МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСТРОМСКОЙ ЛЕСОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ:
«РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»
Работу выполнила:
преподаватель истории
Смирнова Е.И.
КОСТРОМА, 2015
Согласовано: Рассмотрено и утверждено на заседании
зам. директора цикловой методической комиссии
по научно-методической работе Бубнова М.В. общеобразовательных дисциплин
_______________ (Бубнова М.В.) Протокол № _______
«____» ноября 20_14__ г.
Методист Цветкова Т.Ю. Председатель ЦМК

_____________ (Цветкова Т.Ю.) ______________ (Киселёва Т.Н.)

Аннотация
Данная методическая разработка посвящена использованию и применению ролевых игр для формирования общих компетенций на уроках истории. Она содержит анализ информационных источников, а также разные виды игр, и применения их на занятиях истории.
Разработка призвана помочь преподавателям истории среднего профессионального образования, разрабатывать и эффективно применять данный метод на любых исторических занятиях.
Автор – составитель: Смирнова Е.И., преподаватель дисциплины История ОГБОУ СПО «Костромской лесомеханический колледж»
Рецензент:________________ (Ф.И.О.)
Содержание
стр.
Введение……………………………………………………………………………..4
1. Дидактическая игра как педагогическая технология……………………………………. …………………………………….6
2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе………………………………………………………… ………………….8
3. Характеристика ролевых игр ……………………… ………………………….10
4. Заключение…………………………………........................................................16
5. Список использованных источников………………………………….……….19
Приложение 1 ………………………………… ………………… …....................20
Приложение 2………………………………………………………………………21
Приложение 3………………………………………………………………………23
Введение
Активизация познавательной деятельности студентов была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в образовании занимать обучающихся, а напротив - приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». И в XXI веке этот вопрос остается актуальным.
Познавательная активность обучающихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности.
Одной из форм активизации познавательной деятельности является игра.
В.А.Сухомлинский говорил: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому она так необходима для развития личности.
Игра развивает способности студентов к осмыслению событий, готовит к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучает содержательному и эффективному взаимодействию.
Каждый преподаватель желает, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Преподавателям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Особенно в современном образовании, которое, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Как удивить современного студента, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока? Как решить одну из важнейших задач современного образования – задачу "формирования у студентов готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели"?
Для этого на уроках мною используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей обучающихся.
На мой взгляд, одной из технологий, формирующих вышеназванные компетентности студентов, является дидактическая игра как одно из средств интенсификации обучения. (Интенсификация - от латинского Intension - "напряжение, усилие", facio - "делаю" - увеличение напряжённости, повышение производительности).
Современный преподаватель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут студенту не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыражения. На уроках должна царить атмосфера творчества, желание размышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций, активно высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, данная задача является актуальной в историческом образовании.
Цель: показать возможность применения ролевых игр на уроках истории, для формирования общих компетенций.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить место и роль применения ролевых игр для формирования общих компетенций на уроках истории;
-обосновать классификацию ролевых игр по типу и характеристике;
-проанализировать эффективность применения ролевых игр для контроля сформированности компетенций;
- обобщить опыт и представить в виде методической разработки;
Приоритетным направлением в педагогической деятельности, рассматриваю использование ролевых игр на уроках истории. Для того чтобы ролевые игры были продуктивными, знания студентов должны быть определённым образом организованы в систему и весь излагаемый материал строго структурирован. Поэтому считаю важным, что умение разрабатывать ролевые игры, позволят студентам выполнить мыслительные операции: запоминание, воспроизведение, соотнесение, сравнение, разработка собственной позиции, аргументация и т.п.
1. Дидактическая игра как педагогическая технология
Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Игра была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжёлый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всём мире такая картина просуществовала до конца XIX века.
Сам термин "дидактические игры", под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, ввели Ф. Фребель и М. Монтессори [12]. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они начали проникать и в средне профессиональную среду, принимая сначала форму игровых приёмов в обучении. В России только в 1960-е гг. - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Л. Соловейчиком [13]. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное. Но этот всплеск интереса к занимательности обучения очень быстро иссяк, идеологизация обучения вытеснила игры из работы преподавателей в колледже, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов - Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и др. Занимательность уступила место рационализации обучения.
Что же такое есть игра вообще и игра дидактическая? Теоретический анализ философской и психологической литературы (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина) позволяет определить игру - в широком смысле слова - как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях [3].
Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений и навыков" (Психологический словарь, М.:1990), можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков [4].
Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые её составляющие (компоненты):
- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности, в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности,  её способности и характер;
- условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.
Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Задача в учебнике по математике тоже условна, хотя и задача может превратиться в игру, приобретя занимательность для обучающихся. Занимательная подача условий задачи может превратить её в ролевую игру. А главной целью дидактической игры должна стать именно активная познавательная позиция студентов, ставшая основанием собственной и самостоятельной мыслительной деятельности.
Таким образом, педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.
Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Студент приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе
В современном образовании, делающий ставку на интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебной дисциплины;
-как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
-в качестве урока (занятия), или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).Проблему дидактической игры как педагогической технологии исследуют Л. П. Борзова в методическом пособии для учителя "Игры на уроке истории", А. Гин в пособии для учителя "Приемы педагогической техники"; А.П. Ершова и В. М. Букатов в статье "Театральные подмостки школьной дидактики"; классификацию и систему игр можно найти в сборнике Г.А. Кулагиной "Сто игр по истории" (М., Просвещение, 1983) [2].
Существующие педагогические игры можно классифицировать:
по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; релаксационные игры-паузы;по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации и театрализации; по предметной области: исторические, экологические, физические:, музыкальные, театрализованные, литературные, трудовые, технические, производственные, военно-прикладные, туристические, народные, спортивные, обществоведческие, управленческие, экономические, управленческие; без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения.Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой студенты используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания: визуальные, диалоговые, массовые и т.д.
Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности. Необходимо помнить, что сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается.
Наибольшую сложность, на мой взгляд, вызывают сюжетно-ролевые, деловые игры.
3. Характеристика ролевых игр
Ролевая игра- это форма организации учебной деятельности, при которой каждый студент выступает в роли участника событий прошлого. История - специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке - не что иное, как  «создание нереальных ситуаций» (Годер).
Цели:
Изучить, повторить, закрепить  или обобщить материал.
Проверить степень овладения теми или иными общеучебными  или специальными умениями и навыками.
Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
Способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся, дать возможность проявить себя каждому.
Положительный эффект:
В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания студентов, расширяется круг источников постижения истории.
Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как студент побывал в роли участника событий прошлого.
Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность обучающихся.
Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения студента и преподавателя становятся равнозначными, так как сам преподаватель оказывается в роли зрителя.
Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Ролевая игра дает возможность отличиться студенту, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний преподавателя и товарищей по группе.
Для преподавателя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.
Какие роли могут играть студенты?
Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель  и др.)
Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
Подготовка:
Планирование игры.
Работа со студентами:
3. Сообщение темы, даты проведения ролевой игры.
4. Распределение ролей и заданий.
5. Разбивка на группы, по необходимости – выборы жюри, ведущих,
знакомство с планом игры.
6. Объяснение целей и ожидаемых результатов.
7. Форма представления материала.
8. Дополнительная литература.
9. По необходимости – консультации, репетиции.
10. Изготовление необходимых дидактических материалов.
11. Сообщение о контроле знаний.
Варианты контроля знаний:
Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.
Оценка за подготовку к игре дома (рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение   и др.)
Работа в тетради по ходу игры (запись выступлений других студентов, таблица, ключевые слова и др.)
На следующем уроке  - проверочная работа, тест, исторический диктант и др.
Ход игры:
Организационный момент.
Ролевая игра.
Рефлексия: устный анализ в конце урока, анкета, заметка в газету, выставка творческих заданий и др. Игра должна стать не просто упражнением, но и познавательным опытом, поэтому в конце урока необходимо закрепить цель и познавательную ценность занятия, обсудить и оценить сам процесс и его результаты, наметить перспективу.
Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:
Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник преподавателя, консультант, член жюри и др.Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Студент–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов.Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.
Интервью – студенты задают вопросы представителю другой исторической эпохи.Урок «Жизнь феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Что получал победитель?
Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.
Историческое письмо или телеграмма. Узнай, кто мог быть автором. Урок «Индия в средние века». «Пишу тебе я, славный потомок Чингисхана. Я завоевал северную Индию и создал огромное могучее государство. Посоветуй, как мне его назвать, чтобы в веках о нем осталась память». (Бабур, Империя Великих Моголов). Студенты не только угадывают, но и сами пишут письма от имени исторических персонажей или историческим персонажам (Жанне Д Арк, М.Ломоносову, Лжедмитрию I)
Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (Древляне о князе Игоре).
Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.)
Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же неточности, касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только память, но и внимание. Использую тексты из книги И. А.Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников. История». Если не все ошибки будут найдены, наиболее сильный студент в роли персонажа эпохи, может обратиться к обучающимся с вопросами, пожеланиями. [14]
Кроссворды, загадки-рифмовки, кричалки и т.д.
На своих уроках применяю ролевые игры. Примеры ролевых игр.
Ролевые игры предполагают перевоплощение, например, в журналистов, экскурсоводов, съемочную группу. Здесь правила игры, сюжет определены заранее, игра требует серьезной подготовки, умения пользоваться специальной литературой, понятийным аппаратом. Обучающиеся проводят виртуальную экскурсию по Афинскому Акрополю, по средневековым городам Руси Владимиру, Новгороду, по Московскому Кремлю времен Ивана III. Иногда экскурсанты попадаются очень уж дотошные, особенно, если это «иностранные туристы». «Иностранцы» задают «экскурсоводам» множество вопросов, а те пытаются выйти из довольно сложных ситуаций. Попробуйте-ка объяснить значения таких слов, как апсиды, закомары, пилястры, консоли. Группа студентов, исполняющая роль «экскурсантов-иностранцев», заранее готовит каверзные вопросы. Поэтому игра проходит в режиме соревнования, с большой активностью студентов.
Урок - интервью или игра в «журналистов» удаётся в группах первого курса. Придумать и сформулировать вопросы для интервью – дело непростое. Интервью помогает раскрыть некоторые стороны личности исторического деятеля, дать ему возможность оправдаться перед судом истории. Студенты брали интервью у Петра I, императрицы Екатерины II, Наполеона Бонапарта, Никиты Хрущева, Владимира Путина. Несомненно, что журналисты, готовящие интервью, должны хорошо знать своего героя. Таким урокам всегда предшествует тщательная подготовка. Вопросы ребята придумывают оригинальные, злободневные, с долей хорошего юмора. На таких уроках студенты учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, рассматривать проблемы с разных сторон. Иногда используется прием «Позвольте мне ответить за него». Интервьюирование—хороший способ связать изученное на уроках с реальной жизнью, расширить социальные представления обучающихся, развить у них навыки общения с различными людьми. В группах первого курса колледжа при изучении темы «СССР в 1953-1964 годах» во время подготовки круглого стола, посвященного деятельности Никиты Сергеевича Хрущева, ребята берут интервью у своих бабушек и дедушек, у тех, кто помнит это десятилетие после смерти Сталина. И это уже не просто игра в журналистов, а серьезная работа и большая ответственность. История глазами очевидцев всегда вызывает особый интерес, так как эпоха предстает перед нами наиболее отчетливо и зримо, современные студенты получают возможность прикоснуться к прошлому.
Приемы ролевых игр используются и на уроках обществознания. Например, на уроке «Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора» обучающиеся моделируют различные ситуации, такие как «собеседование с работодателем» и обыгрывают их. На уроке «Семья и брак» студенты разбиваются на пары (юноша, девушка) и создают модель идеальной по их представлению семьи, пытаясь прийти к общему решению по вопросам материальным, семейных ценностей, стиля взаимоотношений.
Традиционной в колледже стала ролевая игра по обществознанию «Выборы». Группы создают виртуальные «партии», разрабатывают основные положения программы и пути реализации ее, готовят выступления на тему «Политика партии в области образования», изучают предвыборные технологии. В ходе игры происходит политический брэйн-ринг между лидерами партий, встреча с избирателями, дебаты и, наконец, выборы.
Кроме ролевых, использую на уроках и другие виды игр.
Игры-конкурсы. Игра может использоваться как фрагмент урока в режиме соревнования: «Дуэль с указками» (у карты), «Кроссворд без поля», «Зашифрованная телеграмма», «Исторический аукцион». Вызывают интерес старые игры с новой «начинкой»: «Третий лишний», «Крестики-нолики» (поставить свой значок ученик может в том случае, если он ответит на вопрос), «Найди клад» (работа с фрагментом исторической карты без единой надписи), «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Поле чудес».
Игры-конкурсы хорошо применять на итоговых уроках. Они помогают обобщить и закрепить изученный материал. Например, игра «Исторический марафон» для первых курсов. Группа делится на «Спортивно-исторические команды», на «беговых дорожках»- партах только чистые листы бумаги и ручка. В руках у преподавателя игрушечный пистолет, играющий роль стартового.
Первый «забег на короткую дистанцию»: в течение пяти минут студенты должны написать как можно больше дат и событий по истории пройденного периода. Та команда, которая справилась результативнее, считается пришедшей к финишу первой.
Второй «забег на среднюю дистанцию»: команды должны в течение 10 минут написать имена знаменитых людей изучаемого периода. За такое короткое время, работая коллективно, с действительно спортивным азартом, обучающиеся успевают вспомнить да 2-х десятков людей, оставивших свой след в истории.
Третий «забег на длинную дистанцию»: студенты за 15 минут должны вспомнить и записать места исторических событий. Итоги подводятся после каждого забега, за каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Последнее задание – «бег с препятствиями». Выполняя его, студенты должны сориентироваться в тексте учебника и быстро найти нужную информацию. Преподаватель задает вопросы, и команды быстро находят ответы. Например, кого называли «Делатель королей»? Как «Королева морей» сбила крестоносцев с пути истинного? Вопросы непростые, поэтому ребята ищут ответы с помощью учебника, словно преодолевают препятствия, проходя сквозь чащу фактического материала. Игра «Исторический марафон» помогает быстро и четко повторить в сжатой форме пройденный материал.
В качестве итогового урока можно провести игру «Детективы от истории». Приведу пример такого урока в группе СП-11 после изучения темы «Киевская Русь». Коллектив работает по группам.
Первое задание – разминка детективов. Каждая группа составляет словесный портрет какого-либо исторического лица (Княгиня Ольга, Князь Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый и т.д.). Группы по словесному портрету угадывают, о ком идет речь.
Второе задание сложнее: историк Лев Гумилев утверждал, что руку печенегов, уничтоживших войско и самого князя Святослава в 972 году, направляли не византийцы, как считает ряд историков, а свои – киевляне. Кто действительно был заинтересован в гибели князя, его войска? Группы выдвигают свои версии и обосновывают их.
Следующее задание заключается в том, что детективы должны работать с документами, «писанными на бересте». Группам даются тексты грамот без перевода (по изданию В.Л. Янина «Я послал тебе бересту…», Москва, 1965 г.) Студенты должны разобраться в содержании документа, сделать всевозможные выводы и даже найти состав преступления. Грамоты содержат «челобитие» крестьян, их жалобы. В итоге первокурсники воссоздают картину жизни в раннефеодальном государстве.
Четвертое задание называется «О чем говорят вещдоки?» Группам выдаются фотографии так называемых вещественных доказательств, по которым они должны рассказать о связанных с ними событиях. Например: шлем, найденный на поле Липецкой битвы, икона «Борис и Глеб», каменная половецкая статуя. Вещдоки подобраны таким образом, чтобы студенты рассказали о феодальных усобицах, которые пагубно влияли на обороноспособность Руси, сделали выводы об отрицательных последствиях феодальной раздробленности.
Последнее задание бывает шуточным. Детективы анализируют свидетельские показания. Это какой-либо текст со словами, значения которых современные студенты могут не знать. Например, текст с описанием быта людей, где встречаются такие слова, как «куны», «корзно», «братчины», и т.д. В тексте намеренно допущены ошибки, неправильно употреблены незнакомые слова, что и вызывает при разборе смех и хорошее настроение.
Подобные игры помогают усвоить сложный материал, пробуждают интерес к истории, развивают историческое мышление, воображение, речь, память.
Вопрос на 30 баллов в номинации «Культура»:
Как Петр I распорядился привлекать посетителей в первый музей? (Денег не брать, подавать напитки, чай, кофе)
Вопрос на 40 баллов в номинации «Внешняя политика»:
О каком событии сказал историк В.О. Ключевский «Осаждающие ходили около крепости как кошки около горячей каши»? (Осада Нарвы в 1700 году)
Вопрос на 50 баллов в номинации «Внутренняя политика»:
Петр, создавая Синод, сказал: «Отец мой имел дело с одним бородачом, а я с тысячами». Кого имел в виду Петр? (Патриарха Никона).
Очень важно, используя игровые методики, «не заиграться». Чтобы избежать такой опасности, необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью. В игре студент говорит и действует от имени персонажа, т.е. необязательно, чтобы он считал правильным его образ мыслей и действия. В обсуждении он говорит то, что думает на самом деле. После игрового этапа обязательно нужно подвести итог, что получилось, что нового мы узнали на уроке, чьё выступление произвело впечатление, что не удалось, какой опыт можно использовать на других уроках. Очень важно на таких уроках творчества расставить акценты, подчеркнуть важные моменты, поставить перед студентами новые проблемы.
Заключение
На своих уроках применяю ролевые игры, которые показали, что активно взаимодействуя друг с другом в самостоятельной деятельности, студенты успешнее могут решить поставленную перед ними игровую задачу. Показать способы её решения, меньше тратят время на придумывание сюжета, а больше играют, и поэтому можно отметить больше показателей интегративного развития обучающихся. Подводя итоги работы, можно утверждать, что были выполнены поставленные задачи:
- определить место и роль применения ролевых игр для формирования общих компетенций на уроках истории;
-обосновать классификацию ролевых игр по типу и характеристике;
-проанализировать эффективность применения ролевых игр для контроля сформированности компетенций;
- обобщить опыт и представить в виде методической разработки;
Таким образом, была достигнута цель работы: показать возможность применения ролевых игр на уроках истории, для формирования общих компетенций.
Во время игры студентов отмечала следующие показатели:
• «Умеет находить способы решения различных проблем с помощью действий поискового характера»;
• «В зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач (проблем) »;
• «Способен предложить собственный замысел и воплотить его» (в интегративном качестве;
«Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»);• «Откликается на эмоции друзей, близких людей»;
• «Сопереживает персонажам истории, (в интегративном качестве «Эмоционально отзывчивый»);
• «Владеет диалогической речью и адекватно использует вербальные и невербальные средства общения»;
• «Способен самостоятельно действовать»;
• «Задает вопросы, в случаях затруднений обращается за помощью к преподавателю» (в интегративном качестве «Любознательный, активный»).
1. Преподаватель может быть наблюдатель и участник в игре;
2. Игра выявляет диагностируемые параметры почти всех интегративных качеств;
3. Игровая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия;
4. Игра может продлиться до 40 минут;
5. Тематика игры знакома студентам и учитывает диагностические показатели;
6. В игре используются предметы – заместители;
7. Выявить уровень ближайшего развития.
Сюжет игры, который мною выбран, был прост и понятен студентам «Суд во времена Ярослава Мудрого». Распределив роли, студенты стали выбирать необходимые атрибуты для игры: кому что нужно. Апробация игры выявила показатели почти во всех интегративных качествах в содержание, в которых входят умение взаимодействовать, проявлять свое отношение, умение регулировать свои действия:
• «Любознательный, активный»;
• «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия»;
• «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»;
• «Способный управлять своим поведением… »
Проведя апробацию данных игр, я сделала вывод, что основным критерием их отбора является:
- возможность проявить студенту свою инициативу и самостоятельность;
- посмотреть за состоянием каждого студента участвующего в игре:
-как себя чувствует,
-какое у него настроение,
-сможет ли он сегодня увлечься, поиграть или провести с ним игру попозже,
-заранее продумать и подготовить показатели, которые нужно продиагностировать,
-повторить для себя правила – ход игры: что сначала, что потом,
-придумать организацию детей во время диагностики.
Так, в ходе апробации игр, которые знают и играют студенты в группах, я сделала вывод, что ролевую игру можно применять для формирования общих компетенций.
Для формирования у студентов социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность обучающихся, свободу в установлении отношений друг с другом.
Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "студенческого общества". Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного студента информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.
Таким образом, важной задачей образования становится развитие у обучающихся умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке.
Занимаясь проблемой использования игр на уроках истории, я пришла к следующим выводам:
Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности.
В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
В игре возможно вовлечение каждого студента в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный обучающийся способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре студент может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов)
В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина:
"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам"[5].
"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Студент сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".
Список использованных источников
Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.
Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с. [2]
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е издание. / Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил. [3]
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Выготский Л.С. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с. [4]
Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с. [5]
Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков, Диссертационная работа / ил РГБ ОД 61:85-13/54 /http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/157833.html
Ершова А.П., Букатов В. М. Театральные подмостки школьной дидактики. История социоигровой педагогики, драмогерменевтика / http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6107 Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М., 1965.
Люрья Н. И., Черепова Н. Ю. Игра как метод обучения мышлению. Центр региональной политики развития ЦРО РАО. "УВК№ 1835. /Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. - 257 с.
Макаренко А.С. Педагогическая поэма./ http://archive.1september.ru/gazeta/2000/52/2-1.htm
Макарьев И. "Если ваш ребёнок левша. / Лань, 2007. - 128 с.
Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /М.: Изд. Дом "Карапуз", 2004. - 272 с., ил. [12]
Соловейчик С. Л. Педагогика Для Всех: Книга для будущих родителей./ М.: Дет. лит., 1987./ http://www.1001.vdv.ru/books/pdv/ [13]
Федорчук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998.
Приложение 1
Тема. Русь и её соседи в XI-XII веках.
Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская, Правда»
Ролевая игра
1. Тема. Суд во времена Ярослава Мудрого
2 Концепция игры: студентам предлагается следующая ситуация ролевой игры. Перенестись в XI век. Суд во времена закона «Русской, Правды», Ярослава Мудрого. Представить, что студенты находятся в XI веке. На центральной площади в Киеве проходит заседание суда. Заранее, студенты по собственному желанию выбирают роли. Остальные ребята делятся на группы. 1 группа – эксперты, устанавливают основные события, предъявляемые подсудимому в качестве обвинения. 2 группа – следователи, рассматривают причины и определяют мотив деятельности.
3 Роли: князь, боярин, тиун, видок (свидетель), гончар Лука, женщина из толпы.
4 Ожидаемый (е) результат (ы): имитация народного суда в XI веке во времена закона «Русской Правды», Ярослава Мудрого, овладение студентами ключевыми компетентностями, воссоздание данного события. Данная игра, позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала. Развивает историческое воображение. Помогает прочувствовать ситуацию. Учит сравнивать полученную информацию прошлого и настоящего.
Критерии оценки:
-оценка «отлично» выставляется студенту, если: хорошо знает историческую хронологию, имеет развитую речь и владеет исторической терминологией, умеет сравнивать исторические явления, излагает несколько мнений и своё личное по оценке исторического явления или исторической личности;
-оценка «хорошо» умеет сравнивать исторические явления Отечественной истории, излагает одно мнение при оценке исторического явления или исторической личности, исторической терминологией владеет слабо, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
-оценка «удовлетворительно» слабо делает выводы и обобщения, имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей, слабо знает историческую хронологию, речь не развита;
-оценка «неудовлетворительно» обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки, поверхностные знания по исторической хронологии, речь не развита, терминологией не владеет.
Приложение 2
Тема 9.2. Россия в эпоху реформ Александра II
Ролевая игра
1. Тема Реформы Александра II.
2 Концепция игры: студентам предлагается следующая ситуация ролевой игры. Перенестись в XIX век.
Например, при изучении темы «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» можно провести игру «Импровизации на тему…». Группа студентов делится на несколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной теме. Игровые задания записываются на карточке, там же указываются страницы учебника, где можно найти информацию, можно дать студентам дополнительный материал. Время на работу ограничено 15 минутами, затем группы показывают инсценировки.
4. Ожидаемый (е) результат (ы): имитация либеральных реформ 1860-1870-х гг., позволяет овладеть студентами ключевыми компетентностями, воссоздание данного события. Данная игра, позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала. Помогает прочувствовать ситуацию, что позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение.
Учит сравнивать полученную информацию прошлого и настоящего.
1. Военная реформа
Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше тоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…»
Роли: сельский староста, крестьяне
2. Судебная реформа
Сюжет: Заседание окружного суда по делу В.И. Засулич. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного.
Роли: судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседатели обвиняемая, свидетели.
Так можно провести игры по всем реформам, что позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение.
Критерии оценки:
-оценка «отлично» выставляется студенту, если: хорошо знает историческую хронологию, имеет развитую речь и владеет исторической терминологией, умеет сравнивать исторические явления, излагает несколько мнений и своё личное по оценке исторического явления или исторической личности;
-оценка «хорошо» умеет сравнивать исторические явления Отечественной истории, излагает одно мнение при оценке исторического явления или исторической личности, исторической терминологией владеет слабо, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
оценка «удовлетворительно» слабо делает выводы и обобщения, имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей, слабо знает историческую хронологию, речь не развита;
-оценка «неудовлетворительно» обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки, поверхностные знания по исторической хронологии, речь не развита, терминологией не владеет.
Приложение 3
Игра по итогам пройденного материала за 1 полугодие
в колледже по истории
Цель игры:
- развитие у студентов интереса к истории;
- обогащение знаний по предмету;
- создание условий для проявления творческих способностей студентов;
- развитие умений работать в группе;
- развитие эрудиции у студентов;

Ход игры.
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем 1 тур «Умники и умницы» игры по истории. Правила всем, надеюсь, хорошо известны. Но, на всякий случай, я напомню: после отборочного тура финалисты выйдут на наши дорожки.
Как видите, они красного, желтого и зеленого цветов.
На красной дорожке нельзя совершать ни одной ошибки,
На желтой допускается одна ошибка,
на зеленой дорожке – две ошибки.
Итак, начнем отборочный тур. Участвовать могут все желающие. Я задаю
вопрос, вы, если знаете ответ, поднимаете руку. С места выкрикивать нельзя. За правильный ответ вы будете зарабатывать по «1 Уму» в каждой команде индивидуально (Жетончики)
Вопросы для отборочного тура:1) Как в Древней Руси называлось Балтийское море? (Варяжское)
2) В каком городе состоялся съезд князей? (Любеч)
3) Как в Древней Руси назывался Кремль? (Детинец)
4) Назовите город, который являлся матерью всех городов? (Киев)
5) Религия восточных славян? (Язычество)
6) Что означает слово «гардарика»? (Страна городов)
7) Что такое бортничество? (пчеловодство)
8) В какой город Рюрик был призван на княжение? (Новгород)
9) Кто был главным богом у восточных славян? (Перун)
10) Назовите форму сбора дани при князе Игоре? (Полюдье)
11) Какой русский князь умер от своего коня? (Святослав)
12) Как звали жену князя Игоря? (Ольга)
13) Как назывался первый закон на Руси? («Русская, правда»)
14) Какое событие произошло на Руси в 988 году? (Крещение Руси)
15) Как называли шведских и немецких рыцарей, которых победили войска Александра Невского? (Крестоносцами?)
16. Лыковая обувь русских крестьян? (Лапти)
Давайте проверим, кто же набрал наибольшее количество жетончиков?
В зависимости от того, кто набрал самое большое кол-во жетонов – тот и выбирает себе дорожку, по которой будет идти. В случае одинакового кол-ва жетонов можно предложить дополнительные вопросы
Итак, дорожки выбраны. Остается только по ним пройти! Тот, участник, который пройдёт первым – заработает 10 очков для команды, второй – 8, третий – 6. В случае если игрок не ответил на вопросы, команда не зарабатывает очков. Для команд наблюдателей, если вы знаете правильный ответ, надо поднять руку, ответить и заработать для команды очко! Пожелаем удачи нашим финалистам и начнем игру:
Вопросы для игры: 14 – 16 шт.
Как на Руси называли царскую охоту? (Государева потеха)
У кого появились самые первые флаги? (У воинов)
Как в Древней Руси называли воина, дружинника? (Ратник)
Первооткрывателем какой земли стал Ермак? (Сибири)
При каком царе началось книгопечатание? (При Иване Грозном)
Кто является основателем Москвы и Костромы? (Князь Юрий Долгорукий)
Что означает вече? (Народное собрание)
Князь, который крестил Русь. (Владимир Святой)
Как назывался в Древней Руси торговый путь? («Из варяг в греки»)
Скажите на древнерусском «сидящий рядом», если сейчас мы этим словом называем и «живущего рядом». (Сосед)
Какой город древние славяне называли «Царьград»? (Константинополь)
На берегах какой реки построен город Новгород? (Волхов)
Столица Древнерусского государства? (Киев)
Как в старину называли хлеб? (Жито)
Как называлась иерархия богов князя Владимира Красно Солнышко? (Пантеон)
С древнейших времён до сегодняшних дней – представитель своей страны за границей? (Посол)
Качество дорог на Руси стало притчей во языцех. Поэтому радушный хозяин не мог ничего лучшего пожелать отъезжающим гостям, чем... Что? (Скатертью дорога.)
Как называется самая молодая религия? (Ислам)
Специалист, занимающийся изучением быта и культуры древних народов по сохранившимся памятникам, проводит часто раскопки? (Археолог)
Подведём итоги (подсчёт командных очков)
Переходим ко второму туру под названием «Разведку боем».
Я задаю вопрос и даю три варианта ответа. Дослушав вопрос до конца, команда, которая готова ответить на вопрос подает сигнал флажком, который лежит у вас на столах. Команда, подавшая сигнал до окончания чтения вопроса лишается права ответа. Команды готовы? Тогда в разведку! Правильный ответ равен «1 Уму»
Вопросы: 10 – 12
1. Имя монаха, который написал «Повесть временных лет»?
а) Мефодий б) Нестор в) Дионисий
2. Атаман, покоривший Сибирь?
а) Махно б) Иван в) Ермак
3. Крестьянин, пожертвовавший жизнью ради спасения молодого царя?
А) Алексей Адашев б) Иван Сусанин в) Фёдор Сабур
4. При нем были воздвигнуты два замечательных храма во имя Святой Софии: один в Киеве, другой в Новгороде?
а) Владимир Святом б) Иван Грозный в) Ярослав Мудрый
5. Имя князя, всю жизнь проведённого в походах, предупреждавшего врагов: - «Иду на Вы»?
а) Святослав Игоревич б) Александр Невский в) Иван Грозный
6. Какой русский князь написал «Поучение своим детям»?
а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Юрий Долгорукий
7. Какое событие произошло в 1242 году?
а) Невская битва б) Ледовое побоище в) Битва на р. Калке
8. Как называлась ханская грамота?
а) ярлык б) булла в) улус
9. С какой страной Русь впервые подписала договор?
а) Англией б) Францией в) Византийской империей
10. Как на Руси назывался размер дани?
а) уроки б) погосты в) полюдье
11. Какому князю принадлежит заслуга «Объединения Руси»?
а) Ивану III б) Ивану IV в) Василию II
12. Какой день давал право по судебнику 1497г. Ивана III переходить от одного господина к другому на работы?
А) Юрьев день б) «Заповедные лета» в) «Урочные лета»
Подведём итоги по окончании двух раундов, кто же из команд у нас является лидером? (подсчёт командных очков)
Переходим к, Третьему туру под названием «Военный совет», посвящённый Куликовской битве.
Каждая команда получает «секретный пакет» с вопросами, на которые они должны ответить за 4 минуты. Жюри отмечает не только скорость и правильность ответов, но и сплоченность команды во время проведения «Военного совета». Наивысшая оценка за конкурс – 5 «Умов».
Вопросы для военного совета: (Куликовская битва)
1. Назовите имя хана, с которым состоялась Куликовская битва? (Мамай)
2. В каком городе Дмитрий Донской начал собирать ополчение? (Коломна)
3. Назовите участников-костромичей в битве? (Фёдор Сабур, Григорий Холопищев)
4. Когда и в каком году произошла Куликовская битва? (8 сентября 1380г)
5. Имена, каких богатырей по преданию, стал сигналом к сражению? (Пересвет и Челубей)
6. Как вы думаете, в чём проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
7. Кто дал благословение на битву с ордой? (Сергий Радонежский)
8. Каково значение Куликовской битвы?
9. Почему Куликовская битва не положила конец зависимости Руси от Орды?
10. Что вам известно о судьбе Мамая? (Войско перестало существовать, а сам бежал в Крым там и погиб).
Подведём итоги по окончании трёх раундов, кто же из команд у нас является лидером? (подсчёт командных очков)
Переходим к 4 туру под названием «Видео викторина», по видеоматериалам, пройденным в первом полугодии. Каждая команда письменно отвечает на вопросы , предварительно тихо посовещавшись друг с другом.
Каждый 100% правильный ответ равен 3 Умам. Соответственно не полный ответ по решению судей может быть оценен ниже.
Видео вопросы для тура: 6 шт.
1.Древний Египет (мумификация).
2. Древний Рим (бои гладиаторов)
3. Древняя Греция (Афинский акрополь)
4. Древняя Русь (Правление Рюрика)
5. Восточные славяне (переселение)
6. Воспитание Ивана Грозного
Подведём итоги по окончании четвёртого раунда. Кто же из команд у нас является лидером перед последним решающим туром? (подсчёт командных очков)
Итак, начинаем 5, заключительный тур интеллектуального соревнования. Вы видите на доске 5 секторов по темам пройденного материала за 1 полугодие. В каждом секторе ровно 10 вопросов стоимостью в 3 Ума. Соответственно, если вы отвечаете правильно на все вопросы, то ваша команда заработает – 30 очков. Это возможность не только догнать лидеров, но и перегнать их, если те ответят не на все вопросы. Одна неожиданность в этом туре – Тему для вас выбирает волчок! Первыми крутит волчок команда с наименьшими результатами.
Вопросы для тура: 
I.Монголо-татары.1. Как назывался совет знати у ордынцев? (курултай)
2. Имя Чингисхана? (Темучин)
3. В каком году состоялась битва на реке Калке? (1223г)
4. Какое русское княжество первым подверглось нашествию монголо-татар? (Рязанское)
5. Какой русский город сражался с татарами семь недель? (Козельск)
6. Какое событие, произошло в 1480 году? («Стояние на реке Угре»)
7. Какое государство, впоследствии монголо-татары образовали? (Золотая Орда)
8. Столица, Золотой Орды? (Сарай)
9. Символ власти, выдававшийся в Золотой Орде русским князьям на право княжение, назывался? (Ярлык)
10. Как звали чиновников монголо-татар, которые занимались сбором дани? (Баскаки)
II.Образование единого централизованного государства.1. Как звали первого князя, который получил от хана, право княжить и собирать дань? (Иван Калита)
2. Как называлась земля, которая передавалась по-наследству? (Вотчина)
3. Великий Новгород был присоединён Иваном III в 1578году к московскому княжеству, каким путём? (Военного похода)
4. Крестьяне, переходившие к другому владельцу, обязаны были уплатить прежнему хозяину? (Пожилое)
5. Норма, Юрьева дня была установлена? (В судебнике Ивана III)
6. Как назывались рабы, в Московском княжестве? (Холопы)
7. Какому князю, мы обязаны обликом современного Кремля? (Ивану III)
8. Кто правил в эти годы 1462-1505? (Иван III)
9. Как звали вторую жену Ивана III? (Византийская принцесса-Софья Палеолог)
10. Какой официальный титул принял Иван III? («Великий князь всея Руси»)
III. Политика Ивана Грозного.
1. В каком году произошло венчание Ивана IV на царство? (1547г.)
2. В состав неофициального совета Избранной Рады входил наш костромич, назовите его имя? (Алексей Адашев)
3. Пока Иван был маленьким, кто фактически управлял государством? (Его мать, Елена Глинская)
4. Как называлось войско, которое было создано при Иване Грозном? (Стрелецкое)
5. Введение опричнины приходится на год? (1565-1572гг)
6. Одним из главных исполнителей опричного террора был? (Малюта Скуратов)
7. Куда царь переехал, оставив Москву? (Александрова слобода)
8. Против политики опричнины выступил митрополит? (Макарий)
9. Сколько лет длилась Ливонская война? (25 лет)
10. В честь какого сражения, был построен храм Василия Блаженного в Москве, он же Покровский собор? (Взятия Казани)
IV. Возникновение государственности у восточных славян.
1. Как звали князя, которого призвали новгородцы на княжение? (Рюрик)
2. На какие ветви, были разделены восточные славяне? (На южные, восточные, западные)
3. Праздник, поворота солнца на весну у славян назывался? (Масленица)
4. Какое хозяйство, было развито у восточных славян? (Натуральное)
5. Общая родовая собственность, общая пахотная земля, стали распадаться на отдельные участки, отдельные семейные владения. Теперь община называлась? (Соседская)
6. Как называлась, личная охрана у князя? (Отроки)
7. Кто такие «вои»? (Т.е те, кто имел право и обязанность участвовать в войнах и мог себя снарядить для военных целей)
8. Что такое «челядь»? (Женщины, дети, старики)
9. При каком князе произошло объединение городов: Новгорода и Киева? (Олеге)
10. Кем являлся князь Игорь князю Рюрику? (Сын)
Подведём итоги по окончании игры. Сегодня все команды выглядели достаточно убедительно! Но всё, же самой умной оказалась команда группы –
Браво, студентам, умеющим учиться, получать знания и правильно ими воспользоваться! Да здравствует история государства Российского! Мы надеемся, что дальнейшее изучение исторического материала будет таким же продуктивным, как и предыдущий. С Новым годом и Новыми знаниями, друзья!