меньше участников и ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Современное поколение учеников не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны! Но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге советского народа. И даже на уроках математики решение задач с практическим содержанием помогут задуматься учащимся о тяготах военных лет.
На каждом уроке необходимо стремиться развивать в учениках чуткое отношение к жизни. Пусть этим моментам будет выделено совсем немного времени, но оно не пройдет для ученика бесследно. А нравственные моменты есть практически везде.
Иногда, при работе в парах, замечаешь как ученик не желая поступить честно и решить более легкое задание, получив за него тройку, подсаживается в пару к более успевающему, чтобы списать и получить незаслуженную пятерку. В таком случае я говорю ему: «Твой выбор в сторону обмана и зла огорчает и отдаляет от тебя твоего Ангела-хранителя. И в самый ответственный момент он не успеет к тебе на помощь».
В заключение хотелось бы сказать. За все время обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И, если по словам Эразма Роттердамского: “Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются”, то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.