Олимпиадные задания по литературе /школьный этап, 8 класс/


Задания школьного тура олимпиады по литературе
8 класс
Знание текстов художественной литературы
1. Из каких произведений данные предметы? /Укажите автора и название произведения/:
а) набор черепаховых гребней; б) веретено; в) дохлая кошка; г) люлька (трубка); д) пряник конем; е) кукла с роскошными льняными волосами.
2. Определите жанр, название произведения и его автора по приведённым перечням слов:
а) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.
б) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.
в) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.
г) Ворон, дуб, желуди, Свинья.
3. Определите, о каком художественном произведении идет речь.
а) Рассказ человека о том, что он некогда стал свидетелем наказания; увиденное привело к тому, что любовь к родственнице «карателя» «сошла на нет».
б) Повествование о том, как человек из народа не смог справиться со своей привычкой подчиняться вышестоящим и даже в ситуации, выгодной единственно только ему, угождал сразу двум особам генеральского чина.
в) История о поре становления характера, о детстве и о том, с какими событиями связано прекращение данного периода в жизни человека.
г) Рассказ о желании и приобретении определенного предмета одежды одним мелким чиновником (титулярным советником) со странным именем, данным в честь отца.
4. Назовите героинь из известных вам произведений:
а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах».
б) На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет…
в) «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась».
г) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».
Знание истории и теории литературы
5. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений.
6. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведённых фрагментах.
а) Его настоящее имя Джон Гриффит.
б) Он всю жизнь был верен родной земле – далёкой сибирской деревне Овсянка Красноярского края.
в) Он был офицером, газетным репортёром, чернорабочим, грузчиком, спортсменом – атлетом, ездовым в цирке, драматическим актёром, зубным техником, псаломщиком, учётчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником и землемером, охотником, рыбаком, садоводом, управлял имением, разводил свиней и выращивал табак, спускался в угольную шахту и на морское дно, поднимался на воздушном шаре и летал на самолёте, работал редактором и критиком.г) До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.
д) Императрица Екатерина сделала его своим кабинет - секретарём. При Павле I его назначили государственным казначеем. При Александре стал министром юстиции. Н.В. Гоголь его назвал « певцом величия».
7. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:
а) Ясная Поляна;
б) Спасское-Лутовиново;
в) Таганрог;
г) Тарханы;
д) Нежин.
8.  Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Распределите термины на группы, дайте название каждой группе.
  Дактиль, сравнение, рассказ, ямб, басня,  роман, анапест, ода, хорей, метафора, поэма, эпитет,   гипербола, инверсия, амфибрахий.  9. Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:
а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.
б) Повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
в) Трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.
г) небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
д) Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
.
Творческое задание
10. Прочитайте стихотворение поэта Дмитрия Кедрина «Скинуло кафтан зелёный лето…» Напишите о личных впечатлениях от прочитанного текста.
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима!
Ответы / 8 класс/
1.а) О Генри «Дары волхвов»; б) А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; в) М.Твен «Приключения Тома Сойера»; г) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»; д) В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»; е) В.Г.Короленко «В дурном обществе» /ответ-1балл, макс.- 6б./
2. а) Баллада В.А.Жуковского «Светлана»;
б) повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
в) рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»;
г) басня И.А.Крылова «Свинья под дубом» /ответ- 1,5 б., макс.- 6б./
3. а) Л.Н.Толстой «После бала»;
б) М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»;
в) Л.Н.Толстой «Детство»;
г) Н.В.Гоголь «Шинель» / ответ – 1б., макс.- 4б./
4. а) Лиза Муромская (А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»);
б) Алена Дмитревна (М.Ю.Лермонтов «Песня про…удалого купца
Калашникова»); в) Маша Миронова (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);
г) бабушка Акулина Ивановна (М.Горький «Детство» /макс.- 4б./
5. Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть,
поучение. /1б.- за жанр и произведение, макс.- 6б./
6. а) Джек Лондон; б)В.П.Астафьев; в) А.И.Куприн; г)М.В.Ломоносов;
д) Г.Р.Державин /ответ – 1б., макс.- 5б./
7. а) Л.Н.Толстой; б) И.С.Тургенев; в) А.П.Чехов; г) М.Ю.Лермонтов;
д) Н.В.Гоголь /ответ – 1б., макс. – 5б./
8. Размеры стиха: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Литературные жанры: рассказ, басня, роман, ода, поэма.
Изобразительно-выразительные средства: сравнение, метафора, эпитет, гипербола,
инверсия. / 1 группа- 1б., макс.- 3б./
9. а) кульминация; б) аллитерация; в) хокку; г) притча; д) баллада / ответ-1б., макс.-5б./
10. Максимальный балл - 15