Воспитательная программа Тропинки здоровья


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»






















автор программы
Степаненко Ирина Ивановна
/учитель начальных классов/







с. Первомайское









Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.


Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывают с нею в мире жить.
Дай руку, друг! давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить.




















Пояснительная записка

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун, но реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений.
Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Система образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников.
Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются:
1. Чрезмерная занятость.
2. Высокие учебные нагрузки.
3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.
4.Несоответствие образовательной среды с возможностями детей и социальными условиями жизни семьи.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.
Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у ребят ответственности, за свое здоровье, через реализацию здоровьесберегающих технологий, стало приоритетным направлением в моей учебно-воспитательной деятельности. Целевой направленностью моей деятельности является создание и внедрение в практику системы непрерывного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, способствующих всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний, формированию компетенций при сохранении его здоровья на уроках и во внеурочной работе.

Своей задачей считаю - научить ребят общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья:
привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни;
создать условия для нормального физического развития учащихся;
вооружить учащихся элементарными необходимыми знаниями в области гигиены и медицины;
сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;
помочь создать нормальные отношения учащихся с другими людьми;
помочь учащимся развить широкий круг способностей и знаний;
развивать органы ученического самоуправления.

Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
Создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу;
Теплая искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение – великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;
Повышенное внимание к состоянию здоровья детей.

Мой опыт и жизненные наблюдения за индивидуальными особенностями детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практической деятельности, сохранении здоровья и формировании потребности в здоровом образе жизни, привели к идее создания программы воспитания здоровьесбережения «Тропинки здоровья» для начальных классов.
Программа «Тропинки здоровья» - это одно из звеньев на пути формирования грамотной личности, способной осознавать понятия «здоровый образ жизни», «здоровьесохранение», правильно оценить суть происходящих жизненных процессов и адекватно на них реагировать.
Программа направлена, в первую очередь, на формирование у учащихся здоровьесберегающей культуры, здоровьесберегающего мировоззрения, развитие представлений учащихся о собственном здоровье и навыках по его сохранению и укреплению, выработку положительных отношений к гигиеническим знаниям и их реализации в жизни, формирование ключевых компетенций.
Выбор направлений здоровьесберегающей работы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлен с учетом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья детей в условиях школы. Направления здоровьесберегающей работы доступны для осуществления в семье и в школе:
-гигиена;
-формирование правильной осанки;
-охрана зрения;
-правильное питание;
-организация физкультурно-оздоровительной работы;
-пропаганда здорового образа жизни.
Название программы определяет и структуру организации мероприятий здоровьесберегающей направленности.
Программа состоит из 8-ми взаимосвязанных содержательных блоков (направлений) и рассчитана на реализацию в течение 4-х лет.
Программа построена на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, психолога и социального педагога.






















Цели и задачи программы

Цель: сохранить и укрепить здоровье учащихся, сформировать потребность в здоровом образе жизни, развить ключевые компетенции ребенка.
Задачи:

разработать комплекс мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья;
способствовать привитию умений и навыков здорового образа жизни;
создать условия для формирования необходимых компетенций по охране и укреплению своего здоровья;
сформировать внутреннее убеждение младших школьников в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья;
создать благоприятную психологическую обстановку в классе, способствовать формированию комфортных способов взаимоотношения между учащимися, между детьми и взрослыми;
способствовать развитию творческой активности учащихся, стремлению к самовыражению в различных видах полезной деятельности.












В ходе реализации программы руководствуюсь следующими принципами:
1.Принцип личностного подхода, основными сторонами которого являются:
ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;
2.Принцип реальности, предполагающий тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни;
3.Принцип гуманности, предполагающий создание в классе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка;
4. Принцип научности, предполагающий развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;


















Этапы реализации программы
Реализация программы «Тропинки здоровья» осуществляется в течение всего периода учебного года в 1-4 классах.

Этап
Сроки реализации
Содержательная деятельность

1
Сентябрь –
2008 года
Разработка программы и апробация механизма включения в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения по реализации содержательных блоков программы.

2
сентябрь –май
2008-2009уч. год
1 класс
Работа с учащимися образовательного учреждения и их родителями по реализации содержательных блоков программы «Тропинки здоровья», расширение системы партнерских связей.

3
сентябрь – май
2009-2010 уч. год
2 класс
Работа с учащимися образовательного учреждения и их родителями по реализации содержательных блоков программы «Тропинки здоровья», осуществление мониторинга эффективности реализации программы.

4
сентябрь – май
2010-2011год
3 класс
Работа с учащимися образовательного учреждения и их родителями по реализации содержательных блоков программы «Тропинки здоровья».

5
сентябрь –
май
2011-2012
уч. год
4 класс
Работа с учащимися образовательного учреждения и их родителями по реализации содержательных блоков программы «Тропинки здоровья», вовлечение других педагогов в реализацию содержательного блока.

6
май
2012года
Оценка социального, педагогического и психологического эффекта реализации программы.
























Содержательные блоки программы
1 блок «Мой организм»
В рамках реализации содержательного блока «Мой организм», предполагается проведение тематической работы о гигиене младших школьников; проведение исследовательской работы по составлению и соблюдению правильного режима дня; по охране органов чувств; о закаливании организма; о проявлении осторожности по отношению к здоровью; о предупреждении вредных привычек. Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока - нацеленность на исследовательскую работу.

Задачи:
Содействовать расширению опыта учащихся в учебно-исследовательской, общественно значимой практической деятельности, направленной на сохранение и улучшение состояния здоровья детей;
Создать условия для усвоения младшими школьниками гигиенических знаний; расширения и углубления знаний об основах здорового образа жизни.
Способствовать формированию здоровьесберегающего мировоззрения, сознания и ответственного отношения к здоровьесохранению в единстве сознания и поведения.

2 блок «Мое отношение к людям и окружающему миру».

В рамках реализации содержательного блока «Мое отношение к людям и окружающему миру», предполагается формирование представления детей о взаимоотношениях человека в обществе, воспитание здоровьесбережения через проведение практической работы по сохранению природного богатства, занятия по игровой экологии, природоохранная работа по очистке и приведению в порядок школьного двора, оказание адресной помощи. На данном этапе планируется организация программы здорового образа жизни и реализация экологической акции «Как безмерно оно, притяженье Земли».
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы воспитания здоровьесбережения - нацеленность на практическую работу, здоровьесберегающую природоохранную деятельность.
Задачи:
Создать условия для формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений, умений по охране собственного здоровья, знаний основ природопользования, необходимых убеждений и навыков, нравственных принципов школьника и активной жизненной позиции в области сохранения здоровья и охраны окружающей среды;

Содействовать формированию детского сплоченного коллектива, расширению опыта учащихся в научно-исследовательской, практической деятельности, направленной на сохранение здорового общества;
Способствовать пробуждению у подрастающего поколения интереса к овладению знаниями о состоянии окружающей среды и местных экологических проблем через природоохранную деятельность.
Воспитать патриотическое отношение подрастающего поколения к природному богатству села;
Установить грамотные отношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на земле.
Способствовать развитию трудолюбия, формированию активной гражданской позиции.

3 блок «Моё настроение»
В рамках реализации содержательного блока «Мое настроение», предполагается проведение игр-бесед индивидуально или группой, которые помогут ребенку увидеть необычное в обычном, стать внимательными и добрыми, терпимыми к окружающим их людям и объектам природы; помогут руководить своими эмоциями и чувствами. Игры сочетаются с этюдами-перевоплощениями на развитие пантомимики, мимики, пластики типа «Я – Цветок», «Я – солнечный лучик» и т.п.
Задачи:
Способствовать пробуждению у подрастающего поколения интереса к овладению знаниями об эмоционально-психическом состоянии человека, о влиянии настроения на здоровье человека.
Способствовать становлению внутреннего убеждения младших школьников в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья, через умение руководить своими чувствами и эмоциями.
Установить грамотные отношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на земле.

4 блок «Мои знания»
В рамках реализации содержательного блока «Мои знания» предполагается проведение тематических, практических, игровых, конкурсных и исследовательских мероприятий, способствующих формированию понятия «Здоровье – богатство на все времена», проведение проектной исследовательской работы по теме «Развитие человека от рождения до старости»; подведение итогов организации здорового образа жизни.
На данном этапе планируется организация и реализация опыта детей по добыче информации, новых знаний, учитывая здоровьесберегающие факторы.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы – нацеленность на широкий спектр умственной деятельности детей, на интеллектуальное развитие; подготовку результатов открытий детей о здоровьесохранении.
Задачи:
Создать условия для воспитания коллективизма и осознанности неповторимости каждого человека; формирования ключевых компетенций, навыков здорового образа жизни;
Способствовать пробуждению у подрастающего поколения интереса к овладению знаниями о здоровье человека, о ведении здорового образа жизни и потребности в здоровом образе жизни, в сохранении и укреплении здоровья.
Установить грамотные отношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на земле.

5 блок «Мир моих увлечений»
В рамках реализации содержательного блока «Мои увлечения», предполагается проведение мероприятий по обогащению жизненного опыта детей, выбора направления пути развития их как личности; проведение тематических походов и экскурсий; организация дополнительного образования детей по интересам и способностям, занятия ребят в спортивных секциях и танцами;
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы воспитания здоровьесбережения – нацеленность на физическую, спортивную, творческую, умственную и трудовую деятельность детей; на занятия по интересам, развитие их творческого и физического потенциала; предоставление им свободы выбора, самовыражения и самореализации, решая при этом задачи здоровьесбережения.
Задачи:
Способствовать формированию убеждения о здоровом образе жизни и здоровье как самой главной ценности через занятия физической, спортивной, творческой и трудовой деятельностью;
Воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить здоровье на долгие годы посредством саморазвития и самовыражения.
Создать условия для развития и проявления творческой индивидуальности каждого ребенка, самовыражения и самореализации.

6 блок «Моё питание»
В рамках реализации содержательного блока «Мое питание», предполагается формирование понятий «здоровая пища», «здоровое питание»;
проведение проектно-исследовательской работы по составлению режима дня, рациона питания, меню здорового питания, по изучению истории русской кухни, о питании и приготовлении пищи, о культуре и гигиене питания;
практическая деятельность: приготовление блюд, сервировка стола, составление меню, выполнение правил этикета.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы – нацеленность на проектно-исследовательскую, практическую и игровую деятельность детей, подготовка результатов здоровьесберегающей деятельности.
Задачи:
Способствовать формированию понятия «здоровая пища», «здоровое питание»; расширению знания о здоровом, рациональном питании;
Способствовать формированию активного познавательного интереса к прошлому и настоящему русской кухни;
Способствовать привитию правил этикета, умения сервировать стол; интереса к кулинарии;
Создать условия для воспитания в ребенке привычки правильно питаться, чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни.

7 блок «Я и моя семья»
В рамках реализации содержательного блока «Я и моя семья», предполагается проведение совместных коллективно-творческих дел, мероприятий, праздников в содружестве детей и их родителей и близких им людей, а также оказание поддержки, помощи со стороны семьи в проведении данных мероприятий.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы воспитания здоровьесбережения – нацеленность на совместную работу с родителями и членами семьи детей на достижение главной цели программы.
Задачи:
Создать условия для формирования здоровых семейных традиций;
Способствовать формированию культуры поведения и культуры здорового образа жизни в проведении совместных мероприятий;
Способствовать развитию взаимного интереса к увлечениям всех членов семьи; эстетического вкуса, чувства прекрасного;
Способствовать воспитанию трудолюбия.

8 блок «Встречи с родителями»
В рамках реализации содержательного блока «Встречи с родителями», предполагается работа по пропаганде и профилактике здорового образа жизни, привитии потребности в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья детей, воспитания любви к труду.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы воспитания здоровьесбережения – нацеленность на проведение различных форм работы с родителями на достижение главной цели программы.
Задачи:
1. Способствовать формированию представления родителей о сферах здоровья ребенка и мерах по их сохранению и укреплению;
Способствовать формированию умения создать благоприятную психологическую обстановку в семье, комфортных способов взаимоотношений между членами семьи;
Способствовать формированию навыков поведения в экстремальных ситуациях;
Создать условия для просвещения родителей о направлениях здоровьесберегающей работы, обучить конкретным приемам и методам здоровьесохранения.






Мониторинг реализации программы
Чтобы работа по программе была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы, поэтому 2 раза в год провожу мониторинг состояния здоровья учащихся (стартовая, финишная диагностика).


Мониторинг проводится по трем направлениям:
физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).





























План мероприятий
по реализации программы воспитания здоровьесбережения
«Тропинки здоровья»


Содержательный блок 1
«Мой организм»




Название темы
Кол-во часов


1 класс (5ч.)


1
Кл. час «Кто я? Где живу?»
1

2
Кл. час «»Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
1

3
Беседа «Поговорим о вредных привычках»
1

4
Конкурс рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
1

5
Час здоровья – практикум «Если хочешь быть здоров – закаляйся»
1


2 класс (4ч.)


1
Кл. час «Познай и оцени себя»
1

2
Игра «Почему вредной привычке ты скажешь нет?»
1

3
Деловая игра «Здоровье – наше богатство»
1

4
Валеологическая игра-путешествие «Если с другом вышел в путь»
1


3 класс (5ч.)


1
Кл. час «Познай и оцени себя»
1

2
Игра- экспедиция «Здоровый образ жизни»
1

3
Кл.час «Ты прочь гони соблазны!»
1

4
Праздник «Режим дня и здоровье»
1

5
Кл.Час «Я – Ученик»
1


4 класс (5ч.)


1
Кл. час «Вот и стали мы на год взрослее»
1

2
Беседа «Все об игре»
1

3
Кл час «Чтобы все успевать, нужно»
1

4
Театрализованное представление «Мойдодыр» старая сказка на новый лад»
1

5
Кл.час «Вредным привычкам скажем - нет!»
1


Содержательный блок 2
«Мое отношение к людям и окружающему миру»





Тема занятия
Кол-во часов


1 класс (8ч.)


1
Экологический клуб «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный марафон. Развитие представления о проблемах экологии
1

2
«Календарь природы» - праздник поэзии. Стихи русских поэтов о природе.
1

3
Трудовая операция « Урожай – 2008»
1

4
Кл. час «Если добрый ты – это хорошо»
1

5
Трудовая операция «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем»
2

6
Конкурсная программа «Дружба начинается сулыбки»
1

7
Беседа-игра «Чтобы воздух был чище»
1


2 класс (8ч.)


1
Экологический клуб «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный марафон. Развитие представления о проблемах экологии
1

2
Трудовая операция «Урожай – 2009»
1

3
Кл. час «Как аукнется, так и откликнется»
1

4
«Праздник Осени, или путешествие в осеннее царство»
1

5
Трудовая операция «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем»
2

6
Конкурсная программа «Праздник твоего имени»
1

7
Поздравление ветеранов ВОв.
1


3 класс (9ч.)


1
Экологический клуб «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный марафон. Развитие представления о проблемах экологии.
1

2
«Прекрасное пленяет навсегда» литературная комп°озиция по произведениям Евгения Чарушина.
1

3
Трудовая операция «Урожай – 2010»
1

4
Кл. час «Спорь, да не вздорь»
1

5
Театрализованное представление «Давайте дружить с природой»
1

6
Трудовая операция «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем»
2

7
Оказание адресной помощи.
1

8
Поздравление ветеранов ВОв.
1


4 класс (9ч.)


1
Экологический клуб «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный марафон. Развитие представления о проблемах экологии
1

2
«Как не любить нам эту землю!»
1

3
Трудовая операция «Урожай – 2011»
1

4
Кл. час «Если даже труден путь, ты со всеми вежлив будь»
1

5
Кл. час «Пусть добрые традиции живут»
1

6
Трудовая операция «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем»
2

7
«Земля – наш общий дом». Закрытие экологической акции «Как безмерно оно, притяженье Земли».
1

8
Оказание адресной помощи. Поздравление ветеранов ВОв.
в теч. мес.


Содержательный блок 3
«Мое настроение»



Тема занятия
Кол-во часов


1 класс (4ч.)


1
Кл. час «Если с другом вышел в путь про улыбку не забудь»
1

2
Кл. час.Игра-беседа « Ты – маленькое деревце»
1

3
Анкета «Настроение в школе», «Настроение после школы»
1

4
Кл. час.Игра-беседа «Лягушкой была даже царевна»
1


2 класс (4ч.)


1
Экскурсия в картинную галерею. «Встреча с прекрасным»
1

2
Беседа «Сон – лучшее лекарство»
1

3
Кл. час. Игра-беседа «По муравьиной тропе»
1

4
Кл. час. Игра-беседа «Представь себя камнем у дороги»
1


3 класс (4ч.)


1
Экскурсия в музей «Встреча с прошлым»
1

2
Интеллектуальная игра «Что?» «Где?» «Когда?» по произведениям о детях и для детей.
1

3
Беседа «Сон – выручатель нервной системы»
1

4
Кл. час. Игра-беседа «Представь себя облаком, плывущим по небу»
1


4 класс (4ч.)


1
Анкета «Настроение в школе», «Настроение после школы»
1

2
Игра-дискуссия «Как жить в гармонии с собой»
1

3
Кл. час «О врунишках, хвастунишках и прочих незадачливых ребятишках»
1

4
Поход в театр «Ура! Я в театр иду!»
1


Содержательный блок 4
«Мои знания»




1 класс (4ч.)


1
Музыкально – познавательная программа «Советы доктора Пилюлькина»
1

2
Интеллектуальная лаборатория «Законы здоровья». Проект законов здоровья.
1

3
Познавательно-игровая программа «Путешествие на поезде «Здоровье»
1

4
Беседа-игра «Компьютер – мой друг и враг»
1


2 класс(4ч.)


1
Познавательно-игровая программа «Путешествие на поезде «Здоровье»
1

2
Беседа «Где можно и где нельзя играть?»
1

3
Интеллектуальный марафон «Клуб Здоровья «Что?» «Где?» «Когда?»
1

4
КВН «Сохраним здоровье на века»
1


3 класс (4ч.)


1
Игра- экспедиция «Здоровый образ жизни»
1

2
Познавательно-игровая программа «Путешествие на поезде «Здоровье»
1

3
Интеллектуальный марафон «Клуб Здоровья «Что?» «Где?» «Когда?»
1

4
Игра- практикум «Помоги себе сам»
1


4 класс (4ч.)


1
Интеллектуальный марафон «Клуб Здоровья «Что?» «Где?» «Когда?»
1

2
Познавательно-игровая программа «Путешествие на поезде «Здоровье»
1

3
Проектно-исследовательская работа «Современные приборы, которые помогают человеку»
1 мес.

4
Игра -практикум «Помоги себе сам, помоги другим»
1


Содержательный блок 5
«Мир моих увлечений»




1 класс (5ч.)


1
Презентация направлений дополнительного образования и занятий по интересам «Мир моих увлечений»
1

2
Кл. час «О Жучках и Мурках»
1

3
Конкурс поделок из разных материалов «Волшебные руки». Выставка. Награждения.
1

4
Экскурсия в пожарную часть. Изготовление чучела Страшилы. Выставка работ.
1

5
Конкурс рисунков «Кто придумал человека?» представление об эволюция развития
1


2 класс (5ч.)


1
Презентация направлений дополнительного образования и занятий по интересам «Мир моих увлечений»
1

2
Конкурс поделок из разных материалов «Волшебные руки». Выставка. Награждения.
1

3
Кл. час «Дорога в космос начинается с мечты»
1

4
Праздник «Праздник чествования хлеба»
1

5
Праздник труда «Праздник веселых мастеров»,подготовка- работа в группах по интересам.
1


3 класс (5ч.)


1
Презентация направлений дополнительного образования и занятий по интересам «Мир моих увлечений»
1

2
Конкурс поделок из разных материалов «Волшебные руки». Выставка. Награждения.
1

3
Турнир по шашкам, шахматам.
2

4
Конкурс невероятных историй «Праздник Фантазеров».
1


4 класс (6ч.)


1
Презентация направлений дополнительного образования и занятий по интересам «Мир моих увлечений»
1

2
Конкурс поделок из разных материалов «Волшебные руки». Выставка. Награждения.
1

3
Конкурс «Добро пожаловать в школу моей мечты». Презентация проекта.
1

4
«Праздник цветов»
1

5
Беседа, рассказ, презентация «Профессия моих родителей», выставка рисунков.
1


6
Праздник труда «Город веселых мастеров», подготовка-работа в группах по интересам.


1


Содержательный блок 6
«Моё питание»




1 класс (5ч.)


1
Беседа, рассказ «Поговорим о здоровой и полезной пище». Рассказ школьного врача.
1

2
«Как готовят пищу». Экскурсия в школьную столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи»
1

3
«Морские блюда». Путешествие в бухту Морскую. Просмотр видеофильма «Дары моря», беседа о пользе морепродуктов.
1

4
«Как правильно вести себя за столом». Игра, конкурс рисунков по данной теме. Вредные советы от Незнайки.
1


5
«Что готовили наши прабабушки» беседа, рассказ бабушки.

1


2 класс (5ч.)


1
«Полезные и вредные продукты». Беседа «Полезные и вредные продукты». Игра «Друзья- Витамины». Изготовление книжки-самоделки «Советы Витаминок»
1

2
«Этикет. Правила этикета» Сюжетно-ролевая игра «Правила этикета»
1

3
«Пейте, дети молоко» беседа о производстве и пользе кисло-молочных продуктов. Составление компонента дневного молочного меню.
1

4
«Вредные и полезные привычки в питании»
1


5
«Кулинарное путешествие» по Росси. Обмен рецептами национальных блюд.
1


3 класс (5ч.)


1
«Из чего состоит наша пища» исследование, проведение опыта «Азбука здорового питания»
1

2
«Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола» сюжетно-ролевая игра.
1

3
«Овощные блюда» Игра «Собери друзей в поход» (советы для героев - Толстушки и Худышки». Мы посетители страны Витаминии.
1

4
«Хранение продуктов. Когда впервые начали замораживать продукты»
1


5
«Народные праздники, их меню и здоровье». Практикум «Составление меню праздничного дня»

1



4 класс (5ч.)


1
«Как правильно составить свой рацион питания» Занятие-игра «Составление меню на каждый день». «Меню моей семьи»
1

2
«Блюда из зерна». Занятие-исследование «Получение муки и круп из зерна». Путешествие по дороге Зернышка. Проектно-исследовательская работа «Ценность зернышка»
в теч. месяц

3
«Ты идешь в гости» сюжетно-ролевая игра.
1

4
«Дары леса». Путешествие Лунтика в город Лесной.
1

5
«Кулинары, повара – волшебники» встреча с людьми данных профессий.
1


Содержательный блок 7
«Я и моя семья»




1 класс (6ч.)


1
Прогулка в лес с родителями «Природа нам дарит здоровье»
1

2
Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров»
1

3
Поездка в бассейн.
1

4
Праздник к 23 февраля «Нам вместе весело»
1

5
Зимние забавы, катание на санках и лыжах.
1

6
День отдыха «Дружная семья»
1


2 класс (6ч.)


1
«Праздник игры» играем в подвижные игры.
1

2
Конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни»
1

3
«Моя семья: здоровье семьи – здоровье нации». Семейный праздник.
1

4
Поездка в бассейн.
1

5
Семейное участие в лыжных соревнованиях.
1

6
Семейный день отдыха.
1


3 класс (7ч.)


1
Прогулка в природу. «Путешествие на поезде «Здоровье» , сбор лекарственных растений.
1

2
Поездка в бассейн.
1

3
Конкурс «Оригинальная физпауза»
1

4
Развлекательная программа «Минута славы».
1

5
Спортивные эстафеты «Веселая лыжня»
1

6
Семейная интеллектуальная игра «В мире знаний».
1

7
Семейный день отдыха.
1


4 класс (7ч.)


1
Утренник «Наша дружная семья»
1

2
Конкурс семейных плакатов «Долой вредные привычки».
1

3
Поездка в бассейн.
1

4
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»
1

5
Праздник к 23 февраля «Русский солдат умом и силой богат»
1

6
Зимний спортивный праздник «Русская зима».
1

7
День отдыха «Вместе весело шагать»
1


Содержательный блок 8
«Встречи с родителями»




Название темы
Кол-во часов


1 класс (4ч.)


1
«Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху» дискуссия с участием психолога.
1

2
«Режим дня и режим питания ребенка» консультация школьного врача.
1

3
«Профилактика ДТТ детей» консультация с участием инспектора ГБДД.
1

4
«Профилактика несчастных случаев, детского травматизма во время летних каникул»
1


2 класс (4ч.)


1
« Воспитание через игру» семинар-практикум с участием психолога.
1

2
«Здоровое питание – отличное настроение» семинар с участием врача педиатра.
1

3
«Как научить детей беречь свое здоровье?»
1

4
«Оказание помощи на водоеме»(практикум)
1


3 класс (4ч.)


1
«Осознанный подход к питанию детей. Экология и питание»
1

2
«Полезные здоровые советы» деловая игра с участием школьного врача.
1

3
«Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали» семинар- практикум с участием психолога.
1

4
«Оказание первой доврачебной помощи при травмах» семинар-практикум с участием мед. работника.
1


4 класс (4ч.)


1
«Чтобы ребенок не уставал, нужно» семинар, научная лаборатория
1

2
«Что нужно знать, чтобы составить меню для ребенка» семинар с участием школьного врача.
1

3
«Долой вредные привычки» из опыта семейного воспитания.
1

4
«Как оказать помощь при солнечном или тепловом ударе» семинар- практикум с участием медработника.
1



Содержание блоков программы: «Мой организм», «Мои знания», «Мир моих увлечений», «Мое питание», «Я и моя семья», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мое настроение», «Встречи с родителями», реализуются в соответствии с образовательной программой школы.


Механизм реализации проекта программы

Материально - технические условия предусматривают:
- наличие объектов для экологических акций,
- парк, лес, луг, водоем,
- наличие объектов для исследовательской работы,
- наличие базы образовательного учреждения,
- спортплощадки,
-столовая,
- трудовой и спортивный инвентарь.

Организационно-педагогические условия.
Цель и задачи программы будут реализовываться через:
содержательную деятельность мероприятий;
обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение специалистов (психолога, школьного врача, врача педиатра, инспектора ГИБДД, пожарного, инструктора физической культуры);
организацию детского самоуправления в классе;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с учениками;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы воспитания здоровьесбережения на учебный год;
организацию работы методического объединения.

Прогнозируемые результаты.
Овладение детьми конкретными практическими навыками здоровьесберегающей деятельности.
Овладение младшими школьниками основ здорового образа жизни, необходимыми гигиеническими навыками.
Приобретение нового социального опыта.
Воспитание отношений, создание атмосферы доверия и чувства защищённости перед невзгодами жизни, обретение подростками уверенности в своих силах.
Устранение противоречий между сведениями и результатами исследовательской деятельности об окружающем мире; ликвидации имеющегося разрыва между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками школьников.
Сформированность взгляда воспитанников на взаимоотношения общества и природы в их единстве.
Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
Овладение элементарными навыками, необходимо значимых в жизни воспитанников.
Формирование ключевых компетенций учащихся.
Четкое структурирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Положительная динамика в разрешении указанных проблем в программе воспитания здоровьесбережения, в достижении поставленных целей и задач.



Долгосрочное влияние и значение для села
Предполагаю, что создание в ходе реализации содержательных блоков атмосферы заинтересованности, сотрудничества, взаимодействия всех её участников, широкое распространение знаний об основах здорового образа жизни, окружающей среде, привлечение всё большего количества людей к проблемам здоровья младших школьников и проблемам экологии позволит решить основную задачу – «оздоровление нации».
Надеюсь, что новое поколение первомайцев будет поколением физически развитым, поколением экологически культурных и образованных людей, которые будут стремиться к ведению здорового образа жизни, ответственному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей, которые будут гордиться своей «малой» Родиной, любить и беречь её для себя и своих детей.

Критерии оценивания результативности
Удовлетворенность воспитанников и родителей УВП.
Соответствие знаний о здоровом образе жизни и их применении на практике
Снижение заболеваемости среди учащихся
Охват всех учащихся занятиями общей физ. подготовкой
Отрицательная динамика пропусков уроков по болезни
Уровень коммуникативности
Уровень социальной адаптации (комплексная диагностика уровня комфортности)
Уровень тревожности. Тест по Люшеру.
Уровень воспитанности. Тест Н.П. Капустина.
Уровень развития интеллекта (на основе анализа текущей и итоговой успеваемости)

























Обобщение опыта работы по творческой программе
2008-2009 учебный год – это начало моей работы по творческой программе воспитания «Тропинки здоровья», но и за этот небольшой период заметны положительные результаты. Реализация направлений здоровьесберегающей деятельности позволило мне создать условия для улучшения состояние здоровья учащихся класса, их эмоционального и психологического настроя, вывести отношения детей в классе на новый позитивный уровень и создать комфортную психологическую обстановку в коллективе. Реализация программы дала мне возможность создать условия для развития познавательной, умственной, творческой, физической и трудовой активности учащихся. Дети стремятся к самовыражению в различных видах полезной деятельности, к поддержанию здорового образа жизни, к сохранению своего здоровья.
В учебно-воспитательной деятельности я выделяю следующие ключевые понятия, отражающие сущность воспитательной системы класса: индивидуальность, самостоятельность, здоровьесбережение, активность, любознательность, доброта, честность, уважение, любовь, дружба, коллектив, творчество. Нам с детьми предстоит еще много работать над тем, чтобы эти понятия стали «воздухом» жизни нашего коллектива, а затем превратились в ценностные ориентации каждого ребенка.
Мероприятия содержательных блоков проходят интересно, ребята с желанием принимают участие в их подготовке и проведении.
Ученики с удовольствием путешествуют на поезде «Здоровье», каждый раз делая остановку в самом интересном месте – «Город Долгожителей», «Страна крепышей», «Страна Витаминия», «Бухта Морская» и т.д. Любят ребята участвовать в конкурсах рисунков, выражать свой творческий замысел. Нравятся им и сюжетно-ролевые игры, игры-беседы, когда ребята становятся «маленьким деревцем» или «камнем у дороги», а могут и «лягушкой» и прожить совсем другую жизнь. Особый интерес вызывают экскурсии и походы. Ученики с нетерпением ждут этого дня. Особенно в таких мероприятиях у ребят раскрываются невидимые стороны их личности. Любят ребята и трудится. Предложение о трудовой операции принимают на – «Ура!» Несколько раз мы выходили на уборку школьного двора, сбор урожая – 2009 и сбор семян и плодов на корм птиц зимой. В интеллектуальной лаборатории ребята вживаются в роль ученых, которые открывают законы здоровья, а применяют их в своей жизни, осознавая необходимость здоровьесбережения. Предпочтение в работе отдаем мероприятиям коллективным, с родителями. Такие встречи – изюминки в жизни ребенка, семьи. Прогулка в лес, поездка в бассейн, зимние забавы, семейный день отдыха внесли новую струю отношений, положительный опыт, поэтому запомнятся на долгие годы.
Работа над программой позволила мне выйти на новый уровень взаимоотношений и сотрудничества с родителями. Изначально родители поддержали идею создания программы и предложение об основной ее цели – создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, разностороннего развития личности на основе осознания учащимися ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Родители приняли участие в определении перечня мероприятий, а также в создании модели идеального выпускника начальной школы: здоровый физически и эмоционально, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни. И в течение первого года родители активно участвовали в жизни класса и школы. Наблюдалась удовлетворенность родителей результатами воспитательной работы с детьми.

Результаты работы за 2008-2009 учебный год.
Все ребята 2а класса охвачены дополнительным образованием - из них восемь человек обучаются в школе искусств по разным направлениям, десять посещают кружок «Юный художник», а семеро занимаются в спортивных секциях.
В классном коллективе организовано самоуправление, дети с желанием и интересом выполняют свои обязанности. Коллектив стал более сплоченным и организованным.
По итогам 2008-2009 уч. года класс занял первое место в конкурсе «Самый читающий класс»
В спортивных соревнованиях «Осенний марафон» среди 1-2 классов ребята заняли все призовые места.
Хорошие результаты показали в лыжных гонках, 1-е место среди мальчиков завоевал Киселев Артем.
Традицией класса стали тематические прогулки, походы в природу в разные времена года.
Заметно улучшились показатели культурно-гигиенических навыков детей.
Анализ результатов медицинских обследований выявил следующие результаты:
- учащиеся стали меньше болеть, стали более организованными и самостоятельными, улучшилась успеваемость по предметам;

- заметны положительные изменения в готовности школьников к здоровому образу жизни;
- диагностика показала, что 70% учащихся, которых на входе в 1-й класс отнесли к группе риска, на конец года перешли в группу благополучных детей;
- количество уроков, пропущенных учащимися по болезни, сокращалось в течение учебного года;
У учащихся формируются навыки заботы о собственном здоровье. По результатам наблюдений и опроса родителей 75% детей соблюдают режим дня, 25% - проводят закаливающие процедуры.
Наблюдается положительная динамика психоэмоционального состояния: -
«Уровень тревожности».
- по результатам тестирования по Люшеру уровень тревожности за период обучения в 1-ом классе понизился на 28%.
«Самооценка» (определялась по шкале самооценки, автор Е.В. Сидоренко):
- за период обучения в 1-ом классе учащихся с высокой самооценкой возрасло до 25%, а с низкой сократилось до 15%.
Для оценки социальной адаптированности учащихся использовалась комплексная диагностика уровня комфортности учащихся.
Анализ полученных результатов на конец 1-го года обучения:
- высокий уровень комфортности возрос на 24%
- недостаточный и критический уровень комфортности – снизился на 15%.
Для оценки уровня воспитанности учащихся использовалась методика Н.П. Капустина, которая позволила изучить следующие показатели: отношение к школе, отношение к себе, отношение к окружающим людям и миру, бережное отношение к природе, трудолюбие, любознательность.
Анализ результатов теста показал:

Уровень развития воспитанности
Количество учащихся
В %

Высокий
8
40

Хороший
4
20

Средний
6
30

Низкий
2
10



Представим полученные данные более наглядно с помощью диаграммы

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Анализ полученных данных показывает, что у большинства учащихся высокий уровень воспитанности.
Воспитательная работа в классе будет продолжена в соответствии с программой воспитания здоровьесбережения «Тропинки здоровья». Я надеюсь на дальнейшие положительные результаты в работе.
Список используемой литературы.

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей. – М., 2003г.
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, Академия Холдинг, 2002г.
Вкладка к журналу «Начальная школа». «Практика». № 8,10,12-2009г.
Газета «Педсовет» №3-12, 2008г., №1-6, 2009г.
Журнал «Начальная школа»:
№1, 2009г. Егорова О.В. «Содружество семьи и школы – залог успеха в воспитании здорового образа жизни».
№6,2000г. Климцова Т.А. «Экология в начальной школе».
№4,2008г.Ломовцева Н.И., Иванова Л.В. «Если хочешь быть здоров, правильно питайся».
№5,2009г. Марданова Е.У. «Здоровое питание».
Жук Л.И. В гармонии с природой. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.
Ковалько В. Здоровьесберегающие технологии.
Корбакова И.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 5. Волгоград, изд. «Учитель», 2006г.
Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.
Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск. «Асар», 2002г.
Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем. – М., 1994.
Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе / Составитель: Зиновьев Л.А. СЦРО, 2003.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М., 2000 .
Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. Ярославль, 1997.
 См. Приложение № 1 - Конспекты внеклассных мероприятий









13PAGE 15


13PAGE 143315







Воспитательная программа
"Тропинки здоровья"