Рабочая программа по ОРКСЭ (православие) 4 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрированного в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 9 зарегистрированного в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) № О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06ю10.2009 № 373)
Приказ МО и Н РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) использование в образовательном процессе в ОУ, реализующих программу общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Приказ МО и Н РФ от 8.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию», утверждённый приказом от 31.03.2015 № 253
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений
Учебный план средняя школа 53
Примерная авторская программа по предмету
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год.
Количество часов в неделю - 1.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. 17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: -
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон «О свободе совести и религиозных объединениях».
В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 34 урока.
Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия.
Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.
Основное содержание учебного модуля «Основы православной культуры »
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Виды деятельности младших школьников:
- Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)
- Игровая деятельность
- Творческая деятельность.
- Проектная деятельность.
- Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)
Для реализации программного содержания используются:
-Учебник для общеобразовательных учреждений: «Основы православной культуры». 4-5 классы. / А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2013/
-«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
- «Православие: полная энциклопедия для православных»/ О. Глаголева,
Е. Щеголева. М.: Эксмо, 2011/
-«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
-Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры».
Оценивание проводить на основании «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверки тетрадей»
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини- проекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки)- индивидуальная и совместная деятельность учащихся
- результаты тестирования
Примерные темы творческих работ обучающихся:
1.Храмы России.
2.Православные иконы.
3.Православные праздники.
4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.
Материально-техническое обеспечение курса
Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
- энциклопедическая и справочная литература;
- религиозная литература;
Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Примерные темы творческих работ обучающихся:
1.Храмы России.
2.Православные иконы.
3.Православные праздники.
4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования
2.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
3.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
4.Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.
Материально-техническое обеспечение курса
1.Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
2.Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».
3.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
- энциклопедическая и справочная литература;
- религиозная литература;
4.Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
№ Дата Тема и тип урока Содержание урока Планируемые результаты Вид, форма контроля Информационное обеспечение, оборудование Домашнее задание
План. Факт. Предметные
(знать, уметь) МетапредметныеЛичностные самоконтроль взаимоконтроль учительский административный 1 Россия – наша Родина
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Р.: применять подбор информации для составления портфолио.
П.:  Отвечать на простые вопросы учителя
К.: Слушать и понимать речь других Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством?
2 Культура и религия
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры Как научиться понимать, что человек создаёт культуру. Как осмыслить о чем говорит религия. Р.: работать по предложенному учителем плану
П.: составлять рассказы на основе простейших моделей
К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре
3 Человек и бог в православии
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Изучают основы духовной традиции православия Как понять какие дары Бог дал человеку. Как осмыслить, что вера в Бога может влиять на поступки людей. Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя
П.: составлять рассказы на основе простейших моделей
К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
формировать первоначальные понятия о народе, православной вере + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Ответить на вопрос: « Что значит быть православным человеком?»
4 Православная молитва
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Изучают основы духовной традиции православия Как правильно читать молитвы Р.: работать по предложенному учителем плану
П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов
К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»..+ + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Выяснить значение слова искушать
5 Библия и Евангелие
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Дают определение основных понятий православной культуры Как правильно осмыслить кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие. Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя
П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм. + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Прочитать притчи
6 Проповедь Христа
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Как правильно понимать чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;
П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;
К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей
+ + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Обсудить вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»
7 Христос и Его Крест
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Как осознать, как Бог стал человеком. Как понять, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;
П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»
8 Пасха
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Как понять, что воскресение не только день недели, как празднуют Пасху. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей
К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.
9 Православное учение в человеке
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Знакомятся с
описанием основныхсодержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры. Как осмыслить, чем Бог одарил человека. Как понять, что значит - болит душа. Как узнать, что такое образ Божий в человеке. Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;
П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями
К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи осознавать ценность человеческой жизни + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». 10 Совесть и раскаяние
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Знакомятся с
описанием основныхсодержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры. Как узнать о подсказках совести, как исправить ошибки. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека
К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит
11 Заповеди.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Знакомятся с
описанием основныхсодержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры. Как определить, какие заповеди даны людям. Как понять что общего у убийства и воровства. Р.: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи
К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Приготовить книжку- малышку «Заповеди»
12 Милосердие и сострадание. Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Знакомятся с
описанием основныхсодержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры. Как определить, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям. Р.: уважительно относиться к партнеру.
П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы. оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Нарисовать дерево добрых дел.
13 Золотое правило.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Знакомятся с
описанием основныхсодержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры. Как применять главное правило человеческих отношений. Как понять, что такое не осуждение. Р.: высказывать своё предположение
П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей
К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи осознавать ценность человеческой жизни + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Сформулируйте оформите красочно свои правила «Как уберечься от осуждения»
14 Храм
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Как понять, что люди делают в храмах. Как выяснить как устроен православный храм. Р.: высказывать своё предположение.
П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи
К.: Участвовать в диалоге понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Нарисуйте храм.
15 Икона
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Знакомятся с
описанием основныхсодержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры. Как узнать, почему икона так необычна. Как понять, зачем изображают невидимое. Р.: определение общей цели и путей ее достижения
П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей
К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками.
+ + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены
16 Творческие работы учащихся.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Излагают своё мнение
по поводу значения
православной культуры
в жизни людей, общества. Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса
П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков
К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». подбор иллюстративного материала к творческим работам
17 Подведение итогов
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Излагают своё мнение
по поводу значения
православной культуры
в жизни людей, общества. . Как взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности. Р.: высказывать своё предположение
П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей
К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
+ + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». 18 Как христианство пришло на Русь
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Как правильно понять, что такое Церковь, что такое крещение. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов
П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах
К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.
19 Подвиг
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Как правильно понять, что такое подвиг. К.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Подготовить рассказы о подвигах.
200 Заповеди блаженств
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Как правильно понять, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи
П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; осознавать ценность человеческой жизни + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».
21 Зачем творить добро?
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Как правильно понять, чему радуются святые. Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями
П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя
К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».
22 Чудо в жизни христианина
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Как правильно понять, что такое Святая Троица, христианские добродетели Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи
П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
К.: готовность слушать собеседника осознавать ценность человеческой жизни + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»
23 Православие о Божьем суде
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Как правильно видеть в людях Христа. Как понять, почему христиане вверят в бессмертие Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов
П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах
К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
+ + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра
24 Таинство причастия
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД . Как правильно понять, как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастие. Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями
П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; осознавать ценность человеческой жизни + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». 25 Монастырь
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД . Как правильно понять, почему люди идут в монахи Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов
П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя
К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Подобрать изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ
26 Отношение христианина к природе
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Как правильно понять, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи
П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
+ + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете
27-28 Христианская семья
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Как правильно понять, что такое венчание, что означает обручальное кольцо. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов
П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах
К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Рассказать о православных семейных ценностях, какие семейные ценности главные в жизни.
29 Защита Отечества
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Как правильно понять, когда война бывает справедливой. Р.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями
П.: Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи
К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины.
30 Христианин в труде
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Как правильно понять, какой труд напрасен. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи
П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
+ + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». Нарисовать дерево добрых дел.
31-32 Любовь и уважение к Отечеству
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Как правильно понять, что такое первый грех людей. Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов
П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах
К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей + + + Программа комплексногоучебного курса
«Основы православной культуры». подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
33-34 Итоговая презентация проектов обучающихся
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Как правильно понять, что есть Православие в России. Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи
П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах
К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;;оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей + + + Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Презентации, доклады, сообщения. подбор иллюстративного материала к творческим работам