Описание опыта работы по программе Тропинки здоровья


  
В школе учителем начальных классов я работаю уже двадцать один год. Стать учителем мечтала всегда, будучи еще первоклассницей.
Сейчас я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – тот человек, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Принимая из трепетных родительских рук их маленькое чудо, я осознаю всю ответственность, которую беру на свои плечи. Ответственность за его настоящее и будущее, за успехи и неудачи, за умение создавать себя как гармоничную личность. Именно в этом я вижу свою основную цель как педагога. Я стремилась и стремлюсь перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье не только физическое, но и духовное, психологическое, нравственное, социальное.
Образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а значит, необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Стране нужны современно образованные и нравственные люди, которые смогут самостоятельно принимать решения, обладать мобильностью, способностью к сотрудничеству. Актуальной и необходимой задачей сегодня является создание такой системы обучения, которая сможет обеспечить здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком.
В начальной школе игра все еще остается одним из главных видов деятельности ребенка. Освоение окружающих его вещей между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя. Отсюда следует вывод: если мы хотим опираться в обучении и воспитании детей на их природу, на их возрастные возможности, если хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если хотим, чтобы дети были активны, энергичны. Если хотим, чтобы они оставались детьми, а не автоматами по приемке информации, мы должны сами освоить игру – этот удивительный феномен детства. Эти установки я использовала при выборе программы дополнительного образования для своих учеников. Такой программой для меня стали «Тропинки здоровья». Она как нельзя лучше способствует реализации задач, поставленные перед учителем в рамках новых стандартов.
Курс «Тропинки здоровья» состоит из нескольких самостоятельных разделов.
В содержание каждого учебного блока входят:
знания ребёнка о себе, своей индивидуальности и неповторимости;
умения выделить процессы физического и психического развития, свойственные индивидуальности;
умение избегать стресса, выходить из него с наименьшими потерями;
навыки сохранения здоровья.
Программа «Тропинки здоровья» построена на применении игровых моментов для реализации сложнейших задач:
получение детьми начальных знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления;
формирование у детей ценностного отношения к здоровью.
освоение детьми методов естественного оздоровления.
формирование самосознания, позитивного отношения к себе
формирование навыков контроля и саморегуляции эмоций.
развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
оптимизация двигательного режима учащихся.
профилактика факторов адаптации школьников к образовательной среде.
На занятиях по программе мной используются игровые формы работы. Вместе с учениками мы «путешествуем» по тропинкам здоровья. Останавливаясь по «пути», дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления.
В ходе занятий происходит развитие потенциальных возможностей ребенка, расширение набора поведенческих стереотипов здорового образа жизни, формирование установок на сотрудничество, создание позитивных отношений.
Каждое занятие включает в себя комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, а также психологические игры.
Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного дыхания у детей. Упражнения дыхательной гимнастики являются средством профилактики респираторных заболеваний, быстро восстанавливают работоспособность после умственного или физического утомления, имеют значение для формирования правильной красивой осанки.
Психологические упражнения направлены на формирование у младших школьников уверенности в себе, способности управлять эмоциями, коммуникабельности. Все эти качества необходимы каждому в жизни для ощущения себя здоровым и самодостаточным человеком.
Зрительная гимнастика предназначена для снятия напряжения зрения. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления.
Пальчиковая гимнастика решает следующие задачи: стимуляция развития речи у детей младшего школьного возраста; подготовка руки к письму. Вместе с тем пальчиковые упражнения тренируют внимание, умение переключаться с одного задания на другое.
В конце каждого занятия дети оценивают свое самочувствие с помощью рефлексии. Рефлексия выполняет определенные функции: позволяет ученику сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышления, оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность.
Программа была мной реализована в рамках внеклассной работы, она удачно перекликается с содержанием базовых учебных предметов.
Из опыта работы, я с уверенностью могу сказать, что программа «Тропинки здоровья» оказывает положительное влияние на формирование как физического, так и психологического здоровья детей. Её использование даёт положительный результат во время прохождения периода адаптации, как в первом классе, так и при переходе учащихся в среднее звено. В первом классе эти занятия способствуют создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие доброжелательных отношений, наблюдательности, памяти, воображения и внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
С 2010 года наша школа является экспериментальной площадкой по апробации и внедрению данного проекта. Моя работа в рамках площадки была высоко оценена участниками семинара «Экспериментальный проект по формированию здорового образа жизни младших школьников» для учителей начальной школы организованный ГАОУ СПО «Казанский педагогический коллеж» на базе ГАОУ СПО «Казанский педагогический коллеж», семинара «Педагогические приемы и средства формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе» для слушателей стажировочной площадки К(П)ФУ для учителей начальных классов.
В ходе реализации новых стандартов я как учитель не замыкаюсь только на реализации программы «Тропинки здоровья».
Еще одним направлением работы по формированию навыков здороьесбережения является участие в проекте «Разговор о правильном питании». Результатом стали детские работы, направленные на конкурс «Плакаты о правильном питании». Хуснутдинова Алия стала призером районного этапа и приняла участие в республиканском конкурсе. Трое учащихся Кулиев Амир, Кузнецова Эмилия, Буреева Дина стали призерами районного тура конкурса детских презентаций «Веселый урок о том, что вкусно и полезно». Сабитова Сабина стала победителем Конкурса семейной фотографии «Накрываем стол для любимого литературного героя». Успешным считаю и свое участие в Конкурсе методических разработок «Развитие единого социокультурного пространства при реализации программы «Разговор о правильном питании». В 2013 году я стала призером районного и победителем республиканского этапов. Реализация данной программы продолжается и в этом году. Мы активно участвуем в региональном этапе Всероссийского конкурса детских проектов «Пишем кулинарную книгу», в региональном этапе Всероссийского конкурса семейной фотографии «Вкусная картина» по программе «Разговор о правильном питании». Надеемся на хорошие результаты.
Уже два года на базе моего класса интересно и увлекательно идет реализация литературного проекта «Я-читатель», совместно с национальной библиотекой Республики Татарстан. Так как чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, приобщение юных читателей к книге – дело первостепенной важности. Именно на этом начальном этапе важно привлечь ребенка к чтению.  Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи? Здесь главное – организовать чтение так, чтобы оно способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала бы потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Этому способствует проект «Я – читатель». Задачи проекта перекликаются с задачами новых стандартов обучения:
формирование и совершенствование навыков полноценного чтения;
приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотек;
развитие творческих способностей детей.
По итогам реализации данного проекта «Я – читатель». Есть положительные результаты. Победителями открытой городской олимпиады для младших школьников «Техника чтения» стали Мангушева Карина и Веревкин Михаил.
Также принимаем активное участие в городском конкурсе «Культурный дневник первоклассника». По итогам прошлого года ученик моего класса Кириллов Даниил в номинации «Лучший дневник первоклассника» стал победителем муниципального этапа.
Я как учитель, реализуя данные проекты, стремлюсь к основной задаче—формированию мотивации, обеспечивающей активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.