Статья Формирование духовно-нравственных ценностей в воспитании детей младшего школьного возраста (4 класс)

Тема: Формирование духовно-нравственных ценностей в воспитании детей младшего школьного возраста.
Автор: Русакова С. В., МБОУ «Лицей», рабочий телефон, мобильный телефон: 8 9103802515, учитель начальных классов, высшая категория
Воспитать человека интеллектуально, не
воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
В последнее время наблюдается тенденция нравственного и духовного обнищания общества. Поэтому школа и семья должны встать на защиту нравственности. Все чаще учителей и родителей волнуют вопросы: как защитить ребенка от безнравственности; как объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; как научить ребенка совершать нравственные поступки.
Исследователь проблемы нравственного воспитания детей С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человекеПонятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». [1, с. 101] Это все понятия нравственности.
Фундамент нравственного воспитания детей закладывается с самого раннего детства. В школу приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые; и открытые, простые, любящие все живое. Крупицы доброты я вижу в каждом и стараюсь закрепить это чувство. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру как к солнцу. И это добро должно обязательно исходить от педагога и родителей. Отрадно слышать от детей следующие рассуждения.
Значит, совместная работа педагога с детьми не проходит даром.
В план воспитательной работы на учебный год я включаю мероприятия, направленные на развитие духовно – нравственной стороны личности.
Рассмотрим классный час из цикла занятий «В мире добра».
Тема: Спешите делать добро
Цель: Развитие чувства добра, сочувствия, сопереживания как регуляторов морального поведения.
Задачи: Познакомить с понятиями «добро», «сочувствие»; воспитывать в детях чувство доброго отношения к окружающим людям; развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова.
Оборудование урока: компьютер; мультимедийная установка; аудиозапись легенды; запись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»; запись песни А.Пахмутовой «Услышать сердце человека»; изображения сердечек; карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель: Ребята! У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо!» В это время звучит песня Б. Окуджавы « Давайте говорить друг другу комплименты».
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство доброта. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Именно о доброте мы сегодня и поведем разговор.
2. Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, фиксация индивидуального затруднения
Учитель: Как вы понимаете смысл слов Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога»?
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Мы продолжаем наше общение с добрыми словами. Найдите для каждого человека добрые слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении со своими друзьями.
Игра «Добрые слова»: дети подбирают добрые слова
Давайте вместе с вами подумаем, а что такое доброта? (Доброта это солнце, которое согревает душу человека, это мама, добрые поступки...)
Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С. Ожегова: «Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». А зачем нужно творить добро?
4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие детьми нового знания
Учитель: Все люди согласны с золотым правилом этики: «Как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Какие же причины есть у христиан для того, чтобы творить добро?
Послушаем древнюю легенду о том, как Петр пришел в Рим. Звучит аудиозапись
Почему христиане благодарны Христу? (Люди благодарны за подвиг Христа, за его жертву)
Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра? (Подражая жертве Христа, христиане стремятся меньше думать о себе во благо других и при этом испытывают внутреннюю духовную радость)
Познакомимся с другой притчей о дикаре и царе [2, с.69].
Как вы поняли притчу? Объясните.
Вывод: зачем же нужно творить добро?
(Первая причина: благодарность за подвиг Христа.
Вторая причина: у религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям).
5. Физкультминутка
Игра «Да, нет».
Учитель: Сейчас я вам буду задавать вопросы. Если вы отвечаете на них «да» - встаньте, если «нет» - не поднимайтесь с места
-В каждом ли человеке живет доброта?
-Можно ли человека заставить быть добрым?
-Можно ли стать добрым?
-Нужно ли быть добрым к любому человеку?
6. Реализация построения проекта
Учитель: А что человек чувствует, когда творит добро? (Радость, удовлетворение, счастье)
Оказывается, что много добрых дел совершает тот, кто может услышать сердце человека. Звучит песня А.Пахмутовой «Услышать сердце человека»
В прозвучавшей песне мы услышали такие слова: «Услышать сердце человека возможно только в тишине...». А как можно услышать сердце человека? (Поставить ухо к груди, как это делает врач и услышать стук человеческого сердца)
Это прямой смысл слов, а имеют ли эти слова какой-то другой смысл в переносном значении? (Услышать сердце человека-это значит услышать то, что он чувствует, понять его радость, боль).
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель: Каждой группе предлагаю решить следующие ситуации.
1.В классе один мальчик обидел девочку, обозвав ее. Девочка очень сильно плакала. Ваши действия.
2. Мальчики по дороге в школу заметили голубя, который не мог летать, так как у него подбито крыло.
3. Мальчик потерял в школе книгу и очень сильно расстроился. Чем вы можете ему помочь? Дети обсуждают ситуации в группах.
Учитель: Молодцы! Вы посочувствовали девочке, помогли голубю с подбитым крылом и смогли успокоить мальчика, потерявшего свою книгу. Прислушаемся к тому, как звучит сочувствие. Звучит аудиозапись
-Я хотел бы понять, что он чувствует.
-Если бы я оказался на его месте, мне тоже было бы трудно.
-Что, если бы я стоял на лугу и просил милостыню.
-Хорошо бы как-нибудь помочь ему.
-Хотя он и плохо поступает, я думаю, что ему трудно живется, и я хотел бы помочь ему стать счастливее.
- Так что же такое сочувствие? Каждый из вас может высказать свое мнение.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Появляется слайд: «Твое мнение»
-Сочувствие-это умение ставить себя и самых близких людей на место других.
-Сочувствие-это стремление заботиться о других, когда они нуждаются в помощи.
-Сочувствие-это любовь и забота о животных, о природе.
Учитель: Согласны ли вы с этими утверждениями? Если согласны, то попробуйте в каждом утверждении вместо слов «сочувствие» поставить короткое слово «я». К каждому утверждению подберите пример.
9. Включение в систему знаний и повторение
Учитель: Вижу, что у всех у вас, дети, есть желание помочь другим.
Оказывается, тот, кто может сочувствовать, совершает много добрых поступков, то есть творит добро.
В заключение нашего урока выполните еще одно задание на размышление. Попытайтесь закончить такую фразу: «Я хочу творить добро, потому что...»
Игра «Спеши делать добро»
Пусть каждый из вас подумает и на сердечке напишет добрые поступки, которые он совершил за неделю. Мы соберем все добрые поступки, и это нам поможет и дальше жить по-доброму.
10. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Из сегодняшнего разговора я еще раз убедилась, что в нашем классе все дети с большим и добрым сердцем. Ведь самое главное в человеке - это сердце. Именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга.
Я хочу попросить всех вас: творите добро, делайте добрые дела, пусть даже самые маленькие и от этого нам, прежде всего нам, нашей душе будет легче и спокойнее. Ведь быть человечным - это значит приносить людям радость.
Дети рассказывают стихотворение Н.Добронравого «Дарите
радость людям».
Литература:
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы – М.: Просвещение, 2012