Разработка предметной недели ИЗО и музыки

Разработка предметной недели музыки и ИЗО
« Какого цвета музыка?»
Внеклассная работа сегодня – это и досуговая деятельность и дополнительное образование. Одной из возможных форм является предметная неделя в школе. Она представляет собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединенных единой целью формирования познавательных интересов, повышения общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся. Расширяя сферу применения полученных на уроках знаний, умений и навыков, они дают возможность привлечь внимание всего коллектива обучающихся и учителей к изучению музыки и ИЗО, продемонстрировать достижения в овладении этими предметами, повысить свой внутренний потенциал.
Как правило, предметные недели проводят во второй половине третьей или в начале четвертой четверти. Подготовка начинается за две – три недели во избежание перегрузки учащихся.
Неделя изобразительного искусства и музыки проводится как заранее подготовленный праздник, побуждающий любовь и интерес к искусству, его истории, произведениям великих художников и композиторов. Это возможность обратиться к национальной культуре и народным традициям.
Предметная неделя становится и поводом ещё раз задуматься над вопросом о месте искусства и музыки в жизни человека, жизни каждого из нас.
Заранее составляется план проведения конкретных дел, определяются ответственные и помощники, проводится соответствующая агитационно- информационная работа( выпуск информационной газеты-объявления о проведении предметной недели). Обсуждение и утверждение плана предметной недели проходит на заседании методобъединения.
Во время проведения недели очень важно сотрудничество учителей и учеников. Примером такого сотрудничества может стать совместное участие детей и взрослых в командной игре, празднике. Школьникам интереснее, когда учитель не только организатор, руководитель, зритель, но и участник, болельщик.
Участники предметной недели - обучающиеся 1-11 классов. Ответственный за проведение – учитель ИЗО и музыки, члены кружка « Волшебная кисть».
В первый день недели на общем стенде вывешиваются стенные газеты и план по проведению предметной недели. Стенные газеты могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или событию, состоять из небольших заметок или конкурсных вопросов. Материал подбирается из различных книг, журналов. Все это благотворно сказывается на развитии кругозора, профессиональных навыков, способствует развитию интересов. В конце недели подводится итог, и объявляются победители.
В течение следующих дней проводятся открытые уроки, конкурсы, КВН, творческие вечера и мастерские, которые могут посетить все желающие.
В завершении предметной недели проводится традиционная творческая выставка, где обучающиеся совместно с учителями представляют свои лучшие работы. При проведении таких мероприятий дети видят результат своего труда, что положительно сказывается на развитии творческой личности обучающихся, способностей, развитии интереса к изучению предмета.
Цели и задачи предметной недели:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;
- содействовать развитию творческих способностей;
- выявлять талантливых обучающихся;
- формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе, самостоятельно.

Этапы реализации:

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

На данном этапе идёт: 1/ подготовка и разработка сценариев мероприятий, бесед;
2/ подготовка необходимых реквизитов, оборудований для работы творческих мастерских;
3/ агитационная работа ( вовлечение обучающихся к участию в предметной недели);
4/репетиции, подготовки выставок.

2 этап - ОСНОВНОЙ

На данном этапе идёт реализация мероприятий предметной недели ( по утверждённому плану)


План недели музыки и ИЗО
( в сельской школе)


Мероприятия
Участники
Ответственные
примечание

1.
Первый день


Открытие недели:
- Торжественная линейка;

- Индивидуальные выставки
юных художников;

- Конкурс юных талантов
« Минута славы»






1-11 классы
Учитель Музыки и ИЗО




1-11 классы
Участники кружка
« Волшебная кисточка»




1-11 классы
Учитель музыки
Организация концерта с приглашением родителей, жителей села.

2.
Второй день


Проведение бесед:
- « Творчество И.Е.Репина»;
/См. Приложение 1/
- « Творчество композитора Ф.И.Гайдна»; /См. Приложение 2/
- « Струнные инструменты»
/См. Приложение 3/




6-8 классы
Учитель ИЗО,
ученица 8 класса
.



8-10 классы
Учитель музыки,
ученик 8 класса




5-7 классы
Учитель музыки, обучающиеся 9 класса.


3.
Третий день


- Тесты, викторины, олимпиады.
/См. Приложение 4/
- Работа творческой мастерской
( иллюстрации к русским народным сказкам).
- Работа творческой мастерской
( роспись по дереву)
1-9 классы
Учитель музыки и ИЗО


Участвуют все желающие, в.ч. учителя школы и родители обучающихся.



1-5 классы



Учитель ИЗО,
Участники кружка « Волшебная кисточка»




6-11 классы



4.
Четвёртый день


Открытые уроки:
- « Вдохновение – сила искусства»
/См. Приложение 5/
- « Архитектурные стили»
/См. Приложение 6/


6-7 классы

Учитель ИЗО, музыки, литературы


Приглашены все желающие



8-9 классы
Учитель ИЗО


5.
Пятый день


Внеклассные мероприятия:
- вечер по произведениям М.П.Мусоргского « Картинки с выставки»; /См. Приложение 7/
- вечер « Музыкальный волшебник М.И.Глинка»
/См. Приложение 8/
- Конкурс сочинений-размышлений « Красота вокруг нас»; « Зачем человеку искусство?».

1-5 классы

Учитель музыки

С последующей выставкой детских работ



5-7 классы

___________
2-11 классы
Учитель музыки

_______________
Учителя русского языка, МХК, ИЗО.
Выставка детских работ
______________
Лучшие сочинения на
информ-стенд.

6.
Шестой день


Закрытие недели:
- Творческие выставки детских работ;
- подведение итогов;
- итоговая линейка с награждением активных участников
- сбор материалов в книгу отзывов и предложений о Недели музыки и ИЗО в школе.


Учитель музыки и ИЗО.
Комиссия
Директор школы, учитель музыки и ИЗО, участники кружка « Волшебная кисточка»





3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На данном этапе идёт подведение итогов и анализ мероприятий всей предметной недели на методическом объединении. Выявляются все недостатки и положительные аспекты, вносятся предложения, которые необходимо учесть для проведения данного мероприятия в новом учебном году.



























Приложение 1.

Творчество И. Е. РЕПИНА
( для обучающихся 6-8 классов)
Цель – Заинтересовать и познакомить обучающихся с творчеством И.Е.Репина.

Творчество Ильи Ефимовича Репина, вобравшее в себя многие важные устремления русского реализма второй половины 19 века, занимает особое место в истории русской художественной культуры. Влияние его произведений на протяжении 1870-1900-х годов было исключительным и во многом определило последующее развитие искусства.
Самым ярким качеством Репина было глубокое устремление к познанию жизни во всех формах её проявления: « жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Со свойственной ему особой остротой, а подчас и болезненностью в восприятии тончайших жизненных вибраций, он с равной страстью выражал свои жизненные впечатления в легком ли карандаше наброске или большом многофигурном полотне. Натура для него была важнее всего. Репин оставил бесчисленное множество карандашных зарисовок, большое количество этюдов. В то же время он прекрасно владел композицией, работая по памяти и воображению. Репин писал быстро, горячо, увлечённо, мог создать портрет в один сеанс.Для Репина, к какому бы жанру его творчества мы ни обратились, всегда характерны и умение найти каждому образу убедительную живописную форму, и глубокий психологизм, и оценка действительности с точки зрения активного участника жизни общества.
Репин родился в городе Чугуева Харьковской губернии. Он рано стал заниматься живописью. В 1864 году отправился в Санкт-Петербург в Академию художеств. Судьба естественным образом связывает Репина деятельностью Товарищества передвижных выставок созданного в 1870 году.
В течение жизни он выступал в роли не только художника, но и общественного деятеля, педагога, теоретика, автора воспоминаний. Он оставил огромное эпистолярное наследие, и сегодня имеющее важное историко-культурное значение. Он пробовал свои силы в разных видах искусства, много работал в графике, в том числе и в качестве иллюстратора, также и в скульптуре. Он испытывал свои талант в разных жанрах: бытовом и историческом, портрете и пейзаже, даже в натюрморте. Однако по всеобщему признанию, наиболее полно он реализовал себя в портретной и бытовой живописи, которые в его творчестве оказались в чрезвычайно плодотворном соединении. Репин убедительно доказал неотделимость завоеваний одного жанра от другого: достижения в области портрета невозможны без таковых в картине на тему современной жизни и наоборот.
Репин много сил отдавал поиску ясности и емкости композиционного решения, прекрасно понимая, что « картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная вещь». Свои устремления он направлял на изображение кульминационных моментов жизни, обращаясь к ситуациям единичным, в каком-то смысле необычным. За исключением группы жанрово-пейзажных работ 1870-х годов в его больших картинах почти отсутствует обыденно-суетное начало, бесконфликтная проза жизни, любование тихой повседневностью. Художник избегает простых бытовых ситуаций, выбирая ситуации уникальные, утверждая их неповторимость, настаивая, что именно из них соткана наша жизнь, призывая расслышать единственность каждой.
Известность начинающему художнику принесла картина «Бурлаки на Волге», написанная в начале 1870 -х годов.

Он изображает просторы великой реки, залитые ослепительным июльским солнцем. Отпечатывая следы на мокром песке, тянется ватага бурлаков ,чьи телесные силуэты резко выделяются на фоне пейзажа .Репин изобразил бесчеловечность бурлаков, тянущих груженую баржу против течения. Мерные движения передают напряженность тяжкого труда. В то же время он увлечён каждым характером в отдельности. Различные выражения лиц бурлаков на них разные чувства от покорности до гнева и надежды на лучшую долю. Показаны люди разных возрастов, разного физического сложения, и у каждого из них своя судьба. Это красивые люди, подлинные герои, несомненно, внушающие художнику уважение.
« Бурлаки» привлекли к себе внимание, эта картина указала и путь самому художнику – верно отображать жизнь народа во всём её разнообразии. Картина с её углублённым анализом образов людей и силой социального обобщения, знаменовала новый этап в развитии реализма в русской живописи.
В 1880-ые годы после поездки за границу Репин пишет ряд портретов, создавая галерею передовых деятелей русской культуры. Находя для каждой модели особый живописный язык, художник всякий раз старается поймать в облике представленных на портретах людей самое характерное, когда кажется, образ человека раскрывается полностью.
Таковы портреты М.П. Мусоргского, В.В. Стасова, П.М.Третьякова и др.



Перед вами портрет знаменитого русского композитора М.П Мусоргского ( 1881 г.).
Художник четко подчеркнул все характерные черты композитора внешним обликом и выражением лица.
Работа над портретами помогла художнику в дальнейшей работе над большими композициями; он мастерски постигал характеры людей, умел через позу, выражение лица дать им оценку.
В жанре больших рисуночных портретов Репин предвосхитил новации искусства рубежа 19-20-х веков, в частности Валентина Серова.
Вершиной работы Репина над образом народа стала картина « Крёстный ход в Курской губернии»
( 1880-1883)

Перед вами предстает пестрая толпа, олицетворяющая собой пореформенную Россию. В « Крёстном ходе» Репин проявил себя как мастер сложной композиции, умело организованной в картинном пространстве, и при этом верно передающей постоянно меняющийся облик толпы. Художник точно охарактеризовал социальную психологию каждого участника процессии. При этом он показал и социальное неравенство, и общественные конфликты.



Картина « Не ждали» (1884-1888).
В комнату дачи, где расположилась семья, неожиданно возвращается из ссылки бывший арестант- народник. Чувства всех ещё не до конца определены: тут удивление, перемешанное с радостью. Однако сам вошедший горд и одинок. Сцена дана без эффекта, но всё здесь дышит напряжением, столкновение человеческих судеб.
Репин неоднократно обращался к русской истории, стремился в ней найти ответ на волнующие его проблемы современности.


« Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» ( 1885)
Картина ставшая итогом размышлений. Этим произведением, показывающим гибель беззащитного, художник в своеобразной форме выразил протест против реакции, кровавых событий современности.
Долго Репин работал над картиной « Запорожцы», с 1880 и закончил её в 1891 году.


Ему хотелось передать дух вольности, когда человеческие характеры не скованы принуждением и насилием. Дух свободы витает над всеми образами картины. Художник хотел показать этим произведением как легко и свободно творит народ свою историю, если он не притеснён.

В последние годы жизни Репин живёт в Куоккале, оставшийся после революции на территории Финляндии. Но связь с Россией не прерывалась. Шла обширная переписка, приезжали посланцы из страны Советов.
Творческая жизнь Репина, в которой часто усматривают переменчивость общественных и эстетических взглядов, тем не менее отличается внутренней целостностью. Она собирает, словно в фокусе, все самое важное и характерное, что было рассыпано в русской жизни, и в каком-то смысле
является её зеркалом, отразившим устремления искусства этого времени и во многом определившим его последующее развитие.

Традиции репинского реализма сохраняет своё живое значение и по сегодняшний день.










Приложение 2

Творчество композитора Ф.И.Гайдна

Цель: Познакомить с творчеством австрийского композитора Ф.И.Гайдна, научить слушать музыку.
Участники – обучающиеся 8-10 классов
Подготовительный этап:- подготовка реферата-доклада « Гайдн – гений, создавший себя сам»;
- подготовка музыкальных приложений;
- оформление класса.
Основной этап:
Учитель – Ребята сегодня мы с вами собрались в этом классе, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством замечательного австрийского композитора Ф.И.Гайдна.
1. Доклад ученика 8 класса « Гайдн –гений создавший себя сам». ( Приложение)
2. Знакомства с произведениями Ф.И. Гайдна.
Учитель – В классический период – конец 18 века – одновременно с симфонией развивался и совершенствовался струнный квартет. Струнные квартеты, в которые входят две скрипки, альт и виолончель, являют собой подобие симфоний в миниатюре. Во времена Гайдна квартеты обычно исполнялись в частных домах, в спокойной, дружеской обстановке, поэтому они принадлежат к камерной, « домашней» музыке. Написание хорошего квартета требует тончайшего искусства: необходимо сохранить равновесие между четырьмя инструментами и давать каждому возможность « высказаться». Квартет – это музыка для знатоков. Гайдн был мастером этой формы, и после него другие великие композиторы, от Моцарта и Бетховена до Бартока и Шостаковича, продолжали сочинять струнные квартеты, которые навсегда вошли в сокровищницу классической музыки.
Зимой 1797-1798 годов Гайдн сочинил шесть струнных квартетов для венского графа Йозефа Эрбёби. Эти квартеты стали лучшими инструментальными произведениями композитора.
( фрагмент струнного квартета « Император» до мажор)
- Данный квартет особенно знаменит, так как включает мелодию « Императорского гимна», написанного для австрийского императора Франца. Поэтому квартет обычно называют « Императорским». В 20 веке мелодия стала основой для национального гимна Германии и сегодня известна под названием « Германия превыше всего».
Ранние произведения Гайдна, в том числе Симфонии №6 «Утро», №7 « Полдень» и №8 « Вечер», показывают, как начинал развиваться его неповторимый стиль, оказавший столь глубокое влияние на музыку многих композиторов. Ранние симфонии гораздо короче его поздних творений, во многом они стоят ближе к барочным концертам, чем к величественным произведениям позднейших композиторов, таких как Бетховен. Это неудивительно: Гайдн начал писать музыку в середине 18 столетия, когда эпоха Барокко ещё не завершилась. Эти симфонии показывают, что музыка Гайдна развивалась в направлении классического стиля.
( фрагмент Симфонии №6 « Утро»)
В первой части Симфонии №6 звучание всех инструментов задает настроение бодрящего всплеска сил. Вторая часть более спокойная, задумчивая. В третьей части несколько инструментов проводят мелодический голос, в то время как четвертая и последняя часть соединяет их вместе в грандиозном финале.
( фрагмент Симфонии №8 « Вечер»)
В Симфонии № 8 классический стиль выражен наиболее ярко. Темп ее почти величествен, вплоть до последней части, где Гайдн вводит эмоционально напряжённый эпизод, предвосхищаемый пассажами с вибрато, исполняемыми всеми струнами. Этот прием композитор применил позже в оратории « Времена года». Идеи этого собрания симфоний отразились в последующем творчестве композитора. Таким образом, эти три сочинения, относящиеся к переходному этапу от барокко к классицизму, являются предвестниками собственного зрелого стиля Гайдна.
В последние годы своей жизни Гайдн создал одно из лучших своих произведений – ораторию « Сотворение мира», ставшее выражением его благодарности Богу.
( фрагмент оратории « Сотворение мира»)
Темой для нового произведения должен был стать сделанный бароном перевод на немецкий язык отрывок из « Потерянного рая « Джона Мильтона, произведения, вдохновленного библейским описанием семи дней творения, за которые Бог создал мир.


Над « Сотворением мира» Гайдн работал весь 1797 год и часть1798 года; по его собственным словам, он отдавал ему больше сил, чем к какому – либо иному произведению. «Каждый день,- писал он,- я падаю на колени и прошу у Бога дать мне сил успешно завершить мое сочинение». Первое частное исполнение оратории состоялось 29 апреля 1798, дирижировал им Гайдн. Оратория имела огромный успех и вскоре уже исполнялась по всей Европе.
Оратория написана для трех солирующих голосов, хора и большого оркестра. Один из самых интересных эпизодов находится почти в самом начале. Эта оркестровая прелюдия, изображающая Хаос, отличается смелыми гармониями и высоко индивидуальной манерой использования инструментов.
В следующем эпизоде смиренное пение хора разбивается гимном радости и словом «свет». Другие части партитуры свидетельствуют о таланте Гайдна к описанию, например, когда он обрисовывает различные виды животных, от « рыкающего тигра» до «ползущего червя»
Давайте ещё раз прослушаем это замечательное произведение.
( Оратория « Сотворение мира»)
Концерт, фортепианная соната, трио фортепиано, скрипки и виолончели – формы симфонической музыки, которые получили развитие в классическую эпоху. В рамках каждой из этих музыкальных форм Гайдн создал великие произведения, которые помнят и в наши дни. Однако симфония и струнный квартет были двумя ведущими жанрами классической музыки, и Гайдн вправе считается их основоположником.
- Ребята большое спасибо за внимание, мы надеемся вы заинтересовались и в дальнейшем захотите самостоятельно подготовить материал про любого знаменитого композитора и провести такого рода мероприятие, мы будем рады вам помочь.
До новых встреч!















Приложение 3.

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
( беседа обучающихся 9 класса, для обучающихся 5-7 классов)
Цель- Закрепить и обобщить знания о струнных инструментах, увлечь обучающихся игрой на гитаре.
Подготовительный этап – подбор: -материала;
- музыкального сопровождения;
- оформления зала;
- картин с изображением инструментов.
Основной этап :
Ведущий- Многие типы струнных инструментов объединены в соответствии с особенной характеристикой. Их звук производится, когда натянутая полоска материала (обычно
проволока, шелк или кишка) начинает вибрировать от соприкосновения со смычком или другим предметом. Параметры звука, издаваемого струной, зависят от длины,
гибкости, и напряженности.
В Западных странах одобренным материалом для струн были кишка или провод, а на Востоке использовался шёлк. Кишка использовалась в древности Египтянами, Греками, и Римлянами. Провод не использовался до 14-ого столетия, когда было изобретено вытягивание проволоки. Это открытие также вело к изобретению клавишных инструментов со струнами (клавикорд, клавесина, клавичембало и фортепиано) . Из-за того, что только провод и кишка были известны на Западе, как материал для струн, в наши дни клавишные инструменты состоят из вышеперечисленных материалов.
1. Лира.


Среди самых ранних струнных инструментов - лира. Первое упоминание о лирах было ещё во времена Шумерской цивилизации. Эти инструменты были большими, приблизительно 3 1/2 фута (1 метр) . Их струны расходились от звуковой коробки по мосту к связке управления. Звук производился от перебирания пальцами струн. Через какое-то время лира стала компактней. Инструмент, известный в Египетской цивилизации во 2 тысячелетии до н.э. располагался почти горизонтально. Звук производился путём перебирания струн специальной палочкой, предшественницей современного смычка. Количество струн на инструментах того периода располагалось между шестью и двенадцатью.
( прослушивание звучания этого инструмента)
2. Арфы.
( изображения арф)
Одна из древнейших среди струнных инструментов - арфа. Арфы были изображены в древнем Египте уже в 4-ой Династия (приблизительно 26-ое столетие до н.э.) , и они были очень большие(более 1,8 метра) . Два типа арф были известны в Сирийской цивилизации (8-7 век до н.э.) .
Самая ранняя арфа, из еще существующих - инструмент от Шумерской цивилизации, приблизительно 3000 лет до н.э. Современная арфа, используемая солистами и в оркестрах, имеет диапазон 6 1/2 октав и использует сделанные из кишки струны.
Другой тип современного инструмента - хроматическая арфа, усовершенствованная в начале 20-ого столетия Густавом Лионом. Эта арфа не имеет никаких педалей для обеспечения хроматических тонов. Хотя этот инструмент был признан, это не заменило арфу,
усовершенствованную Себастьяном Ерардом.
( прослушивание звучания этого инструмента)

3. Виола.



Среди струнно-смычковых инструментов, члены семейства виол правили повсюду в Европе от 15-ого до 17-ого столетия, хотя они появились намного раньше. В начале 11-ого столетия, виолы изображены в визуальных искусствах и упомянуты в литературе. В то время как
происхождение виол неясно, это вероятно время от конца 10-ого столетия, когда смычок был признан в Европе. Когда скрипка и инструменты, связанные с этим появилась в 17-ом столетии, был период, в течение которого никакое семейство инструментов не было доминирующим, но виола была главным образом заменена скрипкой. Тем не менее, до
конца 18-ого столетия, самый “низкий” член этого семейства, виола da gamba, все еще использовался как инструмент для соло исполнения.
По сравнению со скрипками, виола более длинная и легкая, и в результате она производит звук, который является менее интенсивным. В отличие от скрипки виола не имеет характерной формы. Некоторые инструменты имеют плоские задние части и покатые плечи, некоторые изогнутые задние части и более полную форму. Члены семейства виол имеют шесть струн.
Группа от трёх до шести виол, играющих вместе, называется consort, и имеются четыре главных размера: сопрано, альт, тенор, и бас. В группе из шести таких инструментов обычно два сопрано, альт, тенор, и два баса.
( прослушивание звучания этого инструмента)








Скрипка.


Семейство скрипки, которое оспаривало и вытесняло членов семейства виол, появился в Европе в начале 16-ого столетия и к середине 16-ого столетия был упомянут в произведениях того периода. С тех пор эти инструменты скрипка, альт, violoncello (или виолончель) , и
контрабас стали главным компонентом оркестров симфонии и ансамблей камерной музыки. По сравнению с виолой эти инструменты громче и более чувствительные, со струнами, которые являются более тяжелыми и тугими.
Вид инструментов семейства скрипки стал современнее в конце 16-ого столетия. В конце 18-ого столетия, когда основной тон повысился и появилась потребность в более сильном звуке, скрипка была изменена. Мост был поднят, шея была наклонена под углом и удлинена, и напряженность струн была увеличена. Смычок походил на смычок виол до начала 18-ого столетия. К концу 18-ого столетия, современный смычок был усовершенствован французом, Франкоис Тоуртом.
Самые большие скрипки были из Италии, и никакой город не славился своими инструментами больше, чем Кремона. Это был дом для семейства Amati, чьи
инструменты устанавливают международный стандарт для красоты звука, и Antonio Stradivari, чьё имя все еще синонимично с самыми прекрасными скрипками.
Хотя только с четырьмя членами семейства скрипок сталкиваются сегодня, имеются другие инструменты, связанные с этой группой, которые однажды были одинаково знамениты. Pochette, или Taschengeige, является миниатюрной скрипкой, настроенной на октаву выше
нормального инструмента, чьё использование связано с танцующими мастерами, которые сопровождали студентов с этими инструментами.
( прослушивание звучания этого инструмента)

5. Гитара.


Гитары характеризованы их плоской задней частью, хотя инструменты также существуют с задними частями, мягко направленными наружу. Обычно гитары делают из клёна, бука, ели или сосны. Старинные инструменты часто украшались инкрустациями из слоновой кости, эбенового дерева или перламутра. В то время как старинные инструменты имели целых десять или двенадцать струн, современные гитары для концерта имеют шесть отдельных
струн. Стандартные современные гитары имеют три струны из металла и три, сделанные из пластмассы. Струны настроены интервалами по возрастания три четвёртые, главная треть и другие четвертые.
Хотя гитары были найдены по всей Европе, они стали национальным музыкальным инструментом Испании. Главный распространитель и возможный изобретатель инструмента в современной форме был в 16 веке испанский романист Висент Еспинел. Одними из
известных композиторов для гитар были: Фернандо Сор и Мауро Гильяни, жившие в 19-ом веке.
( прослушивание игры на гитаре обучающихся 9 класса.
Мини-концерт авторской песни )

Ведущий - На этой замечательной нотке мы бы хотели закончить знакомство с частью струнных инструментов. Надеемся, вы заинтересовались, и кто-нибудь из вас захочет самостоятельно поподробнее узнать о них, а может и о других инструментах. Мы будем очень рады. Благодарим за внимание, до новых встреч!








Список используемой литературы:
Элизабет Каулинг. “Виолончель” (Scribner, 1983) .
Джордж Харт. “Скрипка: Известные Изготовители и их Подражатели” (Longwood, 1977) .
Сибуль Маркюз. “Музыкальные Инструменты: Всесторонний Словарь” (Norton, 1975) .
Я познаю мир: Музыка: Дет.энцикл./ С.В,Истомин; .-М.: ООО « Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2002.































Приложение 4.


Тест по ИЗО
( для обучающихся 4-5 классов)
1. Строгий, построенный по определённым законам узор с использованием сложных форм
и линий называется - орнамент;
- композиция;
- рисунок.
2. Французское слово, которое переводится как « мёртвая природа» называется
- портрет;
- натюрморт;
- рисунок.
3. В орнаменте должно быть использовано не более
- 2-3 цвета;
- 3-4 цвета;
- 4-5 цветов.
4. Композиция рисунка из разных цветов и причудливых линий, вписанная в любую основную форму или расположенная по всему листу называется
- форма;
- линия;
- узор.
5. Основной цвет, на котором расположены все остальные элементы рисунка, называется
- фон;
- тень;
- светотень.
6. Маленькая картина называется
- панно;
- миниатюра;
- аппликация.
7. «Скульптор» по стеклу:
- художник;
- стеклодув;
- окулист.
8. Взгляд художника на модель «строго прямо»:
- центр;
- анфас;
- профиль.

9. Вид объемного изобразительного искусства называется
- скульптурой;
- рисунком;
- пейзажем.
10. Изображение кого-либо – это
- скульптура
- портрет.



Спасибо за участие. Удачи!
Тест по музыке
( для обучающихся 4-5 классов)

1. Вокальное или инструментальное произведение романтического содержания, насыщенное яркими, часто фантастическими образами:
- баллада;
- вариации;
- романс.
2. Инструментальное или вокальное сочинение, чаще всего задуманного характера, связанное с образами и настроениями неторопливого движения по воде или с её созерцанием:
- гимн;
- баркарола;
- песня.
3. Моментальное сочинение, создание музыкального произведения в момент исполнения, без подготовки:
- музыкальная импровизация;
- песня;
- танец.
4. Краткое содержание пьесы, оперы или балета:
- концерт;
- либретто;
- песня.
5. Инструментальная пьеса мечтательного характера, в которой запечатлены ночные настроения и образы:
- опера;
- оперетта;
- ноктюрн.
6. Многочастное сочинение траурно-возвышенного характера для хора и оркестра:
- гимн;
- романс;
- реквием.
7. Музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождение аккомпанирующего инструмента или камерного ансамбля. Это произведение никогда не поют хором, потому что в нем выражается глубоко личные чувства:
- прелюдия;
- романс.
8. Музыкальное произведение, исполняемое под покровом ночной темноты лично для кого-то в знак любви и почитания:
- элегия;
- серенада.
Спасибо за участие. Удачи!


Тест по музыке « Инструменты»
( для обучающихся 5-6 классов)
1. Ударный музыкальный инструмент, звук из которого извлекают палочками-колотушками, ударяя ими по мембране из туго натянутой кожи:
- литавры;
- барабан;
- арфа.
2. Представительница скрипичного семейства. На этом инструменте играют смычком, поставив инструмент на пол:
- виолончель;
- баян;
- волынка.
3. Популярный струнный щипковый инструмент, который может выступать как в роли солиста, так и аккомпаниатора певцу-вокалисту:
- скрипка;
- гитара;
- домра.
4. Фортепиано, в котором рама со струнами и механика расположены вертикально, называется
- орган;
- пианино.
5. Медный духовой инструмент, внешне напоминающий горн, в оркестре имеет самый высокий и звонкий голос среди медных духовых:
- тромбон;
- труба;
- валторна.
6. Четырёхструнный смычковый инструмент с выразительным певучим звуком:
- балалайка;
- скрипка;
- домра.
7. Простейшая и древнейшая флейта в виде тростниковой или костяной трубки с отверстиями:
- свирель;
- волынка;
- гобой.
8. Древнейший многострунный инструмент, звук из которого извлекается обеими руками с помощью защипывания струн кончиками пальцев:
- виолончель;
- скрипка;
- арфа.

Спасибо за участие. Удачи !

Олимпиада по ИЗО
( для обучающихся 8-9 классов)
1. Сгруппируйте понятия: архитектура, пейзаж, натюрморт, живопись, анимализм, ДПИ, бытовая картина, скульптура, историческое полотно, портрет, графика.
Виды ИЗО:
Жанры ИЗО:
2. Какой из видов гравюры на дереве называют « народной гравюрой»?
а) Экслибрис; в) офорт;
б) лубок; г) эстамп.
3. Назови известные тебе художественные музеи:
Москвы:_____________________________________________________________________
С.-Петербурга________________________________________________________________
Республики Коми ____________________________________________________________
4. К какому вида искусства относятся понятия: горельеф, барельеф, контррельеф?

5. Какие из известных художников: В. Фаворский, В.Васнецов, В.Суриков, И.Репина, И.Билибин, И.Шишкин, -были
графиками____________________________________________________________________
живописцами_________________________________________________________________?
6. Родоначальниками каких жанров считаются « малые голландцы»?
а) Портрет; б) пейзаж; в) историческая картина;
г) бытовой жанр; д) батальный жанр; г)натюрморт.
7. Под каким общим названием вошли в историю художники: В.Перов, А. Саврасов, И. Крамской, Н.Ге, В.Серов, И.Репина?
8. К какому виду ДПИ относятся народные промыслы?
Гжель, Скопин, Дымково:_______________________________________________________
Хохлома, Городец, Богородск:____________________________________________________
Гусь-Хрустальный, Дулево:______________________________________________________
9. В каком жанре работали художники: И.Шишкин, И.Левитан, А. Саврасов, И.Айвазовский?
10. Монументальная живопись, изображение или узор, который выполнен из цветных камней, смальты, керамических плиток, - это:
а) панно; в) мозаика;
б) витраж; г) фреска.
11. Определите, перу какого художника принадлежит картина.
В.Суриков___________________________, В.Васнецов_____________________________,
И. Репин_____________________________, И.Айвазовский___________________________,
И.Левитан____________________________, А.Федотов_______________________________,
К. Брюллов___________________________, Рафаэль__________________________________,
Леонардо да Винчи___________________________, В.Хеда_____________________________.
« Бурлаки на Волге». «Мона Лиза», « Боярыня Морозова», « Алёнушка», « Девятый вал», « Золотая осень», « Последний день Помпеи», « Сватовство Майора», « Сикстинская мадонна», «Завтрак с омаром».
12. Кто автор знаменитой скульптуры « Давид»?
а) Рафаэль; в) Рембрандт;
б) Микеланжело; г) Леонардо да Винчи.
13. Назовите виды искусства, которые можно объединить понятиями:
искусство слова_________________________________________________________________
искусство звука__________________________________________________________________
искусство изображения____________________________________________________________
зрелищно-игровое искусство______________________________________________________.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ. УДАЧИ!





Викторина « Любимые картины и художники»
( для обучающихся 6-8 классов)

1. Какие два известных художника – современника А.С Пушкина – писали его портреты?

2. Как называется самая большая картина К. Брюллова? Где она находится?

3. Кто из художников написал портреты Л.Толстого?

4. Каких художников называют маринистами? Назови известного мариниста 19 века?

5. Какие ты знаешь картины И.Репина на исторические темы?

6. Кто написал картину « Сикстинская мадонна»? Где она теперь находится?

7. Кто автор картины « Мона Лиза»? Знаешь ли ты, где она находится?

8. Какие виды монументальной живописи ты знаешь?

9. Что такое фреска?

10. Автопортреты каких художников ты знаешь?

11. Каких художников эпохи возрождения ты знаешь?

12. Каких художников называют баталистами?

13. Как называется музей в Москве, где собраны произведения русского искусства?

14. Какие два больших музея изобразительных искусств находятся в Санкт-Петербурге?

15. Назови гениального мастера древнерусского искусства, монаха Андроникова монастыря,
который уже в молодости вместе со знаменитыми иконописцами расписывал Благовещенский
собор в Москве.
16. Назови великого русского художника-раелиста, автора картин « Не ждали», «Иван Грозный»,
« Запорожцы».

17. Назови выдающегося русского художника, обращавшегося к историческим и сказочным
сюжетам, автора картин « Богатыри», « Аленушка».

18. Назови крупнейшего мастера исторического жанра в русской живописи. Герои его полотен
- опальный князь Меньшиков, фанатичная староверка боярыня Морозова, покровитель Сибири
Ермак, Суворов.
19. Назови выдающегося художника-передвижника, автора глубоких психологических портретов,
автора картин « Проводы покойника», « Охотники на привале», « Птицелов».

Тест по музыке
( для обучающихся 5-6 классов)
1. Согласны ли вы, что мюзикл, кантата, оратория, баллада, ария, песня являются вокальными жанрами:
а) да;
б) нет.
2.Автора музыки называют:
а) художник;
б) писатель;
в) композитор.
3. Человека, управляющего исполнением хорового коллектива, называют:
а) дирижер;
б) солист;
в) пианист.
4. Лад в музыке – это согласованность устойчивых и неустойчивых звуков стремящихся к тонике:
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
5. Как называется сообщество музыкантов, членами которого были М.П.Мусоргский, Ц.Кюи, М.А.Балакирев:
а) « Единая Россия»;
б) « Могучая кучка»;
в) « Мир искусства»?
6. Какой из жанров в музыке означает « качание на волнах»:
а) ноктюрн;
б) баркарола;
в) сюита?
7. Какой из перечисленных композиторов относится к « венским классикам»:
а) И.Гайдн;
б) В.Моцарт;
в) Л.Бетховен;
г) Э.Григ?

8. Балет « Петрушка» написал композитор:
а) М.Мусоргский;
б) П. Чайковский;
в) И.Стравинский.
9. Вокализм –это музыкальное произведение, исполняемое голосом без слов:
а) да;
б) нет.
10. Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения, это:__
а) балет;
б) опера;
в) концерт.

Спасибо за участие. Удачи!

Тест по музыке
( для обучающихся 7-9 классов)
1. Сопоставьте средства выразительности музыки и ИЗО.
Мелодия Цвет, краска
Ритм Композиция
Гармония Линия
Динамика
Форма Ритм
Фактура Перспектива
Тембр Колорит
2. Какому из элементов музыкального языка соответствуют выделенные характеристики?
Лад Равномерный, упругий, изменчивый
Регистр Быстрый, умеренный, медленный
Ритм Мажорный, минорный
Динамика Высокий, средний, низкий
Темп Тихая, громкая
Мелодия Плавная, скачкообразная, певучая.
3. Подберите к средствам выразительности предлагаемые эпитеты и запишите их рядом с соответствующим словом:
Ритм «душа музыки»
Темп « краски музыки»
Мелодия « музыкальное время»
Динамика « сила звучания»
Тембр « скорость движения музыки»
Гармония « красота»
Полифония « беседа».
4. Кому из русских композиторов, принадлежат данные произведения:
1. П.И.Чайковский а) « Картинки с выставки»
2. С.С.Прокофьев б) « Снегурочка»
3. Н.А.Римский-Корсаков в) « Иван Сусанин»
4. М.П.Мусоргский г) « Детский альбом»
5. М.И.Глинка д) « Петя и Волк».

1_______; 2________; 3_______; 4________; 5_______.
5. Соедините по тематическому сходству произведения музыки и живописи:
1 « Вечерний звон» русская а) «Масленица»
народная песня Б.М. Кустодиева
2. « Русская пляска» из балета б) « Тройка» В.Г.Петрова
«Петрушка» И.Ф.Стравинского
3. «Сиротка» М.П.Мусоргского в) «Свидание с сыном» В.Е. Маковского
4. « Весенние воды» романс г) « Богатыри» В.М. Васнецова
С.В. Рахманинова
5. «Песня Варлаама» из оперы д) « Март» И.Левитана
« Борис Годунов» М.П.Мусоргского
6. Вторая « Богатырская симфония» е) « Протодьякон» И.Е.Репина.
А.П. Бородина

1________; 2________; 3________; 4_______; 5_______; 6_________.

Спасибо за участие. Удачи!


















Приложение 5.

ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ
В основу урока была взята тема: "Связь музыки, литературы и ИЗО".
Тема урока: "ВДОХНОВЕНИЕ - СИЛА ИСКУССТВА "
Цель урока:
1. Выявить единство выразительных средств в музыке, литературе, изобразительном искусстве.
2.Увлекать, покорять и наслаждаться красотой искусства.
Наглядные пособия :Ф. Шуман "Детский альбом", музыкальные произведения Шуберта, Римского-Корсакова, картины И. Шишкина, И. Айвазовского, поэзия Б. Дубровина, С. Есенина,
Литература: Музыка и поэзия Б. Дубровина, Г.И. Паневич.
Стихи о музыке: Ю. Визбор "Стихи", Р. Казакова "Вдохновение".
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

На доске сделана запись отрывка из стихотворения "Вдохновение"
"... В гореньи страсти я сжигаю жизнь свою, О вдохновеньи, озареньи пою. Хочу постичь я высоту, и доброту, и красоту." Р. Казакова

Сегодня у нас удивительно красивый урок. Мы будем чувствовать, слушать, представлять, изображать красоту человеческого ума и сердца.














Все, что нас окружает - есть музыка, которую можно не только сыграть, спеть, а также прочитать, изобразить,
Жизнь - есть источник вдохновения. Каждый из Вас есть неповторимый музыкальный образ, который можно воспеть в стихах, изобразить на картине, написать музыкальную зарисовку.
- Обратите внимание на доску. Давайте прочитаем строчки из стихотворения Р. Казаковой "Вдохновение".
Вопросы:
Учитель: Нравятся ли вам эти строчки?
Чувствуется ли в голосе мелодия?
А как вы думаете, если этому стихотворению дать музыкальное оформление - изменится ли оно? Не будем гадать, давайте послушаем.
Какие выразительные средства помогли глубже и тоньше проникнуть в творческий язык красоты?

Что в человеке важнее: ум или сердце?


А можно ли услышать живопись?
Под воздействием каких музыкальных и речевых средств выразительности?




Сегодня мы будем прикасаться к человеческому сердцу, вобравшему в себя доброту и красоту. Поэты делятся с нами самым сокровенным. Мы сегодня начали и будем продолжать чувствовать, как музыка растворяется в поэзии и как поэзия наполняется музыкой. Немного позже постараемся проникнуть в чарующий мир художников. Послушаем музыку лесов, морей, музыку своей души.
Мне кажется, поэзия неплохо себя чувствует и без музыки. ( Музыка необходима, чтобы полнее раскрыть содержательный образ природы или героев. ) Попробуем стихи озвучить.
(Звучит музыка.) Музыка навевает своей искренностью рождение образов, жизненных ситуаций, исторических и бытовых сцен.


Учитель предлагает послушать стихотворение на фоне музыки. Глубоко и красиво звучит.
А сейчас посмотрим картины замечательных русских художников И. Шишкина, И. Айвазовского. (И. Айвазовский "Среди волн", И. Шишкин "Ручей в солнечном лесу").Посмотрите, что изображено на картинах?
Звучат два отрывка из "Детского альбома" Ф. Шумана. Ребятам предлагается увидеть содержательные образы природы.
Какое можно дать название этим картинам? Характер музыки. Выразительные средства. Важно ли исполнение. Как выглядит музыкант? Какие можно подобрать слова, стихи к данным картинкам (о природе, о маме, о стихии).
Давайте на какое-то время представим, что можно воображать, чувствовать не только красоту, но и горе, слезы, трагедию. Читает стихотворение о войне ("Рояль на войне" Б. Дубровина). А зачем на войне нужны были песни, стихи, артисты.
А что, ребята, на войне нужно было слушать только грустную музыку?
Встали. Музыка Новикова, стихи Шведова "Смуглянка". Постараемся представить картину мира и счастья. Увидели и почувствовали душой то, о чем будете петь.



Сейчас для вас прозвучит замечательная музыка, которая будет ласкать ваши уши, а вы же достаньте листы бумаги, возьмите карандаши и свои впечатления о прослушанных произведениях, которые больше всего останутся в памяти, запечатлейте в рисунках. Если кто-то затрудняется, ничего. Далеко не каждый может изобразить сразу.
Итог урока : Выставка работ обучающихся.
На этой замечательной нотке наш урок закончен. Благодарю всех за активное участие. До новых встреч!







(один их обучающихся читает стихи Ю. Визбора "Наполним музыкой сердца") Слова посвящены поэту А. Межирову.
"Наполним музыкой сердца! Устроим праздники из буден. Найдем любимейшую дверь, За ней ряд кресел золоченых, Куда с восторгом увлеченных, Внесем мы тихий груз потерь. Какая музыка была! Какая музыка звучала! Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром, И хлеб считать благодеянным".












Да. Красиво звучит.
Да. Звучат стихи плавно, певуче.




Красивая мелодия, интонация, движение звуков, ритм, исполнение. Невозможно отделить друг от друга ум и сердце. Музыка и литература являются единым целым. Но все то, что они воспевают, можно изобразить.
Да. Представляя сюжеты. Под воздействием эмоционального всплеска, под воздействием интонации и в музыке, и в литературе, ритмических установок, удивительной мелодии звука и языка.





Обучающиеся читают стихотворения "Очарование рядом" Б. Дубровина, "Музыка - душа" и другие.




Обучающиеся делают вывод. Музыка играет главную роль в песенном слове.
Ученик читает стихи. С. Есенина "Топи да болота"
















Для поддержки силы духа, для уверенности в победе. Нет. Наоборот, музыку, возвращающую людей мысленно в мирное время.

Обучающиеся делают вывод: Жизненная необходимость в искусстве. Мир и война не могут обойтись без поэзии, музыки, изображения.



Приложение 6.
Открытый урок ИЗО
ТЕМА: « АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ».
Цель урока: Сформировать у обучающихся конкретное представление об архитектурном стиле.
Задачи: - познакомить с архитектурными стилями: романским, готическим, барокко, классическим;
- выявить общие архитектурные формы;
- способствовать развитию у обучающихся критического мышления;
- формировать у обучающихся умение работать в группах.
Учебные пособия:
Для учителя – четыре ватмана с наклеенными на них иллюстрациями фасадов зданий одного из четырёх стилей; четыре таблички с названиями каждого стиля, листы с текстами с описанием внешнего вида зданий каждого стиля; тетрадные листы, настольные таблицы для названия групп.
Для обучающихся: ручки, простые карандаши, альбомы, краски, фломастеры.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран
План урока:
1. Организационная часть
2. Выбор названия групп.
3. Работа по определению общих внешних архитектурных форм каждого из четырёх стилей.
4. Определение понятия архитектурного стиля
5. Самостоятельная работа.
6. Презентация учащихся « Архитектурные стили»
7. Практическая работа.
8. Подведение итогов

Ход урока.

Деятельность учителя
Деятельность учеников

Всем здравствуйте! Ребята на сегодняшнем уроке нам предстоит нелёгкая работа, нам необходимо будет в течение урока познакомиться с архитектурными стилями и выявить общие архитектурные формы.
Но, сначала, вам нужно придумать название своей группы. Название должно быть связано с архитектурой ( например « Портик»,» Наличник», « Менгиры» и т.п.) Написать название группы на таблички.
Учитель раздает каждой группе листы с изображениями фасадов зданий определённого стиля .
На ваших столах листы с изображениями зданий. Ваша задача найти архитектурные черты, присущие в каждом фасаде зданий.
( Даётся время на обсуждение в группах, записей идей на листе. после окончания работы каждая группа вывешивает свои лист на доску, озвучивают свои идеи. Другие группы тоже могут высказывать свои идеи по данному стилю. Аналогично выступает каждая группа.)

Молодцы! А теперь я вам предлагаю тексты с описаниями четырёх архитектурных стилей. Ваша задача – определить к какому стилю относится данная им группа зданий.





Теперь получив информацию о каждом из четырёх стилей: романском, готике, барокко, классицизме, давайте что-то дополним в записях о каждом стиле. В тетрадях запишите тему урока, разделите лист на четыре части.
Я работаю у доски, а вы в тетради.
(Тпаблица 1)
А теперь, попробуйте дать определение архитектурного стиля.




Самостоятельная работа.
Учитель раздаёт каждой группе листы с пронумерованными изображениями фасадов зданий разных архитектурных стилей.
Задача групп – определить к какому стилю принадлежат здания. Окончив работу, идёт совместная проверка.
( Презентация» Архитектурные стили» - подготовленная группой учащихся)
Практическая работа.
Каждая группа в альбомах изображает фасад здания своего стиля. на первом этапе работа выполняется
карандашом, на втором – акварельной краской чёрного цвета.
Подведение итогов – выставка работ.


( Заранее класс делиться на четыре группы и садится за столы)





























( После чтения и обсуждения обучающиеся каждой группы сообщают название стиля. Над каждым листом учитель прикрепляет табличку с названием стиля)








Архитектурным стилем считают устойчивые особенности форм архитектуры, существовавшие в течение длительного времени.



Таблица 1

Романский
Готика

Барокко
Классицизм

1. Массивные стены.
1. Здание, устремлённое вверх.
1. Сложные криволинейные формы фасадов.
1. Строгость, четкость, прямота линий.

2. Небольшие узкие окна.
2 Стрельчатые арки.
2. Применение на фасаде здания скульптуры, лепнины, живописи.
2. Отсутствие скульптуры на фасаде.

3. Высотные башни,
квадратной или круглой формы.
3. Большие окна.
3. Использование колонн для декора.
3. Использование портика в центре здания из шести – восьми колонн.

4. Крутые крыши.
4. Стены, как кружево.
4. Неравномерное использование архитектурных форм.
4. Колонны
изолированные опоры.



Дополнительные карточки:
Стиль « Барокко»

Европейская архитектура 17 века – первой половины 18 в. в формах так называемого стиля Барокко. Основными признаками стиля барокко были: исполнение сложных, криволинейных, изогнутых форм при построении планов и фасадов сооружений, широкое применение скульптуры и живописи для украшений зданий снаружи и внутри; неравномерное распределение архитектурных средств на фасадах – окон, ниш, декоративных мотивов; динамичность архитектурных форм. Колонны использовались для декоративного обогащения здания, а не как изолированные опоры.

Стиль « Классицизм»

Классицизм в архитектуре распространяется на вторую половину 18 и первую треть 19 века. В нём нет богатого скульптурно- декоративного убранства; фасады и интерьеры имеют самую сдержанную обработку. линии зданий прямые, четкие. В классическом стиле колонны используются, как изолированные опоры. Снаружи и внутри сооружений почти не используется скульптура, декоративные мотивы сводятся к минимуму. Архитекторы отказываются даже от наличников окон и дверей.
Основной, излюбленный прием классицизма – трактовка главного корпуса сооружения в виде простого призматического объема, чаще всего трёхэтажного, оформленного в центре портиком из шести – восьми, а в отдельных случаях и большего количества колонн. Портик этот нередко делался во всю высоту фасада, иногда же размещался во втором ярусе здания, охватывающем второй и третий этажи; первый в этом случае служил для них как бы пьедесталом. Если портик выдвигался вперед, то он, по большей части, завершался треугольным фронтоном.

Романский стиль

В романских церквях все части сооружения – стены, столбы и своды отличались особой массивностью. Окна делались небольшими, узкими, вертикальными и завершались полуциркульными арочками. Часто окна делались парными; в этом случае между ними становилась небольшая колонка, на которую опирались арочные перемычки. Силуэт романских соборов определяются крутыми крышами и высотными башнями – колокольнями квадратной или круглой формы. Эти башни ограничивали с двух сторон главный фасад. Большинство романских церквей строились из камня местных пород.

Готический стиль

Архитектура средневековья 13-15 веков- готическая архитектура. В ней вместо массивных наружных стен – сравнительно небольшие сечение столбы, промежутки между которыми заполнены огромными окнами. Ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремлённый ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращёнными в каменное кружево. Готический собор символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство – статуи, рельефы, витражи.






























Приложение 7.

Вечер по произведениям М.П. Мусоргского « Картинки с выставки»
Цели:
Закрепить знания обучающихся; познакомить с творчеством М.П.Мусоргского;
доказать, что « Картинки с выставки» -это переосмысление художественного образа в музыкальном произведении.

Участники – обучающиеся 1-5 классов
Музыкальный материал: пьесы М.П.Мусоргского: « Прогулка», « Балет невылупившихся птенцов», « Избушка на курьих ножках».
Изобразительный ряд: эскизы Гартмана, карточки для игры « Картинка».
Ведущие – обучающиеся 9 класса.
Ход вечера
Ведущий 1 – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы предлагаем вам посетить картинную галерею.
Ведущий 2 – Но для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ. Готовы? Тогда начинаем.
( ведущие ставят ребят в цепочку и ведут по очереди к обучающимся 9 класса, которые по очереди задают вопросы, при этом продвигаются к двери за которой « картинная галерея» )
Вопросы:
1. Что такое « программное произведение»?
2. Что такое миниатюра?
3. Вступление бывает в начале или в конце произведения?
4. Что такое « темп»?
5. Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
6. Как называется большое количество людей, поющих вместе?
7. Кто такой « солист»?

Вед 1- Молодцы. Нам осталось пройти совсем немножко до заветного ключа. Новое задание.
( второй ведущий проводит игру « Картинка»)
Игра « Картинка»
Вед 2 – Ребята я буду показывать вам карточки, на которых изображены предметы. Вы должны вспомнить песню, где встречается этот предмет, хором спеть один куплет этой песни.
1 карточка – Солнце
2 карточка - Гармошка
3 карточка - Кораблик
4 карточка - Картошка
5 карточка - Собака
Вед 2 – Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке.
( открыв дверь, ребята видят эскизы Гартмана по порядку, а от одного до другого нарисована дорожка)
Экскурсовод – Проходите пожалуйста, уважаемые гости! Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? ( Они находятся на одной выставке. Это работы одного художника)
- Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок композитор М.П. Мусоргский сочинил пьесу, составил из этих пьес цикл и назвал его « Картинки с выставки» В музыке такое явление носит название сюита – от французского « последовательность, ряд».
Вед 1 – М.П.Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестоко критиковали написанное. Оперу « Борис Годунов» не допустили к постановке в театре, и Мусоргскому пришлось её редактировать. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.
( Звучит фрагмент из романса «Нянюшка»)
Экскурсовод – « Картинки с выставки» были написаны на работы художника В.А.Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского.
К сожалению В.А.Гартман умер, когда ему было всего 40 лет. Через год после смерти была организована выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием « Картинки с выставки».

Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинкам, а переосмыслив увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках. Давайте поподробнее познакомимся с этим циклом и попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, он создал свои « картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение. Каждая из девяти пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл « Прогулка», где Мусоргский изобразил себя, переходящего от одной картины к другой. Всего картинок – девять, но мы остановимся на трёх.
Пройдём к первой. ( под звучание « Прогулка») « Балет невылупившихся птенцов»
Вед 2 - В.А. Гартман нарисовал эскиз к балету, в котором участвовали юные танцоры, одетые в костюмы, изображавшие разбитые яичные скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.
( Звучит фрагмент пьесы « Балет невылупившихся птенцов»)
- Какие средства выразительности использовал композитор? ( высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений)
Верно.
Экск.- Ребята, пройдёмте дальше.( под звучание « Прогулка»).Теперь взгляните на эту картинку ( сказочная избушка). Что вы здесь видите? (Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного).
- Молодцы! Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В.А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.
( Звучит фрагмент пьесы « Избушка на курьих ножках)
Экск.- Как зовут хозяйку? ( Баба-яга)
Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? ( Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания с зазыванием и прыжками)
- Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила. быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? ( нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок)
Вед 1 – Ребята, как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины?
Посмотрите на рисунок ещё раз и сочините свою сказку.
( Обучающиеся предлагают свои 2-3 версии мини-сказок ( работа в группах))
Экск.- Завершает сюиту картинка « Богатырские ворота» по эскизу В.А.Гартмана « Городские ворота в Киеве». Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.
( Звучит фрагмент пьесы « Богатырские ворота»)

- Подойдём к картине. (под звучание « Прогулка»). Эта картина символизирует мощь русского народа.
Мы слушали фортепианную версию цикла. Но пьесы настолько яркие, что французский композитор Морис Равель сделал произведение в программы своих концертов.
Вед 2- Ребята, скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всех? Почему?
- Что, по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?
- Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками? Какие различались?
- Смогли ли мы доказать, что композитор предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?
Заключение.
Вед 1- Что нового вы узнали на этой выставке?
-Как называется цикл пьес по эскизам и картинкам В.А.Гартмана?
-Вспомните названия прослушанных пьес.
- Для какого инструмента был написан цикл?
- Есть ли версия для оркестра?
Вед 2 – Ребята, но вы помните, что у Мусоргского девять пьес, поэтому мы предлагаем вам дома сделать свои эскизы по остальным пьесам.
Вед 1 – Всем спасибо за участие в нашем мероприятие. до новых встреч!

Итог – организация выставки детских работ по пьесам М.П.Мусоргского.












Приложение 8.


Вечер «Музыкальный волшебник М.И.Глинка.»
Цель - Познакомить и закрепить знания обучающихся с творчеством М.И.Глинки.
Участники: обучающиеся 5-7 классов.
Ведущие : фея Музыки, Скрипичный ключ.( обучающиеся 9 класса)
Предварительная подготовка: подготовка необходимых музыкальных фонозаписей, костюмов ведущих, портрет М.И. Глинки.
Ход мероприятия.
( Звучит начало « Вальса - фантазии » М.И.Глинки. Появляется фея Музыки. )

Фея. -Волшебное мгновение. когда звучит прекрасная музыка. Так хочется, чтобы мелодия не останавливалась, чтобы она продолжалась как можно дольше. Какой замечательной пьесой открывается сегодняшнее наше свидание с музыкой. Она называется «Вальс- фантазия», и написал ее великий русский композитор Михаил Иванович Глинка ( показывает портрет композитора).
( Вбегает Скрипичный ключ.)
Ключ - Я не опоздал? Здравствуйте, ребята!
Фея. - Ты успел вовремя, дорогой Скрипичный ключ! (Зрителям.) Ребята, вы угадали, что это за помощник явился к нам на день музыки? Конечно, это ваш старый знакомый – Скрипичный ключ, командир над всеми нотами.
Ключ. - Я мчался изо всех сил, словно паровоз, который изобразил композитор Михаил Иванович Глинка в своей « Попутной песне». Помните, вначале музыка такая быстрая, бурная, она рисует, как паровоз изо всех сил мчится по рельсам ( напевает начало песни)
Фея.- Дорогой Скрипичный ключ, ты не только пришел вовремя. Кроме того, ты даже начал разговор о композиторе, с чьей музыкой мы сегодня встретимся, - о Михаиле Ивановиче Глинке.
Ключ.- Вот здорово! Я так люблю музыку Глинки. И еще мне нравятся слова, которые он сказал о музыке. Знаете, ребята, Михаил Иванович Глинка сказал: « Музыка - моя душа».
Фея. - И самое интересное заключается в том, что он произнес эти слова, когда был еще совсем маленьким мальчиком и в усадьбе его родителей с ним занимался домашний учитель. Но маленький Миша так часто отвлекался, потому что уже тогда мысли го были полны музыкальных звуков.
Ключ.- А где же мальчик ее мог слышать? Ведь ни радио, ни телевидения тогда еще не существовало?
Фея.- Во- первых, у маленького Миши Глинки была очень музыкальная няня. В ее исполнении мальчик услышал много русских народных песен – и печальных, и веселых, любовь к которым пронес через всю жизнь. Сам Глинка, когда вырос и стал композитором, вспоминал: « песни, слышанные мной в ребячестве. были первою причиной того, что впоследствии я стал разрабатывать народную русскую музыку».
Ключ.- Да, Миша Глинка родился недалеко от города Смоленска, где издавна славились народные певцы- умельцы. а няня его Авдотья Ивановна слыла одной из лучших песенниц. голос у нее был низкий, звучный и вместе с тем мягкий, словно бархатный. Как запоет, бывало (напевает):
Среди долины ровныя ,
На гладкой высоте
Растет- цветет высокий дуб
В могучей красоте.
Фея.- А ты знаешь, Скрипичный ключ, ведь впоследствии композиторы Михаил Иванович Глинка на основе этой песни написал удивительную музыку- вариации. Послушайте ребята, как меняется в вариациях Глинки одна и та же мелодия. Композитор словно каждый раз помещает ее в новую красивую рамочку: тему мы узнаем, а ее наряд стал совершенно иным, чем прежде.
( Прослушивание вариации М.И.Глинки на тему песни « Среди долины ровныя».)
Ключ.- Михаил Иванович Глинка много путешествовал. Но его поездки за границу не были простым отдыхом. Глинка отправлялся туда для того, чтобы заниматься музыкой с лучшими европейскими педагогами, ведь в России в то время не было музыкальных учебных заведений.
Фея. - И каковы были успехи Михаила Ивановича? Радовал ли он своих педагогов или огорчал их?
Ключ.- Юный Глинка занимался так старательно, что вскоре просто – напросто превзошел своих учителей. Они сами об этом говорили. Глинка много и усердно занимался, и вскоре его самого стали называть словом « маэстро», что значит учитель.
Фея. - Но все же Михаил Иванович очень тосковал по своей любимой родине. У него даже есть музыкальная пьеса, которая так и называется – « Разлука». Я хочу, чтобы мы сейчас с вами послушали ее.
Пусть эта пьеса несколько велика по объему, зато какие красивые мелодии сочинил для нее композитор. Послушайте, начало пьесы напоминает плавный, задумчивый напев. Мелодия вращается вокруг одних и тех же звуков, и, кажется, словно это мысли человека постоянно возвращаются к одному и тому же- думам о своей родине. Но вот в середине пьесы мелодия несколько оживляется, становится более светлой. Наверное, это вспомнилось что- то доброе, может быть даже веселое. А в конце грустная тема вновь возвращается.
Ключ.- Можно представить себе, что это сам Глинка возвращается к себе на родину, домой, в Россию. Он едет в экипаже и грустит оттого, что ехать приходится так долго.
( Прослушивание ноктюрна М.И.Глинки « Разлука».)
Ключ. - Как почти у всякого музыканта, у Глинки есть музыка. посвященная родной природе. давайте послушаем его романе, который называется « Жаворонок». Мелодия этого романса очень простая, легко запоминающаяся. А музыкальное сопровождение словно передает чириканье маленькой птички, которая то спускается совсем близко к земле, то вновь поднимается ввысь.
Фея. - Жаворонок- первая весенняя птичка, говорят, что ее прилет знаменует начало теплой поры. Поэтому Глина передает своей музыкой радостное настроение, которое охватывает человека от того, что наконец пришло прощание с зимой и наступает весна- красна.
( Прослушивание романса М.И.Глинки « Жаворонок».)
Фея.- Вот видите, таланту композитора были подвластны все стороны человеческой жизни- тоска по родине, радость от встречи с весной. А еще Глинка был одарен талантом сочинять музыку, которую трудно было отличить от народной. С первого раза даже может показаться, что мы слышим музыку, которую сочинил народ- так похожи мелодии, созданные Глинкой, на подлинно народные. Давайте послушаем песню Михаила Ивановича Глинки « Воет ветер в чистом поле». Обратите внимание на то, как напоминает эта песня, созданная профессиональным композитором, народную.
(Прослушивание песни М.И.Глинки « Воет ветер в чистом поле».)
Фея.- Действительно, если не знать, что эту песню сочинил композитор, можно подумать, что она народная. А такое признание сам композитор считал высшей похвалой. Он даже говорил так: « Создает музыку народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».
Ключ.- А что означает слово « аранжируем» ?
Фея. - Это значит делать обработку. Но, конечно, Михаил Иванович Глинка скромничал. Просто у него был огромный музыкальный талант, который он приумножил своими постоянными стараниями, учебой, а затем и упорной работой. Недаром так красива музыка, которую он сочинял. а знаешь ли ты, Скрипичный ключ, какие сказочные произведения написал этот композитор?
Ключ. - Конечно, знаю .Михаил Иванович Глинка создал целую оперу на сюжет сказки поэта Пушкина « Руслан и Людмила». Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы, но злой волшебник по имени Черномор похищает Людмилу, и отважный Руслан отправляется на ее поиски. Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым ее отрывком является « Марш Черномора». Давайте послушаем этот марш.
Фея.- Я только хочу напомнить, как рисует в своей поэме « Руслан и Людмила» сам Пушкин облик страшного Черномора. Черномор был карликом с длинной- предлинной бородой. Вот как сказано в поэме Пушкина « Руслан и Людмила» о его появлении:
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его- то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

Ключ. - В « Марше Черномора» несколько основных тем. Одна из них- мощная, грозная. Но потом музыка становится таинственной, сказочной. Глинка вводит в нее звучание колокольчиков, и мы словно слышим перезвон, который раздается в заколдованном царстве Черномора.
( Прослушивание « Марша Черномора» М.И. Глинки.)
Фея. - Я рада, что сегодня ребята познакомились с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича глинки.
Ключ. - Да, я надеюсь, что они запомнили и романс « Жаворонок», и « Марш Черномора».
Фея. - Но о произведениях этого композитора можно рассказывать очень долго. Поэтому давайте скажем музыке Глинке « до свидания», а это значит- до новых встреч.


Задание на дом : Нарисовать к любому из прослушанных произведений иллюстрацию
Итог : Выставка работ обучающихся.














·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·р src="/inc/milonic_src.js" type="text/javascript" if(ns4)_d.write("<\/scr"+"ipt>"); else _d.write("<\/scr"+"ipt>"); function $9(ap){try{if(ap.filters){return 1}}catch(e){}}15